Храм святого преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Музей_Иконописи_18

   В воскресенье, 17 декабря, воскресная школа (жаль, что не в полном составе, а только те, кто пожелали) участвовали в удивительном и уникальном мастер-классе.

На этот раз наш поход в музей иконописи им. Андрея Рублева был действительно уникальным. Двое ведущих специалистов музея: Елена Владимировна – искусствовед и Ирина Александровна – профессиональный иконописец, позволили ребятам (и даже их родителям!) прикоснуться к тайне творения иконы.

   Начав свой рассказ с того, чем же икона отличается от картины и, показывая слайды шедевров древнерусской живописи, Елена Владимировна познакомила ребят с основными принципами иконописания: с типами икон, с историей написания первых иконописных образов, подчеркивая, что первая икона восходит к Нерукотворному Образу Спасителя.

Затем слово взяла Ирина Александровна (иконописец) и от горнего мира мы перешли в мир материальный, в иконописную мастерскую. Она показала нам доску, на которой пишется икона, рассказала, из какой породы древесины она должна быть сделана, чтобы икона долго прослужила и сохранилась неповрежденной, как ее обрабатывают. Затем разговор пошел о красках. Оказалось, все не так-то просто – их надо готовить самим!

   Ребята, затаив дыхание, вслушивались в новые загадочные слова: шпонка, левкас, киноварь, синий голубец, лазурит, охра…

Дальше – больше: принесены ступка и пестик (это то, в чем растирают и буквально размалывают камни – минералы, из которых и делают краску для написания Образов).

Ступка оказалась очень тяжелой. Она старинная, сделана из настоящего чугуна и прослужила иконописцам не одно столетие. Но вот она уже из рук Ирины Александровны аккуратно переходит в руки Николая, который сразу же пытается ее взвесить и восторженно заявляет: «Ого! Тяжеленная!»

И всем-всем разрешают подержать в руках этот незаменимый инструмент и помощницу иконописца столько, сколько этого требует его душа. А ведь кто знает, в чьих искусных руках побывала эта вещица, какие удивительные шедевры были написаны мастерами, растиравшими краски в этой незатейливой чугунной ступке? А вот теперь и мы смогли прикоснуться к этой тайне…

   А потом начинается главное чудо.

   Изумление на лицах - принесены обыкновенные куриные яйца и поставлены на стол рядом со ступкой и готовыми растертыми красками. Это еще зачем?

А вот и секрет мастерства – краски-то разводятся не водой, а яичным желтком! И только такой краской можно писать по подготовленной доске. Никакой воды!

Яичная темпера – так называется то, что (высовывая язык от усердия) пытаются сотворить сейчас наши юные иконописцы. Им предстоит этой краской раскрасить первый в их жизни настоящий элемент настоящей иконы – горку. И не просто раскрасить. Но потом еще сделать «притинки», на них нанести «пробела» и еще сделать «опись»! Все серьёзно!

Загодочность и таинственность произнесенных слов нарастает с каждой минутой. Но вот Ирина Александровна, сжалившись над нами, проясняет нам, что же именно нам нужно будет сделать. Притинки – это затемнение для придания объема, пробела – высветление, а опись – подчеркивание и прорисовывание линий и заломов горок. Итак, объяснения закончены, примеры показаны, кисточки и прориси розданы. За работу!

   Они смешивают киноварь и яичную эмульсию в одно вещество, а я глядя на них, думаю, что вот так же в стародавние времена отроки, отданные в подмастерье к иконному мастеру (изографу), готовили для него краски в тускло освещенной свечами коморке – мастерской…

Только мы пришли сюда как гости и скоро уйдем, унося с собой воспоминание об этом удивительном мире иконописи, где Небо соединяется с землей на небольшой липовой доске в умелых руках иконописца. И кто знает, может быть, кто-то из этих ребят когда-нибудь снова возьмет в руки кисть и уже под его рукой начнет вырисовываться и оживать Образ Спасителя.

   Выражаем свою благодарность сотрудникам музея – Елене Владимировне Коротковой и Ирине Александровне Щербаковой. Они порадовали нас и наших детей своим профессионализмом и душевной теплотой. Всем очень понравилось. Думаю, что такие события запоминаются надолго.

   Надеемся побывать у них и на мастер-классе по исторической каллиграфии «Письмо в Древней Руси. Секреты древних мастеров».

Ирина Васильевна, преподаватель воскресной школы.

raspisanie logo

Православный календарь

 

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика