Храм святого преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Список записей

Нам помогают:

dar rechi 1

Сайт посетило:

259987
СегодняСегодня150
На этой неделеНа этой неделе402
В этом месяцеВ этом месяце4128
ВсегоВсего259987

Дневник прихода

Светися, светися, новый Иерусалиме…

Дорогие мои!
Христос воскресе! Радуйтеся!

Услышим же сердцем первые слова Воскресшего Спасителя к Женам Мироносицам: “Радуйтеся!”

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех……Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшего Христа во веки…

И вновь пасхальный благовест наполнил мир

И радости этой никто не отнимет от нас. Эта благодатная и нескончаемая радость – преддверие жизни вечной. Она даруется и нам, слабым и грешным детям своего Небесного Отца, Которому дорого каждое чадо, живущее на земле.
Так благодарите же Господа за все Его дары и благодеяния и сами дарите и благодетельствуйте, разделяя со всеми эту радость: Воскресе! Воскресе Христос!.. Воистину Воскресе Христос!

 

Так поздравлял своих духовных чад отец Иоанн Крестьянкин. И мы сегодня, как и годы назад, можем почувствовать, что эти слова незабвенно старца обращены к каждому из нас.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми.

Долго готовились мы к этому Светлому Дню, шли трудной дорогой Великого Поста, молились, ограничивали себя в пище и развлечениях, старались всё успеть, чтобы подготовиться к празднику. Убирались в храме и на территории, мыли окна? начищали утварь. Подарком стало долгожданное появление машин для замеса и раскатки просфорного теста. Спаси Господи наших сестёр за их физически тяжелый, но такой нужный и радостный труд! Очень хотелось до Светлого Дня закончить строительство церковной лавки, но не успели. Ну что ж, это ведь не главное! Главное, что мы постарались прийти к Воскресшему Христу с чистыми сердцами и душами.

Страстной седмице предшествовал в этом году великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. Радуйся, Благодатная,” – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества. В народе этот праздник почитали особенно. Говаривалось, что в Благовещенье «Птица гнезда не вьёт, красна девка косы не плетёт». Нам, современным городским людям, отпуск на работе не дают, но рано утром те, кто могли, пришли в храм на праздничную службу, а те, кто смог на ней остаться до самого конца, стали свидетелями трогательного обычая выпускания на волю белых голубей. В этом году трем птицам так у нас понравилось, что они не захотели улетать и остались возле храма, так что сёстрам, трудящимся в трапезной, пришлось взять их «на довольствие». За Благовещением пришли Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье, когда наш храм стал похож на молодую рощицу с тоненькими, покрытыми белыми «барашками» и украшенными цветами веточками вербы и широкими пальмовыми опахалами. И уже в эти дни явственно прозвучала грядущая Пасхальная радость.

А с наступлением Страстной Седмицы наш батюшка, похоже, перестал уезжать их храма домой. Службы служились каждый день, утром и вечером. Утром Великого Четверга, в день воспоминания Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии, все прихожане собрались в храме, чтобы причаститься Святых Христовых Таин и засвидетельствовать свою принадлежность к Его стаду. Вечером нельзя было пропустить службу «Двенадцати Евангелий», и мы снова со свечами в руках слушали рассказы Евангелистов о Страстях Христовых и снова вместе с Ним шли дорогой страданий и искупления, а потом старались огонь страстных свечей донести до дома, чтобы освятить им свои жилища. Великая Пятница – самый страшный день в году: Господь распинается и погребается, и Плащаница как символ Его гроба обносится крестным ходом вокруг храма. И опять мы на службе. А ведь надо ещё и дома успеть всё подготовить к празднику, и родные так ждут «тельца упитанного» после честного трудного поста. А в домашних хлопотах надо ещё и душу суметь сохранить в покое и чистоте, чтобы не замутнить её поверхность сором пустой суеты. Трудная задача!

Но вот приходит суббота, хоть и прохладно и ветрено, но солнце сияет в чисто вымытом небе, и народ бесконечно тянется к столам, поставленным во дворе возле церкви, и расставляет корзины и пакеты, разворачивает снедь, подготовленную к освящению, заслоняет ладонями трепетные огоньки свечек, и столы расцветают разноцветными яйцами, белоснежными верхушками куличей и пасох. Батюшка не просто освящает пасхальную снедь, но пользуется случаем, чтобы немного поговорить с людьми, многие из которых заглядывают в храм единожды в году, и рассказывает им о нашем храме, приглашает приходить на службы. Сёстры раздают листовки с Пасхальным поздравлением и информацией. Но к вечеру постепенно поток людей иссякает, небольшой отдых, и вот она – ПАСХАЛЬНАЯ СЛУЖБА! Красные лампадки сияют, все нарядные, сёстры в красных и белых платочках, и после выноса Плащаницы – Крестный ход с хоругвями, с иконами, с негромким пением «Воскресение твое…» обходит вокруг храма, останавливается возле запертых дверей, и вдруг – ликующее «Христос воскресе!», подхваченное десятками голосов. ХРИСТОС ВОСКРЕС! И чудесным образом именно в этот момент подходит алтарник Дионисий с Благодатным Огнём, зажжённым им во аэропорте Внуково от огня, привезённого из Иерусалима. Потом уже мы узнаем, что из трёх зажжённых Дионисием лампадок благополучно доехала только одна, и подивимся его и отца Василия предусмотрительность, а сейчас мы, войдя в храм, радостно зажигаем и наши свечи и лампады от священного Благодатного Огня и внимаем ликующему, торжественного хору, славящему Воскресшего Христа. И Причастие Святых Таин в эту ночь – как награда, как вершина нашего подъема ко Господу. Служба окончена, отец Василий поздравляет прихожан, все поздравляют друг друга и благодарят батюшку, и  батюшка приглашает прихожан на разговенье в трапезную уже почти на рассвете – небо на востоке начинает светлеть, и уже слышны первые, ещё сонные голоса птиц.

А в воскресенье всех ждал ещё праздничный концерт, подготовленный учениками нашей воскресной школой, хором и приглашёнными гостями – фольклорным коллективом. Несмотря на то, что после тихого солнечного утра пошёл снег, всем было весело. Разве может погода испортить Пасхальную радость? Всю светлую седмицу будут звучать праздничные песнопения и радостно звонить колокола. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Слава Богу за всё!

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

   Так 200 лет назад Александр Сергеевич Пушкин переложил в стихах молитву Ефрема Сирина, словами которой молился в дни Великого поста. Этими же словами и мы сегодня обращаемся ко Господу. Дай Бог, и через 200 лет наши дети и внуки повторят за нами, своими предками, эти вечные слова.

   А мы уже на половине пути к Светлому Христову Воскресению, или, как сказал батюшка на воскресной проповеди, поднялись уже на половину ступенек к Пасхе Господней.

Воскресенье третьей недели Великого поста в нашей Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно вынесли Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого батюшка и прихожане храма совершили перед крестом три поклона. Хор и все прихожане дружно пели: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Половина поста позади, что-то у нас получилось, что-то – нет, все уже немного утомились от постной еды, усиленных молитв и длинных служб, кто-то мужественно отказал себе в телевизоре и интернете, и нет-нет да и заползёт в голову малодушная мысль: «А Светлое Воскресенье ещё не скоро!» А у кого-то, может быть, другое: съедено или выпито что-то не то, какая-то ссора случилась, какие-то богослужения пропущены, может быть, нет смысла и продолжать? Хочется поднять свой дух, получить второе дыхание, вот и выносится Святой Крест нам для того, чтобы подбодрить нас, укрепить нашу волю напоминанием о страданиях и смерти Господней, воодушевить к продолжению подвига поста. Вынося крест, Церковь говорит с нами словами Спасителя: не бойся, малое стадо! (Лк. 12: 32). Ничего еще не потеряно. Если мы ленились в первой половине поста— есть еще время не полениться во второй. Господь ободряет нас: держитесь! Надо собраться! Постараемся хотя бы Великий пост провести достойно в той мере, в которой позволяет наше внутреннее устройство, и сказать: Господи, мы стараемся, мы хоть что-то для Тебя делаем, и делаем искренне.

   В этом году как раз посреди поста ещё радость: день Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, 22 марта по новому стилю. Сорок мучеников Севастийских – это воины-христиане, которые жизни свои положили во имя Господа Иисуса Христа в городе Севастии (это Малая Армения, территория современной Турции). Произошло это событие в 320 году. В древнейших месяцесловах этот праздник относится к самым чтимым – облегчается  строгий пост, разрешается вкушать вино и совершается Литургия Преждеосвященных Даров. А на Руси это один из самых любимых в народе праздников. Издавна был обычай в этот день лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу. А ещё в деревнях был обычай жаворонками «закликать весну» (то есть зазывать). И наши прихожанки испекли смешных птичек из теста и угощали всех, кто пришёл на службу.

Великопостные недели – насыщенные и напряжённые. Длительные литургии Преждеосвященных Даров. Родительские субботы с заупокойными богослужениями и Великими Панихидами. Четыре воскресенья подряд по вечерам – Пассии – акафисты Страстям Христовым, которые бывают всего 4 раза в год – по числу евангелистов. На этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажжёнными свечами в руках. Как и везде, в нашем храме по время Великого Поста проводятся соборования. Два уже прошли, третье, последнее – в начале апреля.

   В перерывах между службами наш неутомимый отец Василий успевает руководить стройкой, которая возобновилась возле храма. Хочется к Пасхе закончить строительство церковной лавки, чтобы ничто не отвлекало во время богослужений.

   А ещё во время поста мы обогащаем ум, укрепляем дух и тело пешеходными экскурсиями по Москве вместе с замечательным экскурсоводом Татьяной Станиславовной. Первая из них прошла 8 марта и была посвящена старинным Маросейке и Покровке, во время  следующей – в воскресенье – Татьяна Станиславовна расскажет об Ивановской горке. Присоединяйтесь!

Желаю вам поститься постом приятным! Обращаясь к своим братьям и сёстрам по вере с таким пожеланием раньше, я самонадеянно думала, что желаю им быть в мире и покое, поститься легко и радостно, не слишком изнуряя себя. Ан нет, ошибочка вышла! Оказывается, в церковнославянском языке слово «приятный» означает вовсе не то, что понимаем мы, люди XXI века. Заглянув в словарь, я, к стыду своему, узнала, что «пост приятный» - это не тот, что лёгок и приятен нам, а тот, что будет принят Господом. Так что, братья и сёстры, желаю нам всем потрудиться, побороть с помощью Божьей свои немощные плоть и дух и прийти ко Господу на его Светлое Воскресенье такими, чтобы Он принял нас в свои отцовские объятья!

Слава Богу за всё!

Дорогие братья и сестры!

   Поздравляю вас всех с началом Великого Поста! Как холодная промёрзшая земля с началом весны отогревается под лучами солнца, исподволь наполняется соками, чтобы расцвести травами и цветами и принести плоды, как тёмная сухая ветвь дерева обнаруживает постепенно набухающие почки и вдруг покрывается листьями, так будем подготавливать тело и душу к приходу Воскресшего Бога нашего Иисуса Христа!

 

   Февраль – месяц короткий, казалось, только что были Рождество, Святки, Крещение – и вот уже Великим постом начинаем готовиться к Пасхе.

 

   В начале февраля наши прихожане вместе с батюшкой совершили незабываемую паломническую поездку в Святую Землю. Невозможно словами описать впечатления, оставшиеся от этого путешествия – восемь дней молитв, созерцания земли, которая помнит Спасителя, восемь дней Евангелия, которое паломники «прошли» своими ногами – Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Иордан, Галилейское море и гора Фавор, греческие храмы и русские монастыри – всё это навсегда отпечаталось в душе. Каждый вернулся домой немного другим человеком. Паломники молились за себя, своих близких и за всех прихожан, а прихожане ждали их возвращения и рассказов. В ближайшее воскресенье все собрались в воскресной школе, и за чаепитием с восточными сладостями паломники отчитались о своём путешествии – и рассказывали, и показывали фотографии, и раздавали сувениры (а ещё раньше, после воскресной литургии, батюшка вручал всем благословение Иерусалима – Вифлеемский и Иерусалимский образы Божьей Матери). Каждый день поездки заранее был закреплен за разными людьми, и каждый старался рассказать подробно о своих впечатлениях. Поэтому и встреча затянулась на несколько часов, но, кажется, никому не было скучно

 

   Середину февраля отметил двунадесятый праздник Сретения Господня – день, когда Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм. В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Несмотря на то, что праздник выпал на середину рабочей недели, многие пришли в храм в это день, чтобы встретиться с Господом, который явился в мир для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода.

 

   Быстро пролетела весёлая масленичная неделя, которая в этом году совпала с длинными выходными днями после 23 февраля. И вот уже прощёное воскресенье – после утренней литургии приходские блины с чаем, и отец Василий рассказывает о последних новостях на приходе, о ближайших строительных планах – к Пасхе надо достроить церковную лавку, чтобы в храме было более просторно и благоговейно. Фундамент и пол будущего здания уже есть, надеемся, что молитвами батюшки и под его началом прихожане помогут завершить стройку к Празднику празников.

 

   А вечером в храме уже великопостные тёмные облачения, и грустные синие лампадки, и умилительный чин прощения, когда все просят прощения у всех – и батюшка, и прихожане. Все кланяются друг другу, целуются, у многих на глазах слёзы.

 

   И вот – Великий пост. Всю неделю службы каждый день. Рано утром, к семи часам, собираемся в храм. Кто-то, помолившись, уходит на работу, кто-то до конца выстаивает долгую великопостную службу. А вечером все собираются на Великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского. Это особое богослужение – батюшка читает покаянный канон, многие стоят на коленях, кладут земные поклоны. Композиция Службы Канона – это микросюжет Великого поста: подъем от глубин греха к небу. Поэтому, выходяв эти вечера из храма, покой и тихую радость. Эта радость озаряет самые первые и самые строгие дни Великого поста, смягчая шок перехода от жизни плотской к жизни духовной. Мы проходим первые шаги на длинном и нелёгком пути к Пасхе Христовой. После службы батюшка произносит проповедь, наставляя нас на этом пути, сравнивая нашу церковь с кораблем, отчалившим от берега повседневной суетной жизни и медленно отплывшим навстречу Господу. Блажен уже тот, кто вступил на этот корабль хоть пассажиром, и вдвойне блажен тот, кто трудится на этом корабле, ведомом нашим батюшкой. Господь да поможет им и всем нам!

 

   Слава Богу за всё!

   На Святой Земле мне удалось побывать впервые, поэтому впечатления от паломничества оказались особенно яркими, вдобавок к этому, прекрасная погода и ласковое, в это время года, израильское солнце добавляли красок. Программа была очень насыщенной и за короткий семидневный промежуток времени удалось посетить 90% Святых мест Израиля. Поначалу даже хотелось уже немного передохнуть, но наша приходская семья во главе с отцом Василием была настолько заряжена энтузиазмом, что это передалось и мне. Где-то на третий день паломничества в голове "перещелкнулся" какой-то тумблер, и пришло осознание того, что паломничество - это не отдых и развлечение, а труд, но труд благодарный. Благодаря прекрасному гиду Нине, которая действительно любит Господа и свою работу, мы узнали столько интересных фактов об евангельских событиях, трудностях перевода с еврейского языка на греческий, об истории древнего и о жизни современного Израиля, что хватило бы на целую докторскую диссертацию. Её рассказ шёл прямо от сердца, что находило отклик и в наших сердцах. Теперь, читая Евангелие, мы будем ясно представлять, где проходила земная жизнь и проповедь нашего Господа Иисуса Христа. Нам удалось побывать в Галилее, Иерусалиме, на реке Иордан и в Вифлееме, где мы, собственно, и жили в очень приличной гостинице, где ежедневно убирались в номерах, вкусно кормили и всегда шли на встречу, когда нам нужно было поесть во внеурочное время.
Основным моментом нашего паломничества стала ночная воскресная Литургия в Храме Гроба Господня, на которой сослужил наш отец Василий, где все желающие смогли причаститься Святых Христовых Таинств. Это была настоящая Пасха, по дороге в гостиницу мы пели стихиры Пасхи, приветствовали друг друга словами "Христос Воскресе", пасхальное настроение осталось с нами до конца паломничества. Надеюсь, что память о святых местах, ночной Литургии и Благодать, полученная у Гроба Господня, поможет нам достойно пройти поприще Великого поста и встретить Светлое Христово Воскресение.

Благодарю Господа, Его Пречистую Матерь, нашего настоятеля отца Василия, гида Нину и всех членов нашей приходской семьи за то, что мне удалось побывать в столь значимой в моей жизни поездке.

Христос Воскресе!

С уважением, Денис Баринов.

Дорогие братья и сестры! Хочется поделить той великой радостью, которую мы испытали на Святой Земле.

Что поездка на Святую Землю будет в феврале, знача с самого начала, но сомнения, выдержу ли, и не буду ли обузой для группы паломников, очень волновала и тревожила. Сестры нашего прихода поддержали, кто чем мог, ободрили, вселили уверенность, и вот с помощью Божьей собираемся в аэропорту. Батюшка читает молитвы о путешествии. Проходим регистрацию, самолёт – и вот она, Святая Земля. Израильский пограничный контроль строг и бдителен, задают много вопросов о цели пребывания в страну, но, слава Богу, все прошли благополучно, и нас уже ждёт Нина, наш гид по стране. Размещаемся в комфортабельном автобусе, и вот – только слушай, запоминай, смотри то в левые, то в правые окна автобуса, будь соучастником тех событий, которые были со Христом, божьей Матерью, Апостолами…

Едем в храм вмч. Георгия Победоносца, батюшка служит молебен у гробницы, вокруг нас благоухает аромат мирра, помазуемся, благодарим святого, берём для прихожан ватки с мирром, раздаём всем, кто будет в этом нуждаться.

Отправляемся в Вифлеем. Храм Рождества Христова. Вот на этом самом месте, в этой пещере рождается Богомладенец-Христос. Чувство нереальности, что всё это происходит с тобой и сейчас, и ты реально можешь ощутить всё здесь происходившее 2000 лет назад.

Прикладываемся к чудотворной иконе Божьей Матери «Вифлеемская». Молимся за всех, кто просил нас это сделать, покупаем иконки. Пресвятая Богородице, спаси нас! Посещаем подземную церковь пастушков – где им явились ангелы и возвестили о рождении Богомладенца. Далее посещаем do` несколько святых мест, уставшие, но счастливые, размещается в гостинице. Хочется сразу отметить продуманный подход к организации этой поездки, заботу, которую мы ощущали во время всего нашего пребывания на Святой Земле: как настоящий пастырь, наш настоятель был всегда впереди, решал наши вопросы, если они были, каждый вечер в автобусе он спрашивал: «У кого какие вопросы, недовольство, что было не так, чтобы в дальнейшем это устранить». Отец Василий, дорогой наш батюшка. низкий Вам поклон за эту поездку, я думаю, что меня поддержат все, кто был с нами!

Конечно, впечатлений море, чтобы всё происходившее оценить, нужно время. Я рассказала только первый день нашего пребывания, но были и ещё семь других, более насыщенных, и три литургии, которые служил наш батюшка, наше причастие. Та благодать, полученная в этом Святом месте, она была наверняка у всех, и дай нам Господь сохранить её как можно дольше. А в конце прощальный ужин в трапезной с вксным вином и душевной беседой. Всем очень признательна за дружелюбие, любовь, понимание, мы были одной сплочённой дружной семьёй.

Дай Бог, чтобы не в последний раз была эта поездка.

Раиса

 

 

   Прошло уже несколько дней после нашего замечательного путешествия. Хочется написать обо всём, о каждом дне и моменте, вспомнить каждый пункт паломничества. Но впечатлений так много, что я расскажу только о первых двух днях, события которых я успевал записывать и систематизировать. Об остальном, я надеюсь, напишут другие.

   День первый.

   Наша поездка началась со встречи в Аэропорту Шереметьево в 6:30 утра 2 февраля.

   Отец Василий заранее зарегистрировал наши билеты и раздал всем посадочные талоны. Нам осталось только сдать багаж, и, после короткой общей молитвы Святому Николаю, отправиться на посадку в самолёт. Почти без опоздания наш Боинг поднялся в воздух и взял курс на Юг – в сторону главного аэропорт Израиля «Бен-Гурион».

   Лететь до Израиля – 4 часа, за это время мы успели немного поспать, подкрепиться завтраком и вот уже самолёт заходит на посадку. Первая встреча с дотошными Израильскими пограничниками, которые тщательно проверили наши документы и после долгой беседы с неожиданными вопросами пропустили нас на территорию Земли Обетованной.

   Получили багаж, и нас уже ждал комфортабельный автобус с замечательным гидом – Ниной, которая, казалось, знала абсолютно всё об истории Палестины, её обычаях и населении, Библейских героях и святых.

   Первая наша остановка – старинный город Лод, он же Лидда, Георгиополь, Диосполис. В этом городе находится христианская святыня – гробница Святого Георгия, над которой в VI веке нашей эры была воздвигнута базилика. Храм неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Окончательный облик он обрёл в конце XIX века. В этом храме в подземелье и находится гробница святого великомученика Георгия, который родился в городе Лидде, был известен многими своими подвигами и принял мученическую смерть в Никомидии по приказу римского императора Диоклетиана. У гробницы святого батюшка совершил молебен, в котором приняли участие и наши паломники.

   Вифлеем

   Следующая наша остановка – город  Вифлеем, в котором находится одна из главных святынь христианского мира – пещера Рождества в храме Рождества Христова. В этом городе мы и поселились в удобной высотной гостинице «Вифлеем», в которой нам предстояло провести 7 следующих ночей, в получасе ходьбы от храма.

   Храм Рождества Христова был построен по приказу Святой Елены в 326 году и сохранился с тех пор почти неизменным. В нём находятся такие святыни, как Святой Вертеп, пещера убиенных младенцев, чудотворная икона Божьей Матери «Вифлеемская», пещера святого блаженного Иеронима. Удивительно трепетное чувство охватывает нас, когда мы прикасаемся к древним камням, которые помнят Спасителя, смотрим на серебряную Вифлеемскую Звезду о 14-ти лучах, отмечающую место рождения Иисуса Христа.

   Продолжается зима, засыпает снегом, оттепели сменяются морозами, кто-то после новогодней кутерьмы снова увяз в болоте рутинных дел, а нам, прихожанам, первые недели января принесли череду радостных Господних праздников. И вот уже прошли Святые дни от Рождества Господня до Его Крещения, разобран вертеп, вынесены за порог ёлки, сняты рождественские украшения, и храм наш снова бел и строг. Как же провел Святки наш приход?

13 января настоятель нашего храма отец Василий согласно череде служений московских храмов читал акафист чудотворному Иверскому образу Богоматери в часовне на Красной площади. Наши прихожане, сумевшие приехать туда днём в рабочий день, подавали записки, прикладывались к образу, пели вместе с хором, просили Царицу небесную о помощи себе, своим близким и всем нам, грешным.

14 января мы отмечаем сразу два праздника, но оба они – о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа – о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: ”се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя” (Пс. 50, 7). Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: ”Не нарушить закон пришел Я, но исполнить”.

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышим, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь.

А в нашей церкви в этот день особенно много народу ещё и потому, что мы поздравляем с Днём Ангела нашего батюшку – отца Василия. Приехали гости из тех храмов, где батюшка служил раньше, а сослужил ему за Литургией, как и накануне на Всенощной, его соученик по духовной семинарии диакон отец Николай, завороживший прихожан своим дивным басом. После службы – поздравления, цветы, многолетие имениннику, а сам он пригасил и гостей, и своих прихожан на трапезу. Тут уж всем пришлось вспомнить, что вечер на Василия Великого в народе раньше звался «щедрым» – а у нас вечер переместился на утро, и в трапезной был приготовлен вкусный обед. В качестве «шеф-повара» трапезы выступил вместе с нашим поваром Любовью алтарник Алексий – уха, приготовленная на костре, маринованные арбузы и домашнее вино царствовали на столе. А отец Николай познакомил нас с «избранными страницами» учёбы батюшки в семинарии. Многая лета нашему настоятелю, здоровья и благоденствия его семье – матушке Веронике и чадам!

И вот уже пора готовиться в празднику Крещения Господня. Все мы знаем, что празднует церковь в этот день. В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Иисус сказал ему в ответ: “оставь теперь”, то есть не удерживай меня теперь, “потому что так нужно нам исполнить всякую правду” – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“. Таким образом, при участии Иоанна Предтечи, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения.

Два раза, накануне Богоявления и в самый этот день, происходит чин Великого освящения воды. Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. Святость воды очевидно для всех проявляется в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, как лекарство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. За Святой Крещенской водой целыми днями в храм идут и идут люди – даже те, кто бывают в храме один или два раз в год, а может быть, кто-то приходит и в церковь впервые. Что же, может быть для кого-то из них это станет первым шагом ко Господу!

В нашей Русской Церкви существует давний народный обычай погружения в этот день в освящённую воду. Там, где есть рядом водоем – река и озеро – прорубают во льду и оборудуют крестообразную прорубь, «Иордань». В мегаполисе до природной воды – километры. На нашем приходе уже второй год усилиями отца настоятеля храма и прихожан сложился обычай строить Иордань своими руками. Во-первых, потому что просто хочется поддержать традицию, а самое главное, как говорит батюшка, это тоже возможность привлечь в храм «мимо проходящих» людей. Так же, как и год назад, привезли доски, и под руководством батюшки – мастера на все руки – за один день братья и сестры возле храма соорудили купель. Вечером, после праздничной службы, отец Василий совершил чин освящения воды и первым подал пример прихожанам, троекратно окунувшись в освященные воды. За ним потянулись братья и сестры, окрестные жители – всего, как подсчитали, около ста человек. На следующий день по телевизору показывали репортажи из разных мест Москвы и России – везде люди терпеливо стояли в очередях, чтобы приобщиться к старинной традиции купания в «Иордани». А у нас – никаких очередей, тёплые вагончики для переодевания, горячий чай. Уютно, тепло, всё как-то по-домашнему и в то же время благоговейно, не превращая благочестивый обычай в разудалое молодечество. Кто-то из жителей района пришёл в этот вечер просто так, испытать свою силу воли или из интереса, а ушёл, задумавшись о словах отца Василия о смысле Праздника, о том, что за народной «забавой» стоит нечто очень-очень большое, способное изменить и освятить всю жизнь. И действительно, буквально через несколько дней батюшка рассказал нам, что один из таких людей побывал в храме, проникся нашими заботами и вызвался реально помочь.

Вот так прошли Святые дни. И ещё одно событие расцветило нашу приходскую жизнь. Как известно, время от Рождества до Крещения – это ещё и время для добрых дел, для милосердия. В нашем приходе силами Служба помощи пожилым и одиноким людям «Милосердие» была проведена акция по сбору помощи для домов престарелых и приютов для бездомных. Прихожане несли в церковь зимние вещи, лекарства, средства гигиены и продукты, а наши сестры разбирали их, упаковывали и отправляли по назначению. Спаси их Господь за их службу!

Что ж, будем жить дальше. Заканчивается январь днями памяти Святых Татианы и Нины, а там и весна не за горами. Всех именинниц с Днём Ангела!

Слава Богу за всё!

С Рождеством Христовым Вас, дорогие братья и сестры!

Снова мы на нашем пути встретились с родившимся Младенцем Христом, пришедшим в наш грешный мир ради нашего спасения. Снова, как и всегда, зажглась в морозном небе Сочельника рождественская звезда. Каждый год разворачивается эта великая мистерия: мы занимаемся своими земными суетными делами, бежим по жизни, не подымая глаз к небу, смотря себе под ноги (не споткнуться бы, не упасть, подстелить соломки!),

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – ЗВЕЗДА.

Эта звезда зовёт нас выше всего земного – туда, в Небо, к Богу, к Спасителю. И наше пристанище, корабль на этом долгом пути – наш пока ещё небольшой, пока ещё временный храм. Ну да, он пока ещё маленький, зато какой белый, чистый, нарядный! Не зря кто-то из наших гостей, впервые увидев его, сказал: «Как ёлочная игрушка!»

Накануне Рождества прихожане немало потрудились, чтобы он сверкал первозданной чистотой, не уступая тому морозному снегу, который засыпал всё вокруг. Сёстры целый день отмывали всё внутри: и стены, и пол, и церковную утварь; а потом, на следующий день, украшали храм к празднику. Батюшка привёз целый воз ёлок. Показал нам новую грань своих многочисленных ремесленных талантов – сам сварил из металлических прутьев каркас для рождественского вертепа, поставил возле входа в храм ёлку и рядом соорудил снежную пещеру со сценой Рождества Христова. Братья рубили во дворе лапник, а сёстры украшали им храм и делали вертеп, в котором поставили главную праздничную икону Рождества Христова. И вот вертеп стоит посреди храма – настоящий шалаш из еловых лап, мерцает внутри фонариками-звёздочками, возле Царских врат – нарядные ёлочки, столбы обвиты лапником, на хорах и над иконостасом – ёлочные гирлянды, на хоросе – венок из лап, украшенных цветами, всё сияет чистотой – мы готовы к празднику! И пусть руки исколоты иголками и красны от мороза, пусть спины не гнутся после уборки – это тоже наше скромное приношение Младенцу Христу. Не золото, не ладан, не смирна – наше усердие и наш труд.

У нас не служится ночная рождественская служба – как объяснил отец Василий, ради детей, чтобы они не остались без праздника и смогли причаститься после утренней службы. Так что Всенощную мы отслужили, как и положено вечером в Сочельник, а на Рождественскую службу собрались уже утром 7 января. Церковь была полна нарядных прихожан, детей – полным-полно, хор, поддерживаемый мужскими голосами, пел торжественно и стройно. Подарком к Рождеству стало для всех нас то, что наконец была смонтирована «озвучка» храма, теперь батюшке не приходится напрягать голос в алтаре, а прихожанам слышно каждое слово службы даже в притворе. После службы отец Василий зачитал приветственно послание Патриарха, в котором он обратился к верующим словами апостола Павла о любви: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Любовью всё покрывайте – и обретете душевный мир и покой. Великодушием ко всем снисходите – и в сердцах ваших воцарится радость, которую «никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19) – и наследуете жизнь вечную. А потом воскресная школа и хор пригласили всех на праздничный концерт. Хор пел рождественские песни, а детки показали целый спектакль, посвященный Рождеству. Спасибо им всем и особенно многоталантливой Ирине Васильевне!

Но на этом праздник не закончился. К прихожанам ещё и наведались христославы во главе с  тем же неугомонным батюшкой. Звуки аккордеона слышались чуть ли не с улицы, а потрясённые соседи смотрели в дверные глазки на весёлую компанию, распевавшую колядки. А потом приход дружно собрался в воскресной школе, чтобы за праздничными столами разговеться после Рождественского поста, пообщаться и отпраздновать этот великий день пришествия в мир Спасителя.

Ну что ж, ещё несколько слов о том, что происходило у нас в декабре и начале января. В середине декабря мы проводили отца Василия с группой прихожан к святыням Италии и Греции. Попросили их помолиться о наших близких и стали с нетерпением ждать их возвращения и рассказов о паломничестве. И вот в последнее воскресенье перед Новым Годом батюшка пригласил нас на встречу-отчёт о путешествии. Батюшка рассказывал, показывал фотографии, угощал греческим освященным хлебом (который, оказывается, в греческой церкви можно есть и не натощак), дарил прихожанам памятные святыни. Было очень интересно! Насыщенным был маршрут путешествия паломников: они перемещались сначала по Греции, через Коринф, о котором мы как раз говорили незадолго до этого на наших апостольских занятиях, а потом на остров Корфу, в Италию, и обратно в Грецию через Средиземное море на огромном многоэтажном комфортабельном пароме, где их автобус был только одним из многих других. Паломники побывали в греческом городе Салоники у мощей Святого Димитрия Солунского, на острове Корфу приложились к мощам Святителя Спиридона Тримифунтского, увидели греческие монастыри Метеоры на вершинах гор. Венцом паломничества стало богослужение возле мощей Святителя и Чудотворца Николая, епископа Мир Ликийских в день его памяти. С острова Корфу паломники привезли икону Св. Спиридона Тримифунтского, освященную у его мощей. Теперь этот великий святой, к образу которого прикладывались все прихожане после всенощного бдения, будет незримо присутствовать и в нашем храме.

А третьего января батюшка повёз наших прихожан к святыням Переславля-Залесского. Поездка удалась, отзывы о ней вы найдёте на нашем сайте

 

Ещё раз поздравляю всех с Рождеством Христовым! Хотелось бы закончить свой отчёт опять-таки словами поздравления Патриарха: Да дарует Родившийся в Вифлееме Господь и Спаситель каждому из нас возможность с новой силой и всем сердцем ощутить Его присутствие в нашей жизни.

 

***

 

Всем маленький подарок от Валентина Берестова:

 

В день рождения Христа
В мир вернулась красота.
Январский лед сиянье льет.
Январский наст пропасть не даст.
Январский снег нарядней всех:
Днем искрометный и цветной
И так сияет под луной!
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч — любой из вечеров.

 

Слава Богу за всё!

raspisanie logo

Православный календарь

 

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика