Храм святого преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Список записей

Нам помогают:

dar rechi 1

Сайт посетило:

260036
СегодняСегодня14
На этой неделеНа этой неделе451
В этом месяцеВ этом месяце4177
ВсегоВсего260036

 

Хочу поделиться своими впечатлениями от паломнической поездки, в которой мне посчастливилось побывать.

Итак, 7 марта, в половину седьмого утра, со двора нашего храма, благословясь и помолившись о благоприятном путешествии, отправились в паломничество 20 человек. Во главе группы паломников настоятель, отец Василий, и прихожане «святаго храма сего..» во имя преп. Сергия и Варвары Островских. Среди них была и я. Надо сказать, что наш приход периодически отправляется в какие-то путешествия, но у меня как-то не складывалось к ним присоединиться. И мне уж было на эту тему взгрустнулось, но вот и радость – оказывается, планируется поездка, мы едем сразу в три монастыря, все это одним днём и мне ничего не мешает присоединиться к этой группе счастливых паломников. И вот мы уже в пути…

Отец Василий читает утреннее молитвенное правило для нерадивых паломников, то есть, для меня. Слушаю в пол-уха, но стараюсь приложиться сердцем к молитве, потом сразу ухожу в сон. Проснулась уже перед самым Иосифо-Волоцким монастырем. Об этом монастыре, о его святынях и о его основателе я и хочу вам рассказать.

И вот, мы уже входим в монастырские врата. Сразу идем на литургию в храм Успения Пресвятой Богородицы. Идет молитва, в храме людей немного, обращает на себя внимания следующий факт: монастырь мужской, но вокруг много монахинь… Задав вопрос нашему экскурсоводу, узнаю, что восстанавливать монастырь после советского безбожного времени приехали именно монахини. Немощными женскими руками с Божьей помощью матушки практически подняли монастырь из руин. Это кажется невероятным, но «сила Божия в немощи совершается», как говорит апостол и мы видим это воочию. Но позднее было принято решение, что монастырь будет все же мужским. Приехали первые монахи…А матушки? Куда им, трудницам? Решили оставить, расселили их за стенами монастыря, а кому не хватило приюта, оставили в монастыре, выделив им отдельный корпус. Еще от экскурсовода мы узнали следующее:

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Роспись собора осуществлял сам Дионисий с сыновьями.

Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. Освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами и цветными изразцами в так называемом «московском стиле».

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Нет на Русской земле уголка, где бы ни проявилась чудотворная сила от какой-либо иконы Богоматери. Иосифо-Волоколамский монастырь – не исключение. Именно здесь во второй половине XVI века была явлена икона Пресвятой Богородицы, которая стала именоваться Волоколамской, до ныне почитается она в стенах обители и является покровительницей всего Волоколамского края.

Искусствоведы однозначно сходятся во мнении, что образ был написан в начале семидесятых годов XVI века художником из круга царских мастеров и принадлежит к числу лучших произведений московского церковного искусства того времени.

История появления иконы в стенах монастыря удивительна и не похожа на хрестоматийные рассказы о прочих иконах Пресвятой Девы.

«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь. «Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой». Икона была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, это был точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. «Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».

Кто же был этот «некий вельможа», заказавший специально для Иосифова монастыря столь драгоценную икону? Чуть ниже Сказание сообщает нам его имя: «Прежде названному вельможи Григорию, так чудно икону украсившему…» А исследователи церковных древностей установили, что им был Григорий Лукьянович Бельский, вошедший в историю России как Малюта Скуратов, глава опричнины, потаковник немыслимым по жестокости злодеяниям Ивана Грозного, которому приписывается даже убийство Предстоятеля Русской Церкви святителя Филиппа II. Впрочем, есть основания говорить и об искреннем покаянии Малюты…

…О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим. Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь (ужасы опричнины к 1572 году канули в прошлое), Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна). Насколько правдивы слова Священного Писания: «Бог всем желает спастись и в разум истины прийти».

Икона, отправленная Малютой в обитель со слезами покаяния, в первый же день пребывания в монастыре прославилась чудотворением. От неё исцелился один из слуг Малюты, некий дьяк Пётр. Другой сопровождавший икону, пономарь Фёдор, видя это чудо, остался в обители и принял монашеский постриг…

На Волоколамской иконе лик Богоматери пронзительно скорбен. Боль сквозит во взоре Пречистой, будто грехи всего мира уже пронзают Её материнское сердце, она словно предчувствует, как человечество вознамерится снова и снова распинать Богомладенца Христа неверием, нераскаянностью, лживостью и жестокостью. Трагичность образа выражается и в цвете одежд Пречистой и Младенца, и в притемнённой живописи Их ликов, и в тёмно-зелёном фоне всей иконы. Левой рукой указывая на Своего Сына, Дева Мария даёт нам знать – радость покаяния, очищение души, жизнь с избытком – только в Нём, во Христе распятом.

На полях иконы изображены архангелы, склоняющиеся в ликующем славословии, а так же святые митрополиты Московские Пётр и Иона, и это – отличительная особенность Волоколамской иконы от прочих изображений Богоматери. Выбор этих покровителей Москвы не случаен, именно они в глазах москвичей XVI века были молитвенниками о безопасности стольного града при нашествиях иноплеменников. Храм в Иосифо-Волоколамском монастыре, для которого была написана икона, посвящался празднику Сретения Владимирской иконы, в этом событии воспоминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана.

Григорий Бельский (Малюта Скуратов) дал обет о строительстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем. Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и Московских святителей Петра и Ионы.

На протяжении веков Волоколамская икона Божией Матери почиталась верующими, день принесения её в обитель стал праздничным в общецерковном календаре. Находят православные христиане заступничество у Божией Матери и сейчас, правда, перед иным, современным списком Волоколамской иконы.

Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. 16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века. Ныне она освящает собой Успенский собор монастыря.

И вновь перед иконой Пречистой Девы теплится лампада, вновь лик Богоматери озаряется мерцанием свечей, вновь Владычица Неба и земли ждёт нашего покаяния и с любовью принимает всех, взывающих к Ней о помощи. Вновь сотни верующих благодарственно исповедуют: «Заступница усердная рода христианского!..»

Можно очень долго говорить об истории монастыря, о его святынях и святых – это целая Вселенная со своей историей, неотделимой от истории Руси, русского православия, радостей и скорбей русского народа. Невозможно обойти стороной образ святого подвижника и основателя монастыря преподобного Иосифа Волоцкого. Таких личностей в истории Государства Российского были единицы. Они повлияли на историю страны прямым образом, самим фактом своей жизни.

Преподобный Иосиф Волоцкий — уникальнейшая личность в мировой истории. След, который он оставил в памяти потомков, и спустя несколько столетий не изглаживается из памяти поколений. Его почитают как святого Православной Церкви, уважают как выдающегося организатора монастырской деятельности, переиздаются его сочинения, ставится в пример опыт его служения Церкви и обществу как человека, во многом опережавшего своё время.

Митрополит Питирим (Нечаев) так отзывался о преподобном Иосифе:

«Это был человек исключительных природных дарований, очень волевой и очень сильный по воздействию на окружающих. Он носил на теле вериги в 20 с лишним килограммов, его физическая сила поражала даже крестьян, которые приходили к нему.

В обители было полное отрицание имущества. Каждый монах мог иметь всё для работы, для необходимого служения, но не мог иметь ничего своего. Молитва и труд были основными составляющими их делания. Это было первое, главное направление.

Второе, тоже главное направление — это высокая культура. Менее чем за сто лет в обители было собрано более чем 1000 рукописей — по тем временам это небывалая цифра. Монахи упражнялись в каллиграфии, переписывали книги. Сам Иосиф Преподобный был великолепным каллиграфом. Это была богатейшая библиотека, которая в середине XIX века была передана в Московскую духовную академию.

Третьим направлением было социальное служение. Помимо того, что Преподобный заботился о детях и стариках, он помогал развитию сельского хозяйства вокруг, снабжал крестьян скотом, инвентарём, посевным фондом, учил травополью. Когда наступали голодные годы, монастырь не только сам кормил до 700 человек в день — это в те безлюдные времена! — он ещё и регулировал рыночные цены на хлеб. Преподобный требовал христианского отношения владетелей к своим подданным.

Будучи учеником « в третьем поколении» преп. Сергия Радонежского, он, как и великий игумен Земли Русской, боролся за чистоту веры православной. Он защитил Россию от того религиозного распада, которому подверглась в религиозных войнах Европа.

Он был очень начитан, его высказывания, поучения были собраны в книгу «Просветитель». Когда читаешь этот труд, поражаешься его эрудиции.

Еще одно, о чем следует сказать. В декабре 2009 года на имя Святейшего Патриарха Кирилла поступила просьба определить Небесного покровителя православного предпринимательства. Просьба исходила от представителей Экспертного совета «Экономика и этика», который действует при Патриархе и объединяет известных бизнесменов, учёных, государственных деятелей.

Святейший Патриарх Кирилл счёл наиболее уместным, что покровителем предпринимателей должен быть преподобный Иосиф Волоцкий, так как он всемерно расширял хозяйственную деятельность своей обители исключительно для того, чтобы иметь возможность осуществлять просветительское и социальное служение, вести благотворительную деятельность, совершать дела милосердия и оказывать материальную поддержку всем нуждающимся. По мнению Патриарха, это выдающийся пример для обеспеченных людей на все времена.

Таким образом, просить помощи преподобного Иосифа Волоцкого в благополучном ведении бизнеса можно и нужно, но при этом в случае успеха необходимо настроить себя на посильную жертву и проявить деятельное милосердие к тем, кто нуждается в нашей материальной поддержке.

Хочу закончить свой рассказ. Молитвами святых отец наших и заступлением Божьей Матери мы благополучно вернулись обратно в стольный град Москву, побывав еще в Ново-Иерусалимском монастыре на Истре и в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, об этом расскажет кто-то другой. Но вернулись мы уже другими. Ибо никто, отправившись в путешествие, не возвращается из него прежним.

Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас!

raspisanie logo

Православный календарь

 

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика