Храм святого преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

 

О празднике Св. Троицы_1

День Святой Троицы - это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших
после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница,
Сошествие Святого Духа.
В этот день мы вспоминаем евангельское событие - сошествие Святого Духа на
апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в
Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут,
как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося
сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся
языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа
Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных
наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать
столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала
на его родном языке.


Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем
рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое
Тело Христово.
«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника.
Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый
день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные
истоки.
В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день
иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение
праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви
— на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем
израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из
Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в.
до н. э.
И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником
нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.
Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что
христиане просто приняли Ветхозаветный праздник. Это соответствует новозаветной

истории — именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел
на апостолов. День Троицы всегда приходится на воскресенье.
Сошествие Святого Духа на учеников Христа в день Пятидесятницы описано в
одной из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов.
Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе
Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной
Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в
Иерусалиме — той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как
написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил
весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и
почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить
на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником,
и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже
соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли
к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках.
Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они
напились сладкого вина» (Деян 2:13). Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал
людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа
Воскресшего всему миру:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи
Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам
моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть
предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа
Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши
ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на
рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать».
(Деян 2:14-18)
На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в
году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы.
Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет
облачений священнослужителей — зеленый.
Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она
должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На

вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три
особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших,
в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на
коленях. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время
которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними
авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
Троице предшествует один из дней сугубого поминовения усопших — Троицкая
родительская суббота. Эту субботу стали праздновать как особый заупокойный день еще в IX
веке. Смысл в том, что Троица есть день рождения Церкви, а у Церкви, как и у Бога, нет мертвых,
она столько же Церковь усопших, сколько Церковь живых. Поэтому накануне Троицы поминают
тех членов Церкви, которые находятся уже в мире ином, и поэтому — забежим немного вперед —
коленопреклоненные молитвы третьей части на вечерне Троицы посвящены именно поминовению
усопших.
На Троицу принято украшать храмы зеленью. Об этом обычае упоминает еще Иоанн
Златоуст. В Чиновнике Новгородского Софийского собора (1630-е годы) представлены подробные
рассуждения об этой традиции. Там сначала приводятся два частных мнения: одни, считали, что
мы постилаем листву и траву на пол и попираем ее ногами ради того, чтобы посрамить языческое
поклонение деревьям и другим тварным объектам. По другой версии, растения здесь
символизируют ветхозаветный Закон (так как иудеи в праздник Кущей использовали ветви
деревьев для постройки шалашей), и мы, постилая их, как бы попираем прежний Закон,
потерявший свою актуальность в Новом Завете. Изложив эти мнения, редактор Чиновника затем
их отвергает и предлагает свое суждение: зелень в конце мая и начале июня — свежая и красивая,
вся тварь обновляется, это — период «новолиствия, ликования весны». Украшая зеленью храмы,
мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира
Господь сотворил для человека, что подвигает нас к благодарению и усердной молитве.

Составлено на основе материалов журнала «Фома»

raspisanie logo

hram

Православный календарь

 

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика