Храм святого преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Список записей

Нам помогают:

dar rechi 1

Сайт посетило:

187751
СегодняСегодня199
На этой неделеНа этой неделе87
В этом месяцеВ этом месяце2961
ВсегоВсего187751

   Продолжается зима, засыпает снегом, оттепели сменяются морозами, кто-то после новогодней кутерьмы снова увяз в болоте рутинных дел, а нам, прихожанам, первые недели января принесли череду радостных Господних праздников. И вот уже прошли Святые дни от Рождества Господня до Его Крещения, разобран вертеп, вынесены за порог ёлки, сняты рождественские украшения, и храм наш снова бел и строг. Как же провел Святки наш приход?

13 января настоятель нашего храма отец Василий согласно череде служений московских храмов читал акафист чудотворному Иверскому образу Богоматери в часовне на Красной площади. Наши прихожане, сумевшие приехать туда днём в рабочий день, подавали записки, прикладывались к образу, пели вместе с хором, просили Царицу небесную о помощи себе, своим близким и всем нам, грешным.

14 января мы отмечаем сразу два праздника, но оба они – о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа – о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: ”се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя” (Пс. 50, 7). Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: ”Не нарушить закон пришел Я, но исполнить”.

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышим, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь.

А в нашей церкви в этот день особенно много народу ещё и потому, что мы поздравляем с Днём Ангела нашего батюшку – отца Василия. Приехали гости из тех храмов, где батюшка служил раньше, а сослужил ему за Литургией, как и накануне на Всенощной, его соученик по духовной семинарии диакон отец Николай, завороживший прихожан своим дивным басом. После службы – поздравления, цветы, многолетие имениннику, а сам он пригасил и гостей, и своих прихожан на трапезу. Тут уж всем пришлось вспомнить, что вечер на Василия Великого в народе раньше звался «щедрым» – а у нас вечер переместился на утро, и в трапезной был приготовлен вкусный обед. В качестве «шеф-повара» трапезы выступил вместе с нашим поваром Любовью алтарник Алексий – уха, приготовленная на костре, маринованные арбузы и домашнее вино царствовали на столе. А отец Николай познакомил нас с «избранными страницами» учёбы батюшки в семинарии. Многая лета нашему настоятелю, здоровья и благоденствия его семье – матушке Веронике и чадам!

И вот уже пора готовиться в празднику Крещения Господня. Все мы знаем, что празднует церковь в этот день. В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Иисус сказал ему в ответ: “оставь теперь”, то есть не удерживай меня теперь, “потому что так нужно нам исполнить всякую правду” – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“. Таким образом, при участии Иоанна Предтечи, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения.

Два раза, накануне Богоявления и в самый этот день, происходит чин Великого освящения воды. Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. Святость воды очевидно для всех проявляется в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, как лекарство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. За Святой Крещенской водой целыми днями в храм идут и идут люди – даже те, кто бывают в храме один или два раз в год, а может быть, кто-то приходит и в церковь впервые. Что же, может быть для кого-то из них это станет первым шагом ко Господу!

В нашей Русской Церкви существует давний народный обычай погружения в этот день в освящённую воду. Там, где есть рядом водоем – река и озеро – прорубают во льду и оборудуют крестообразную прорубь, «Иордань». В мегаполисе до природной воды – километры. На нашем приходе уже второй год усилиями отца настоятеля храма и прихожан сложился обычай строить Иордань своими руками. Во-первых, потому что просто хочется поддержать традицию, а самое главное, как говорит батюшка, это тоже возможность привлечь в храм «мимо проходящих» людей. Так же, как и год назад, привезли доски, и под руководством батюшки – мастера на все руки – за один день братья и сестры возле храма соорудили купель. Вечером, после праздничной службы, отец Василий совершил чин освящения воды и первым подал пример прихожанам, троекратно окунувшись в освященные воды. За ним потянулись братья и сестры, окрестные жители – всего, как подсчитали, около ста человек. На следующий день по телевизору показывали репортажи из разных мест Москвы и России – везде люди терпеливо стояли в очередях, чтобы приобщиться к старинной традиции купания в «Иордани». А у нас – никаких очередей, тёплые вагончики для переодевания, горячий чай. Уютно, тепло, всё как-то по-домашнему и в то же время благоговейно, не превращая благочестивый обычай в разудалое молодечество. Кто-то из жителей района пришёл в этот вечер просто так, испытать свою силу воли или из интереса, а ушёл, задумавшись о словах отца Василия о смысле Праздника, о том, что за народной «забавой» стоит нечто очень-очень большое, способное изменить и освятить всю жизнь. И действительно, буквально через несколько дней батюшка рассказал нам, что один из таких людей побывал в храме, проникся нашими заботами и вызвался реально помочь.

Вот так прошли Святые дни. И ещё одно событие расцветило нашу приходскую жизнь. Как известно, время от Рождества до Крещения – это ещё и время для добрых дел, для милосердия. В нашем приходе силами Служба помощи пожилым и одиноким людям «Милосердие» была проведена акция по сбору помощи для домов престарелых и приютов для бездомных. Прихожане несли в церковь зимние вещи, лекарства, средства гигиены и продукты, а наши сестры разбирали их, упаковывали и отправляли по назначению. Спаси их Господь за их службу!

Что ж, будем жить дальше. Заканчивается январь днями памяти Святых Татианы и Нины, а там и весна не за горами. Всех именинниц с Днём Ангела!

Слава Богу за всё!

raspisanie logo

hram

Православный календарь

 

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика