Храм святого преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Список записей

Нам помогают:

dar rechi 1

Сайт посетило:

274468
СегодняСегодня308
На этой неделеНа этой неделе1426
В этом месяцеВ этом месяце4772
ВсегоВсего274468

Дневник прихода

   Продолжается зима, засыпает снегом, оттепели сменяются морозами, кто-то после новогодней кутерьмы снова увяз в болоте рутинных дел, а нам, прихожанам, первые недели января принесли череду радостных Господних праздников. И вот уже прошли Святые дни от Рождества Господня до Его Крещения, разобран вертеп, вынесены за порог ёлки, сняты рождественские украшения, и храм наш снова бел и строг. Как же провел Святки наш приход?

13 января настоятель нашего храма отец Василий согласно череде служений московских храмов читал акафист чудотворному Иверскому образу Богоматери в часовне на Красной площади. Наши прихожане, сумевшие приехать туда днём в рабочий день, подавали записки, прикладывались к образу, пели вместе с хором, просили Царицу небесную о помощи себе, своим близким и всем нам, грешным.

14 января мы отмечаем сразу два праздника, но оба они – о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа – о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: ”се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя” (Пс. 50, 7). Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: ”Не нарушить закон пришел Я, но исполнить”.

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышим, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь.

А в нашей церкви в этот день особенно много народу ещё и потому, что мы поздравляем с Днём Ангела нашего батюшку – отца Василия. Приехали гости из тех храмов, где батюшка служил раньше, а сослужил ему за Литургией, как и накануне на Всенощной, его соученик по духовной семинарии диакон отец Николай, завороживший прихожан своим дивным басом. После службы – поздравления, цветы, многолетие имениннику, а сам он пригасил и гостей, и своих прихожан на трапезу. Тут уж всем пришлось вспомнить, что вечер на Василия Великого в народе раньше звался «щедрым» – а у нас вечер переместился на утро, и в трапезной был приготовлен вкусный обед. В качестве «шеф-повара» трапезы выступил вместе с нашим поваром Любовью алтарник Алексий – уха, приготовленная на костре, маринованные арбузы и домашнее вино царствовали на столе. А отец Николай познакомил нас с «избранными страницами» учёбы батюшки в семинарии. Многая лета нашему настоятелю, здоровья и благоденствия его семье – матушке Веронике и чадам!

И вот уже пора готовиться в празднику Крещения Господня. Все мы знаем, что празднует церковь в этот день. В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Иисус сказал ему в ответ: “оставь теперь”, то есть не удерживай меня теперь, “потому что так нужно нам исполнить всякую правду” – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“. Таким образом, при участии Иоанна Предтечи, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения.

Два раза, накануне Богоявления и в самый этот день, происходит чин Великого освящения воды. Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. Святость воды очевидно для всех проявляется в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, как лекарство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. За Святой Крещенской водой целыми днями в храм идут и идут люди – даже те, кто бывают в храме один или два раз в год, а может быть, кто-то приходит и в церковь впервые. Что же, может быть для кого-то из них это станет первым шагом ко Господу!

В нашей Русской Церкви существует давний народный обычай погружения в этот день в освящённую воду. Там, где есть рядом водоем – река и озеро – прорубают во льду и оборудуют крестообразную прорубь, «Иордань». В мегаполисе до природной воды – километры. На нашем приходе уже второй год усилиями отца настоятеля храма и прихожан сложился обычай строить Иордань своими руками. Во-первых, потому что просто хочется поддержать традицию, а самое главное, как говорит батюшка, это тоже возможность привлечь в храм «мимо проходящих» людей. Так же, как и год назад, привезли доски, и под руководством батюшки – мастера на все руки – за один день братья и сестры возле храма соорудили купель. Вечером, после праздничной службы, отец Василий совершил чин освящения воды и первым подал пример прихожанам, троекратно окунувшись в освященные воды. За ним потянулись братья и сестры, окрестные жители – всего, как подсчитали, около ста человек. На следующий день по телевизору показывали репортажи из разных мест Москвы и России – везде люди терпеливо стояли в очередях, чтобы приобщиться к старинной традиции купания в «Иордани». А у нас – никаких очередей, тёплые вагончики для переодевания, горячий чай. Уютно, тепло, всё как-то по-домашнему и в то же время благоговейно, не превращая благочестивый обычай в разудалое молодечество. Кто-то из жителей района пришёл в этот вечер просто так, испытать свою силу воли или из интереса, а ушёл, задумавшись о словах отца Василия о смысле Праздника, о том, что за народной «забавой» стоит нечто очень-очень большое, способное изменить и освятить всю жизнь. И действительно, буквально через несколько дней батюшка рассказал нам, что один из таких людей побывал в храме, проникся нашими заботами и вызвался реально помочь.

Вот так прошли Святые дни. И ещё одно событие расцветило нашу приходскую жизнь. Как известно, время от Рождества до Крещения – это ещё и время для добрых дел, для милосердия. В нашем приходе силами Служба помощи пожилым и одиноким людям «Милосердие» была проведена акция по сбору помощи для домов престарелых и приютов для бездомных. Прихожане несли в церковь зимние вещи, лекарства, средства гигиены и продукты, а наши сестры разбирали их, упаковывали и отправляли по назначению. Спаси их Господь за их службу!

Что ж, будем жить дальше. Заканчивается январь днями памяти Святых Татианы и Нины, а там и весна не за горами. Всех именинниц с Днём Ангела!

Слава Богу за всё!

С Рождеством Христовым Вас, дорогие братья и сестры!

Снова мы на нашем пути встретились с родившимся Младенцем Христом, пришедшим в наш грешный мир ради нашего спасения. Снова, как и всегда, зажглась в морозном небе Сочельника рождественская звезда. Каждый год разворачивается эта великая мистерия: мы занимаемся своими земными суетными делами, бежим по жизни, не подымая глаз к небу, смотря себе под ноги (не споткнуться бы, не упасть, подстелить соломки!),

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – ЗВЕЗДА.

Эта звезда зовёт нас выше всего земного – туда, в Небо, к Богу, к Спасителю. И наше пристанище, корабль на этом долгом пути – наш пока ещё небольшой, пока ещё временный храм. Ну да, он пока ещё маленький, зато какой белый, чистый, нарядный! Не зря кто-то из наших гостей, впервые увидев его, сказал: «Как ёлочная игрушка!»

Накануне Рождества прихожане немало потрудились, чтобы он сверкал первозданной чистотой, не уступая тому морозному снегу, который засыпал всё вокруг. Сёстры целый день отмывали всё внутри: и стены, и пол, и церковную утварь; а потом, на следующий день, украшали храм к празднику. Батюшка привёз целый воз ёлок. Показал нам новую грань своих многочисленных ремесленных талантов – сам сварил из металлических прутьев каркас для рождественского вертепа, поставил возле входа в храм ёлку и рядом соорудил снежную пещеру со сценой Рождества Христова. Братья рубили во дворе лапник, а сёстры украшали им храм и делали вертеп, в котором поставили главную праздничную икону Рождества Христова. И вот вертеп стоит посреди храма – настоящий шалаш из еловых лап, мерцает внутри фонариками-звёздочками, возле Царских врат – нарядные ёлочки, столбы обвиты лапником, на хорах и над иконостасом – ёлочные гирлянды, на хоросе – венок из лап, украшенных цветами, всё сияет чистотой – мы готовы к празднику! И пусть руки исколоты иголками и красны от мороза, пусть спины не гнутся после уборки – это тоже наше скромное приношение Младенцу Христу. Не золото, не ладан, не смирна – наше усердие и наш труд.

У нас не служится ночная рождественская служба – как объяснил отец Василий, ради детей, чтобы они не остались без праздника и смогли причаститься после утренней службы. Так что Всенощную мы отслужили, как и положено вечером в Сочельник, а на Рождественскую службу собрались уже утром 7 января. Церковь была полна нарядных прихожан, детей – полным-полно, хор, поддерживаемый мужскими голосами, пел торжественно и стройно. Подарком к Рождеству стало для всех нас то, что наконец была смонтирована «озвучка» храма, теперь батюшке не приходится напрягать голос в алтаре, а прихожанам слышно каждое слово службы даже в притворе. После службы отец Василий зачитал приветственно послание Патриарха, в котором он обратился к верующим словами апостола Павла о любви: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Любовью всё покрывайте – и обретете душевный мир и покой. Великодушием ко всем снисходите – и в сердцах ваших воцарится радость, которую «никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19) – и наследуете жизнь вечную. А потом воскресная школа и хор пригласили всех на праздничный концерт. Хор пел рождественские песни, а детки показали целый спектакль, посвященный Рождеству. Спасибо им всем и особенно многоталантливой Ирине Васильевне!

Но на этом праздник не закончился. К прихожанам ещё и наведались христославы во главе с  тем же неугомонным батюшкой. Звуки аккордеона слышались чуть ли не с улицы, а потрясённые соседи смотрели в дверные глазки на весёлую компанию, распевавшую колядки. А потом приход дружно собрался в воскресной школе, чтобы за праздничными столами разговеться после Рождественского поста, пообщаться и отпраздновать этот великий день пришествия в мир Спасителя.

Ну что ж, ещё несколько слов о том, что происходило у нас в декабре и начале января. В середине декабря мы проводили отца Василия с группой прихожан к святыням Италии и Греции. Попросили их помолиться о наших близких и стали с нетерпением ждать их возвращения и рассказов о паломничестве. И вот в последнее воскресенье перед Новым Годом батюшка пригласил нас на встречу-отчёт о путешествии. Батюшка рассказывал, показывал фотографии, угощал греческим освященным хлебом (который, оказывается, в греческой церкви можно есть и не натощак), дарил прихожанам памятные святыни. Было очень интересно! Насыщенным был маршрут путешествия паломников: они перемещались сначала по Греции, через Коринф, о котором мы как раз говорили незадолго до этого на наших апостольских занятиях, а потом на остров Корфу, в Италию, и обратно в Грецию через Средиземное море на огромном многоэтажном комфортабельном пароме, где их автобус был только одним из многих других. Паломники побывали в греческом городе Салоники у мощей Святого Димитрия Солунского, на острове Корфу приложились к мощам Святителя Спиридона Тримифунтского, увидели греческие монастыри Метеоры на вершинах гор. Венцом паломничества стало богослужение возле мощей Святителя и Чудотворца Николая, епископа Мир Ликийских в день его памяти. С острова Корфу паломники привезли икону Св. Спиридона Тримифунтского, освященную у его мощей. Теперь этот великий святой, к образу которого прикладывались все прихожане после всенощного бдения, будет незримо присутствовать и в нашем храме.

А третьего января батюшка повёз наших прихожан к святыням Переславля-Залесского. Поездка удалась, отзывы о ней вы найдёте на нашем сайте

 

Ещё раз поздравляю всех с Рождеством Христовым! Хотелось бы закончить свой отчёт опять-таки словами поздравления Патриарха: Да дарует Родившийся в Вифлееме Господь и Спаситель каждому из нас возможность с новой силой и всем сердцем ощутить Его присутствие в нашей жизни.

 

***

 

Всем маленький подарок от Валентина Берестова:

 

В день рождения Христа
В мир вернулась красота.
Январский лед сиянье льет.
Январский наст пропасть не даст.
Январский снег нарядней всех:
Днем искрометный и цветной
И так сияет под луной!
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч — любой из вечеров.

 

Слава Богу за всё!

Всех братьев и сестёр поздравляю с Рождественским постом! Готовимся достойно и радостно встретить Рождество Христово, тренируемся в духовной и телесной брани, укрепляем силу воли, строже и взыскательней смотрим на себя. И кто лучше поможет нам на этом поприще, как не Матерь наша Пресвятая Богородица? В самом начале поста отметили  мы двунадесятый праздник Её введения во храм. В проповеди после торжественной службы батюшка призвал вдуматься в смысл события, когда маленькую трёхлетнюю девочку Марию, вымоленную у Бога её родителями праведными Иоакимом и Анной, по обету привели в Храм и подвели к огромной, с 15-ю высокими ступенями храмовой лестнице, по которой ей предстояло самостоятельно подняться. Окружающие недоумевали, как такой маленький ребёнок сможет одолеть эту высоту. Но, к их изумлению, как только Её поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. При Храме Богородица и находилась всё время до обручения своего с Праведным Иосифом, храня своё девство и возрастая в любови ко Господу. Так и нам, сказал отец Василий, надлежит, воодушевляясь примером Девы Марии, упорно и без страха подниматься к Господу Богу, повинуясь Ему и твёрдо храня все взятые на себя обеты. И вот прошло уже две недели поста. Конечно, кто-то уверенно и привычно идёт этой трудной дорогой, кто-то спотыкается, падает, подымается снова. Но мы все идём навстречу Рождеству Христову.

А оно уже не за горами. Уже наши детки вод руководством Ирины Васильевны готовят рождественское представление. Уже прихожане возле свещного ящика выбирают сувениры своим близким, листают календари на следующий год. Уже на нашем традиционном воскресном чаепитии батюшка настроил нас на подготовку к празднику. Необходимо будет провести генеральную уборку храма, вымыть и почистить всю утварь и светильники, чтобы в праздник всё сияло. И, конечно, украсить храм, наполнить его запахом свежей хвои, нарядить ёлку и поставить традиционный рождественский вертеп. Радостные хлопоты!

А пока идёт пост, приходим в храм, молимся, читаем акафисты нашим святым Александру Свирскому и родителям его Преподобным Сергию и Варваре, учимся. Кроме субботних и воскресных служб, служатся литургии в особые памятные дни. В ноябре такими особыми днями были Димитриевская Родительская суббота, когда служилась панихида по всем усопшим православным христианам, а также Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В декабре отмечаем память Святого Великого князя Александра Невского, Великомученицы Екатерины, Апостола Андрея Первозванного и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Группе наших прихожан во главе с отцом Василием выпадет счастье приложиться к мощам Святителя Николая на его родине, в итальянском городе Бари. Паломники уезжают в поездку по святым местам Греции и Италии, кроме Николая Чудотворца, поклонятся также Святым Спиридону Тримифунтскому, чудотворцу, Димитрию Солунскому и Паисию Святогорцу. А мы, те, кто остаётся дома, пишем и передаём им записки с поминанием своих родных, чтобы паломники помолились о них в святых местах. Ангела-Хранителя им в дорогу! А в январе тех, кто не смог поехать в дальнее паломничество, ждёт поездка не столь далёкая – после новогодних праздников батюшка предложил посетить монастыри и храмы Переславля-Залесского. Это паломничество обещает быть увлекательным и душеполезным – ведь Переславль-Залесский – это один из славных городов становления нашей истории – ровесник Москвы, родина Святого Александра Невского, место, где вырос его сын, будущий первый московский князь Даниил, где на небольшом пространстве вокруг прекрасного Плещеева озера расположились пять монастырей и около десятка церквей, включая древнейший Спасо-Преображенский собор, который начал строить  князь Юрий Долгорукий, в котором крестили Александра Невского и на клиросе которого любили петь Иоанн Грозный и Пётр Первый. Уверена, что те, кто поедут вместе с батюшкой в эту паломническую поездку, будут потом долго её вспоминать!

Ну, а рассказывая о наших повседневных приходских делах, с радостью отметим, что продолжается обустройство нашего храма: отец Василий рассказал нам, что уже на днях начнут монтировать микрофоны и колонки, на которые мы дружно собирали деньги. Они позволят прихожанам в храме слышать каждое слово службы, а батюшке – не напрягать голос в алтаре. Возле храма вместо маленькой палатки уже стоит новая трапезная  (спаси Господь батюшку и братьев, которые работали на её постройке и тех, кто финансировал строительство). Там просторно и тепло, и, даст Бог, теперь наши воскресные чаепития будут проходить там. Не оставляет батюшка и хлопот, связанных со строительством нашего будущего постоянного храма. Трудностей и препон очень много, но надеемся, что Господь поможет нам! А отцу Василию сил и здоровья!

И в конце дневника нашей приходской жизни хочется рассказать о чрезвычайно важном событии, с которого можно было бы и начать: отец Василий благословил нашу прихожанку рабу Божью Раису возглавить социальную службу при приходе. Приходская социальная служба – давнишняя мечта батюшки, дело, которым он занимался, ещё служа на Камчатке. На сайте нашего храма вы можете прочитать обращение Раисы Алексеевны ко всем прихожанам нашего храма и просто неравнодушным людям. Давайте откликнемся и присоединимся к очень нужному делу помощи ближним!

Слава Богу за всё!

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

 

Так проходит наша жизнь – как будто идём ночью по степной дороге от одного огонька-маяка до другого. И для нас, православных христиан, такими огоньками в степи служат наши праздники. Вот и почти весь октябрь уместился между Покровом Пресвятой Богородицы и праздником Казанской иконы Божьей Матери. Промыслительно переплетаются в нашей истории события, связанные с этими двумя праздниками. Ведь по одной из датировок, видение юродивому Андрею во Влахернском храме Константинополя Богородицы, простёршей над взывающим к ней народом свой омофор, произошло во время осады Константинополя руссами, нашими предками, тогда ещё языческим воинственным племенем. Заступничеством Всеблагой Царицы ни с чем ушли морские разбойники из-под стен Святого города. Через 78 лет внуки тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, отправились на великий и опасный подвиг – крестить русских дикарей-язычников. С тех пор и хранит православную Русь простертый над ней Покров Пресвятой Богородицы, а забытый греческой Церковью праздник стал на Руси одним из любимых. А через 700 лет Пресвятая Владычица своим Казанским образом защитила от иноплеменного западного нашествия столицу уже православной Руси, сплотила под своим покровом всех защитников Отечества. А ещё за полвека до этого чудесно явилась в покорённой Иваном Грозным Казани, как бы поставив точку в долгой кровавой истории войны против набегов басурман с востока. Ясно показывает Пресвятая Богородица, кому она покровительствует, а от кого отвращает свой лик! И, кстати, иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому варианту Одигитрии, а такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся в том самом Влахернском храме в Константинополе. Вот такие исторические параллели и пересечения являет нам Господь Бог и Его Пресвятая Матерь. А нам остаётся только увидеть их и попытаться осмыслить.

Между тем наша приходская жизнь идёт своим чередом. Приходим в храм, молимся, причащаемся Святых Таин. По воскресеньям изучаем литургику и историю нашей Церкви. По вторникам читаем акафист Преподобному Александру Свирскому. С приездом матушки Иоанны из Введено-Оятского монастыря у нас появился акафист святым покровителям нашего храма родителям Преподобного, Сергию и Варваре Островским, написанный монахинями монастыря. В последний вторник месяца читаем акафист им. А после акафиста под руководством батюшки изучаем Послания святых апостолов. Узнавать новое, вникать в смысл священных текстов очень интересно! Сёстры сами пекут просфоры. Во время богослужений звонят колокола. Работают кружки. На наших традиционных чаепитиях после воскресной литургии батюшка рассказывает нам о событиях, произошедших в течение недели, намечает планы на будущее. Наша следующая цель – собрать деньги на «озвучивание» храма. Нужны микрофоны, усилители, колонки – всё это стоит недёшево. Но сейчас главная забота – это строительство воскресной школы, церковной лавки и трапезной. Находятся благодетели, привозят строительные материалы, многое батюшка покупает сам, сам и руководит стройкой, сам и трудится. И призывает всех, у кого есть время и силы, помочь в этом очень важном деле. Ведь у нашего храма нет спонсоров, всё приходится делать самим. Недавно в нашем приходе произошло радостное событие – первое венчание! Долгих и счастливых лет жизни молодой паре! Наши детки учатся в воскресной школе,  занимаются шахматами, резьбой по дереву, бисероплетением. Воскресная школа ездила на экскурсию в Храм «Всех скорбящих радость» на Ордынке. А взрослые прихожане совершили паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру с посещением Покровского Хотькова монастыря и Гефсиманского Черниговского скита. Поклонились святыням, получили духовную радость и море новых впечатлений. В декабре отец Василий приглашает в паломническую поездку к святыням Апостольской церкви Греции и Италии, к святому Николаю Чудотворцу. Ангела-хранителя в дорогу всем, кто соберется в это путешествие, мы будем ждать их возвращения и рассказов о поездке. А батюшка уже намечает планы наших будущих паломничеств. Спаси Господи его за его труды и заботы!

Слава Богу за всё!

   Ну вот,  и пришла в Москву настоящая осень. Прихожане заканчивают дачный сезон, возвращаются из летних путешествий и паломничеств. Вместе с церковным Новолетием и мы начинаем новый учебный год.    Снова открыта воскресная школа для детей и  взрослых По вторникам отец настоятель будет проводить для взрослых просветительские беседы, посвященные Апостольским посланиям. Детская шахматная школа тоже ждёт учеников, а ещё планируются кружки резьбы по дереву и работы с бисером. Директор воскресной школы Ирина Васильевна собирает для детей библиотеку, можно приносить ей хорошие детские книги (не только духовного содержания).

   С наступлением Новолетия начинается новый годовой круг православных праздников. На проповеди после праздничной службы Рождества Преславной нашей Владычицы Богородицы батюшка рассказал нам о том, насколько промыслительно именно этот праздник начинает новый церковный год. Ведь когда Господь решил войти в человека Святым Духом и полностью изменить его, Рождество Девы Марии стало начальной, поворотной  точкой новой эпохи жизни человека во Боге. Рождество Девы Марии ознаменовало не только рождение боголюбивой девочки, но и означало начало перестройки всей вселенной, всего космоса, всего существа человека. Дева Мария стала в этом новом мире первым новым человеком. Дева Мария родилась – и теперь спасение стало заключаться только в том, желаем ли мы дать Богу действовать в нас. И желаем ли мы сами действовать с Богом. Пресвятая Богородица, спаси нас!

   А через несколько дней, 27 сентября, снова праздничная служба – Воздвиженье Креста Господня. Это один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви. В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, около горы Голгофы в Иерусалиме. Несмотря на будний рабочий день, в храме собралось немало прихожан. Главным моментом богослужения был вынос Креста отцом настоятелем, одетым в фиолетовое облачение. Все молящиеся в храме прикладывались к святыни, а батюшка помазывал их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту всеми пелся вместе с хором тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Крест лежал на аналое до 4 октября — дня отдания праздника, когда он снова вернулся в алтарь.

   А последний день сентября – ещё один праздник – день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На Руси это день называли «вселенскими бабьими именинами» – уж больно много русских женщин носили эти имена. А ещё вера, надежда и любовь – это три христианские добродетели, к которым стремится любая женщина-христианка, какое бы имя она не носила. Впрочем, все христиане, не только женщины, воспитывают в себе эти лучезарные добродетели. И в Первом послании коринфянам апостол Павел говорит «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор 13:13). В этот день в храме поздравляли наших прихожанок, носящих эти славные имена, а батюшка каждой из них подарил по розе. Ещё в сентябре поздравляли с именинами Раису Алексеевну и Елену – долгих счастливых дней им и всем нашим чудесным женщинам, трудящимся в храме!

   В сентябре мы принимали гостью – настоятельницу Введено-Оятского монастыря игуменью Иоанну. Это монастырь, где покоятся мощи наших святых – Сергия и Варвары Островских, родителей преподобного Александра Свирского. Отец Василий показал  матушке игуменье наш храм, а она подарила приходу икону Преподобных.

   У отца настоятеля большие планы. После того как смонтировали сигнализацию и поставили храм на охрану, есть намерение сделать звукоусиление – микрофон и колонки – чтобы не только внутри церкви было слышно слово из алтаря, но и во дворе рядом с храмом можно было слушать службу (например, иногда мамы и бабушки с маленькими детьми вынуждены выходить на улицу).

   А самое большое дело на  сегодняшний момент, затеянное батюшкой – строительство нового здания воскресной школы – в старой стало уже тесновато. Дело это сложное, затратное, и отец Василий призвал всех к горячей молитве нашим святым о ниспослании помощи в осуществлении этого очень важного для нас замысла. Будем молиться Господу Богу и святым преподобным Александру, Сергию и Варваре.

Слава Богу за всё!

 

   Вот и прошло короткое городское лето – пробежало, прошумело, просвистело… Летом в храме прихожан меньше – у кого-то отпуск, кто-то сидит на даче с детьми или внуками. А между тем своим чередом прошли летние праздники – День Петра и Павла, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. В праздник Происхождения честных древ Животворящего Христа, у нас называемого Медовым Спасом, отец Василий освятил в храме привезённый им из Белоруссии и принесённый прихожанами мёд. Приезжал в наш храм впервые куратор программы «200 храмов» В. И. Ресини. На территории храма провели совещание о строительстве основного храма шёл. А ещё перед этим батюшка познакомил нас с предварительным (возможным) проектом постоянного храма, выполненным в мастерской Гильдии храмоздателей А. А. Анисимова. Дух захвалило от красоты предложенного архитекторами проекта – храмового комплекса в стиле Псково-новгородской северной архитектуры, а от озвученной стоимости проекта дух захватило ещё больше. Но всё в руках Божьих – помог Господь нам построить нашу временную церковь, надеемся на Его благословение и дальше. Будем молиться Господу и нашему святому покровителю Александру!

   Но вот лето позади, прихожане возвращаются в Москву, и жизнь возвращается к своему привычному ритму. 11 сентября отметим престольный праздник – день прп. Александра Свирского. Сентябрь многое начинает в нашей жизни: начинается новый учебный год, 14 сентября по новому стилю (1 сентября по старому) – Начало индикта – церковное новолетие. А у нас 18 сентября годовщина официального существования нашего храма – уже прошёл целый год со дня его освящения. Нет, всего только год! Кажется, что это было уже давно – так многое за это время изменилось. Что ж, «цыплят по осени считают», давайте вспомним, что подарил нам  Господь за это время.

   Год назад в храме практически были только стены, потолок и фанерный пол. Почти не было своей утвари и облачений, почти не было икон. Пространство вокруг представляло собой строительную площадку. Многое мы делали своими руками, отделывали нашу церковь изнутри, обустраивали территорию, порой работали до поздней ночи. Надо было решить технические вопросы, устроить освещение и водоснабжение.    Сейчас нарядная белоснежная церковь утопает в цветах. На службу призывают колокола. Поёт свой маленький хор. Внутри храма множество икон, включая и старинные, образ святого преподобного Александра Свирского с частицей мощей, частицы мощей преподобных жён Дивеевских; распятие с Голгофским камнем, привезённым из Иерусалима отцом настоятелем. У нас есть всё, что нужно для богослужений, храмовое Евангелие, Плащаница, священническое облачение и стихари для алтарников. Работает трапезная.

   Всё у нас в этом году было впервые. Первое Рождество и первое Крещение, затеянная батюшкой и построенная им вместе с прихожанами Крещенская купель. Батюшка положил почин, и вслед за ним многие приобщились к старинной русской традиции Крещенского купания – а некоторые в первый раз. Ничего, с Божьей помощью никто не заболел. Первый Великий Пост с каноном Андрея Критского и Соборованием, Благовещение с трогательным обрядом выпускания на волю птичек, а потом первая праздничная, торжественная Пасха. Храм был полон народа, радостные, счастливые прихожане прошли крестным ходом вокруг храма, практически все, кто остался до конца службы, причастились Святых Таин, все поздравляли друг друга и батюшку, батюшка благословлял нас, а потом все вместе разговелись в трапезной. Это был незабываемый день!

   В прошедший год мы много путешествовали вместе, были паломничества в московские и подмосковные монастыри, и дальние паломничества на несколько дней. Вот их неполный перечень: Троице-Сергиева Лавра, московские монастыри – Донской, Данилов, Ново-Спасский, Перервинский, подмосковные – Ново-Иерусалимский, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий; обители преподобного Александра Свирского и его святых родителей, Валаамский монастырь, монастыри Костромской и Ярославской областей, обитель святого Серафима Саровского Дивеевский монастырь, монастыри Мурома, Псково-Печерский монастырь и монастыри псковской земли, монастыри Белоруссии. Поездка за границу на Святую Землю (Израиль), а в декабре готовимся отправиться в гости к святителю Николаю Чудотворцу в Бари. А в скольких святых местах ещё хочется побывать!

   Целый год наши дети и внуки учились в воскресной школе и занимались в шахматном кружке, да и мы сами тоже учились: изучали Деяния святых Апостолов, церковную историю и литургику, научились печь просфоры и познакомились с азами иконописи.

   А самое главное, что мы целый год учились быть приходом. У каждого из нас своя «церковная» история – кто-то воцерковлён уже давно и рад, что наконец-то появился храм невдалеке, к которому не надо ехать час на перекладных, кто-то раньше заходил в церковь только на Пасху и Рождество, да чтобы подать записки за близких, и весь год привыкал к обязательности воскресных служб, а кто-то и вовсе только что крестился. Кто-то почти что жил в храме, а кто-то бывал не каждое воскресенье. Мы старались быть вместе, вместе решать и делать. Не сказать, чтобы всё получалось, но мы в начале пути и будем идти дальше.

   А если что-то получилось, то это благодаря Богу нашему, который всех нас собрал здесь, благословлял и благословляет, учит и наставляет. Без него здесь вообще ничего бы не было. Слава тебе Боже наш, слава Тебе!

   Поздравляем всех с наступающим Новым Годом, церковным годом!

   Слава Богу за всё!

Наступившим летом Господь щедро дарит нам свои милости!

Пришла пора отпусков, за город, на дачи и в деревни разъехались бабушки с внуками, но приходская жизнь продолжается, и те, кто остались в городе и приходят в храм, вознаграждаются духовными радостями и благодатью.

В сове время отпраздновали Троицу; нарядный, весь в цветах, храм был похож на рощу с зелёной травой под ногами и запахом молодых берёзок и свежескошенного сена. Солнце сияло, и, кажется, сама природа радовалась. Не зря в народе раньше говорили: «На Троицу вся земля именинница, сам Господь её посещает, по всей земле проходит!»

После Троицы наши прихожане вместе с батюшкой совершили паломническую поездку в Свято-Троицкий Дивеевский монастырь, и это паломничество подарило неожиданную и большую радость: теперь каждый из нас может поклониться частицам честных мощей Дивеевских святых, которые отныне пребывают в нашем храме. По просьбе отца Василия и по благословению игумении обители матушки Сергии храму были переданы частицы святых мощей преподобных жён Дивеевских Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии и преподобной Матроны. С радостью и благоговением привезены они в Москву и помещены в специальном ковчежце в храме. Встречали их торжественно, всем приходом, отслужив молебен Святым.

Матушка Александра (Агафья Семёновна Мельгунова) – основательница и первая игумения Дивеевского монастыря. Богатая помещица, в тонком сне сподобившаяся видения Пресвятой Богородицы, по её повелению основала в том месте, которое указала ей сама Пречистая, обитель, уготованную стать четвертым уделом Богородицы во Вселенной после святой горы Афона, Иверии и Киева. «Матушка Агафья Семеновна великая жена и всем нам благотворительница была и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного... Великая и святая жена была она, матушка Агафия Семеновна, вельми великая и святая!» — говорил про Дивеевскую первоначальницу батюшка Серафим, которому именно матушка Александра передала бразды духовного попечения о Дивееве перед своей кончиной.

Преподобная Марфа пришла в обитель отроковицею 13-лет и всего через шесть лет отошла ко Господу, но прославилась такой подвижнической жизнью, что батюшка Серафим о её посмертной судьбе говорил: «Какой она милости сподобилась от Господа! В Царствии Небесном у Престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит!» По словам Преподобного, она является начальницей над Дивеевскими сиротами в Царствии Небесном, в обители Божией Матери.

Преподобная Елена, Елена Васильевна Мантурова, пришедшая в монастырь по своему горячему желанию, была дворянского рода, но, вскоре после поступления в Дивеевскую обитель назначенная преподобным Серафимом начальницей Мельничной обители, несла все послушания наравне с сёстрами. Зная нужду многих бедных сестер, а также нищих, она раздавала им всё, что имела и что получала от других, безвыходно пребывала в церкви, читала по шести часов кряду Псалтирь, так как мало было грамотных сестёр, и ночевала поэтому в церкви, немного отдыхая на камне где-нибудь в сторонке на кирпичном полу. Непостижима ее смерть. По благословению батюшки Серафима вылеченный им от тяжелой болезни брат Елены Васильевны Михаил Васильевич Мантуров продал свое имение, отпустил на свободу крепостных людей и, сохранив до времени деньги, поселился на купленной Еленой Васильевной земле со строжайшей заповедью: хранить её и завещать после смерти Серафимовой обители. Батюшка всё, касающееся устройства Дивеева, поручал только ему одному; все это знали и свято чтили Мантурова, повинуясь ему во всем беспрекословно, как распорядителю самого батюшки. Когда Михаил Васильевич заболел злокачественной лихорадкой, и эта болезнь была к смерти, отец Серафим призвал к себе Елену Васильевну и благословил её умереть за брата, что она и исполнила, уйдя ко Господу двадцати семи лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет.

Блаженные Пелагея, Параскева и Мария – дивеевские блаженные – видели мир духовными очами и вели непрерывную борьбу с духами тьмы, призывая на помощь Господа. Душа юродивого любит горний мир и пренебрегает земными законами. Часто, как умалишенный, юродивый смеется над тем, к чему привязано наше грехолюбивое сердце — славой, богатством, тщеславной гордостью, телесной красотой, удобствами жизни, наслаждениями плоти, сребролюбием, покоем. Он подвергает свою плоть физическим испытаниям, а душу внешнему осмеянию и поруганию. И, достигая высшей степени блаженства, такие люди с глубоким состраданием взирают на впадающий в грех мир и молятся о нем. Таковыми были дивеевские блаженные Пелагея, Параскева и Мария.

Преподобноисповедница инокиня Матрона (Власова) входит в сонм новомучеников российских. Советская власть арестовывала её трижды. В общей сложности она провела в сталинских лагерях восемнадцать лет. Власти обвинили мать Матрону в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священников. Но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М. Г., в следственном деле не имеется». В состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских XX века преподобноисповедницу Матрону (Власову) включили в 2001 году.

Святые жёны Дивеевские, молите Господа о нас!

Прошло немного времени после встречи Святых мощей, и вот у нас новая радость: первый престольный праздник – день памяти святых преподобных Сергия и Варвары Островских, родителей преподобного Александра Свирского, в честь которых освящён наш временный храм. В миру преподобные звались Стефан и Васса. Жили они в селе Мандеры, которое располагалось на реке Ояти напротив древнего Введенского Островского монастыря. Подобно святым Петру и Февронии, которых мы вспоминали незадолго до этого, родители преподобного Александра Свирского прожили долгую жизнь в добром супружестве, под старость по слову сына своего преподобного Александра раздав своё имение и удалившись в Островский Введения во Храм Пресвятой Богородицы монастырь, где приняли постриг с именами Сергия и Варвары и, пожив благочестно, мирно отошли ко Господу. Чудотворцами прп. Сергия и Варвару называли уже в XVIIвеке, видимо, у их гробниц бывали случаи чудесной помощи с верою её просящим. Но в ту пору систематических записей в монастыре, в силу его малочисленности и бедности, не велось, и сведений о них не сохранилось. В описании монастыря 1873 года отмечалось: «Окрестные жители и посещающие монастырь богомольцы с древних времён глубоко чтят память родителей Преподобного Александра Свирского, покоящихся во Введенском монастыре, и всегда с благоговением и усердием молятся во время панихид, отправляемых при тех гробницах». За свою богоугодную жизнь Сергий и Варвара были канонизированы Церковью и прославлены в чине преподобных. Святые преподобные Сергие и Варваро, молите Бога о нас!

К престольному празднику Господь послал нам новый подарок: наконец были готовы и прибыли в храм заказанные уже давно колокола. На праздничном чаепитии батюшка рассказал нам о промыслительном «совпадении»: когда он заказывал колокола на заводе, просил сделать их пораньше, например, к Троице. Но раньше не получалось, и наметили срок 10 июля. И вот уже после того, как заказ был согласован, вспомнилось, что как раз 10 июля у нас престольный праздник. Так что этот день был ознаменован освящением 9-ти колоколов, на самом большом из которых есть и изображение нашего святого Александра Свирского (тоже «совпадение» - это клеймо было разработано и опробовано на заводе как раз перед приездом туда отца Василия). Освящал колокола Благочинный отец Александр, который поздравил батюшку и приход с первым престольным праздником. Прислала поздравление и игумения монастыря-«побратима» – Введено-Оятского женского монастыря, в котором покоятся мощи святых преподобных Сергия и Варвары.

Колокола уже подняты на колокольню, и первый звон прозвучал в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Теперь дело за искусным звонарем! Вспоминается, как в Ростове Великом возле звонницы специально собираются туристы и паломники, чтобы послушать знаменитый ростовский звон. А ещё батюшка пообещал устроить экскурсию на колокольный завод. Будем ждать с интересом.

Впереди праздник Казанской Божьей Матери, и нас ожидает новая радость: надеемся наконец увидеть отреставрированный и помещённый в новый киот старинный образ Казанской Божьей Матери, о котором мы уже рассказывали. Пресвятая Богородица, спаси нас!

Не прекращаются летом работы по благоустройству храма и территории возле него. Усилиями братьев по главе с отцом Василием было сделано огромное дело: вкопали в землю и утеплили гигантский контейнер для воды ёмкостью в 5 тонн. Постороннему человеку это может показаться малозначащим событием, но что это значит для всех, кто трудится в храме, для сестёр, работающих в трапезной, для рабы Божьей Елены, ухаживающей за цветами возле храма и поливавшей их из леечки! Сколько раз оказывалось, что вода в храме заканчивалась и её приходилось носить из дома. Теперь эти проблемы позади, спаси Господи батюшку и братьев за их тяжелый труд!

Вот такими были наши радости и праздники в начале этого лета. Но не будем расслабляться – отец Василий уже обозначил нам следующие задачи и заботы: собираем деньги на колонки и микрофон, чтобы служба была слышна и тем, кто вышел в церковный двор, и на крестильную купель для взрослых.

Слава Богу за всё!

raspisanie logo

Православный календарь

 

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика