Храм преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Список записей

Нам помогают:

dar rechi 1

 

 

Прием записок

Сайт посетило:

113725
СегодняСегодня317
На этой неделеНа этой неделе1953
В этом месяцеВ этом месяце12304
ВсегоВсего1137253

Дневник прихода

Как мы  пешком ходили вдоль Китай-городской стены…

Вчера, в воскресенье, наша любимая экскурсовод Татьяна Станиславовна опять пригласила нас в пешее путешествие по любимому городу. И вот мы встречаемся в условленном месте, возле Иверской часовни на Красной площади. Подарком от Господа – солнечный и тёплый денёк, короткой передышкой в череде серых, дождливых, холодных дней. Темой на этот раз была Китайгородская стена, матушкой Ивана Грозного построенная для защиты от татарских набегов, при Александре I частично разобранная, обветшавшая, в 20-е годы прошлого, XX века отреставрированная и через семь лет окончательно разрушенная. Вот признайтесь – вы себе представляете точно, как она проходила, где начиналась и заканчивалась? А мы теперь знаем. Потому что прошли по её следам с Татьяной Станиславовной от начала до конца, от Никольской башни Кремля и до станции метро Китай-город. Мы узнали:

  • почему Иверские ворота Красной площади называются ещё и Воскресенскими;

  • три версии названия стены и какое отношение имеет к китайцам;

  • что по Красной площади ходили трамваи;

  • где должен был стоять памятник Жукову;

  • где был первый «китайский» ресторан;

  • что единственную сохранившуюся башню Китайгородской стены назвали Птичьей после того, как в ней устроили павильон куроводства сельскохозяйственной выставки – прообраза ВДНХ;

  • что напротив Детского Мира стояла древняя Троицкая церковь «в Старых полях», священники которой были обязаны наблюдать за правильностью «судебных поединков», в которых в честном бою Божьей волей выявлялась правота одной из спорящих сторон;

  • что такое проломные ворота и для чего их устраивали;

  • и ещё много-много интересного.

Мы теперь представляем, как раньше выглядели Лубянская и Театральная площади и другие всем хорошо знакомые места. А ещё мы просто очень хорошо погуляли по нашей прекрасной,  старой, вечно молодой и вечно меняющейся столице. Будем ждать новых встреч с незабываемой Татьяной Станиславовной.

Жалко только, что экскурсантов было всего четыре человека.

Следующая пешая экскурсия состоится 5 ноября в 13:00. Записаться нужно в иконной лавке храма. Предлагаем Вашему вниманию узнать больше о нашем любимом городе. Программа будет размещена на сайте нашего храма.

   Вот и лето прошло... Мы возобновляем дневник нашей приходской жизни. Снова собираемся мы все вместе в нашем храме, вернувшись кто из путешествий и паломничеств, кто из деревень и дачных участков. Радуемся, видя знакомые лица, обнимаемся. Начался новый учебный год, скоро и Новолетие, начало нового церковного годового круга, нового Лета Господня. Поздравляем с началом учёбы всех наших школьников и особенно наших маленьких прихожан, пошедших в первый класс! Желаем им успехов в освоении трудной школьной науки. Поздравляем нашу детскую воскресную школу и неутомимую Ирину Васильевну! С началом учебного года возобновят работу кружки. Поздравляем и всех нас, прихожан, ведь и мы учимся – посещаем воскресную школу для взрослых, изучаем с отцом Василием Апостол, да и каждая церковная служба с чтением священных книг, с проповедями священника – разве не очередной душеспасительний урок? Так будем же все усердными учениками в школе духовного возрастания!
Давайте вспомним, чем жил наш приход прошедшие летние месяцы.
Завершением первого летнего месяца стал для нашего прихода храмовый праздник – День памяти Родителей Преподобного Александра Свирского Сергия и Варвары Островских, празднующийся 28 июня. Торжественное богослужение в этот день возглавил епископ Орехово-Зуевский Преосвященный Пантелеимон. Архирейское богослужение с причастием из рук Владыки, крестный ход вокруг храма, торжественные песнопения хора, прославлявшие наших святых, наполнили радостью и светом.
В начале июля наши прихожане совершили паломническую поездку в Дивеево и Муром. Дивное Дивеево, «четвёртый удел Богородицы на Земле», место прославления Преподобного Серафима, никого не оставляет равнодушным. Вместе с игуменьей Сергией и сестрами обители паломники прошли крестным ходом по канавке Божией Матери, окунулись в источнике батюшки Серафима. Всегда поражает количество паломников, которых привлекает эта святая обитель. Кажется, только на пасхальном богослужении можно видеть столько людей в храме. А здесь так каждый день! Батюшка Серафим благословляет всех немеркнущей пасхальной радостью. А древний Муром, обиталище Святых Петра и Февронии, наполняет сердце тихим светом любви и смирения.
12 июля – день памяти Первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. И мы, прихожане, во главе с отцом Василием отметили торжественной службой этот праздничный будний день.
А щедрый август спасал нас тремя Спасами.
14 августа – праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего креста Господня. В этот день, называемый в народе «медовым Спасом» после торжественной службы батюшка благословил мёд нового урожая.
19 августа мы вспоминали Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. «Преобразился еси на горе, Христе Боже...» Преданные и усердные ученики Господа, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели во всей полноте славу Господню, неземной свет, исходивший от лика Господа и от его одежд невиданной белизны. Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени. «Шестое августа по старому - Преображение Господне. Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.». Не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения. Второй, «яблочный» Спас – так назвал народ этот день. В этом году этот день был удивительно тёплым и солнечным, и когда алтарник вынес на середину храма поднос с грудой фруктов, они засияли всеми цветами щедрого урожая плодов земных. А после праздничной службы и прихожане расставили на столе во дворе храма корзинки и пакеты с фруктами, и батюшка освятил новый урожай.
А третий Спас – Успение Пресвятой Владычицы нашей и Богородицы Приснодевы Марии. Кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О никто, никто, конечно, никто! Не смертью, а блаженным успением называем мы кончину Пресвятой Богородицы. Она уснула блаженным вечным сном. И потому праздником называем мы этот день, и потому стоим пред гробом Богородицы в благочестивом созерцании, и потому молим Её: «Да будет кончина наша хоть в малой мере подобна Твоему блаженному успению!» Как будто само небо в этот день опустилось в храм – ведь синий – цвет Богородицы. Бело-голубые, как облака, цветы вокруг праздничной иконы, синие облачения священников и алтарников наполнили храм вечным таинственным немерцающим светом. Особая служба – чин погребения Богоматери совершалась вечером накануне, а утром – праздничная Литургия. И, конечно, все, кому довелось побывать на литургии в пещерном Храме Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме на Святой Земле, вспоминали благоговейный восторг от прикосновения к святыне – камню, где Матерь Божия была погребена и откуда Господь вознёс Её на небеса.
Пройдёт ещё несколько дней, и нас ожидает ещё один храмовый праздник – день памяти священномученика Владимира (Четвертина), частичка мощей которого зашита в антиминс нашего храма.
Радостно отметить, что в отпускную летнюю пору в нашем приходе не только отмечались праздники Годового круга, не только своим чередом проходили малые Пасхи – воскресные Литургии – но и не прекращались усилиями отца Василия и прихожан строительные и благоустроительные работы. Наконец достроена пристройка к храму и туда переехала свещная лавка. В храме теперь стало просторнее и тише. Вокруг храма растут и благоухают цветы, и даже большой куст помидоров удивляет созревающими плодами.
Слава Богу за всё!

   Каждый из нас, православных христиан, празднует не только день своего рождения, но и именины – день памяти своего Святого покровителя. Так и каждый храм особо отмечает свои именины, или престольный праздник – событие Священной Истории, или день памяти Святого, во имя которого освящён престол храма. Наш приход при строящемся храме Святого Преподобного Александра Свирского отмечает престольный праздник дважды в году, в апреле и сентябре – в день памяти Преподобного. В этом году впервые мы пригласили всех отпраздновать вместе с нами день Святых покровителей нашего временного храма – родителей Александра Свирского Преподобных Сергия и Варвары. И если Александр Свирский – святой великий, прославившийся чудесами, удостоенный посещения самой Святой Троицы, когда-то покровитель всей Северной Руси, то его родители Преподобные Сергий и Варвара – святые не столь прославленные, скромные, «домашние», не ужасающие великими подвигами, чудесами или мученической кончиной, но стяжавшие святость своей непорочной жизнью, неподкупной любовью и доверием ко Господу. Были они простыми людьми, наверное, не сильно отличающимися от окружающих своей внешней жизнью. Верное и честное супружество, чадолюбие, скромность и отсутствие тщеславия – вот те духовные дары, которыми щедро одарил их Господь. Но «по плодам их узнаете их», а плод их великий – Святой Александр, чудотворец, к помощи которого прибегают тысячи и тысячи верующих. И каким утешительным примером служит нам, современным православным, эта святая чета! В них удостоверяемся мы, что Господь даёт крест по силам, не требуя от каждого отшельничества в пустыне, умерщвления плоти или мученической смерти. Достаточно искренне любить Бога, верить Ему и жить, исполняя Его заповеди. Правда сказать, эти «простые» подвиги требуют от нас всей жизни.
Об этом сказал в проповеди после торжественной службы Преосвященный Владыка епископ Орехово-Зуевский Пантелиимон, дорогой гость нашего праздника. Встречали Владыку всем приходом, цветами и хлебом-солью, которые вручила Преосвященному со словами «Примите, Владыко, и благословите!» наша маленькая прихожанка Василисса. Кроме Владыки, гостями праздника стали Благочинный Восточного викариатства отец Александр, а также друзья и благодетели нашего храма.
К приёму гостей готовились, убирались, начищали утварь. Церковь в этот день была полна народа, все были счастливы участвовать в красивой торжественной архирейской службе, принять причастие Святых Таин из рук Преосвященного. Голоса певчих звучали ангельским пением. После Литургии священство, причт, прихожане и гости прошли торжественным крестным ходом вокруг храма, лёгкий дождик не испортил настроения, а под капли святой воды, которой щедро кропил батюшка, прихожане радостно подставляли головы. В память о посещении храма отец Василий подарил Владыке резную деревянную икону Спасителя и огромный букет белых цветов. А потом гостей ждало праздничное угощение, а прихожан чай с выпечкой. Спаси господи Владыку, отца Василия, наших гостей, певчих и всех, кто готовил этот праздник!
Июнь вообще «именинный» месяц в нашей Церкви. 4 июня – День Святой Троицы, День Рождения Церкви, когда сошествием Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова утвердилась в мире христианская вера и начала свое бытие Церковь Христова. Трогательно и красиво прошло Богослужение в праздник Святой Троицы. Торжественно и светло звучал хор «...обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух», коленопреклоненно читали прихожане вместе с батюшкой особые молитвы святителя Василия Великого. Молодыми берёзками был украшен весь храм, священник был облачен в зеленые ризы, пахло свежими берёзовыми листьями и травой, которой был засыпан пол – напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам. После Троицкого богослужения – весёлая трапеза во дворе, угощение шашлыками с песнями в исполнении приходского хора. А через неделю, 11 июня – День всех святых, и значит, каждый из нас, носящих христианские имена, мог праздновать именины. А ещё через неделю – 18 июня – опять именины, День всех святых, в земле Российской просиявших. 28 июня батюшка отслужил литургию в день Святых Дивеевских , мощи которых почивают в нашем храме. Так, от праздника к празднику, от именин к именинам вёл нас Петровский пост, не давая расслабиться и впасть в уныние. Да и сам Петровский пост – нестрогий, балующий и рыбкой, и свежей весенней зеленью, и первыми ягодами.
Несмотря на лето и пору отпусков, работа в храме не прекращается. Усилиями отца Василия, старосты храма Владимира, наших рабочих и с помощью прихожан закончено строительство здания для церковной лавки. На традиционном воскресном чаепитии отец Василий рассказал нам, как продвигается работа над проектом постоянного храма. Возле церкви пышно цветут цветы, за ними ухаживает садовница Светлана – спаси её Господь за её работу. Когда прошлым летом и осенью сажали многолетники во дворе храма, многие не верили, что они перезимуют в тонком слое почвы над многолетними напластованиями асфальта. Но чудесным образом под сенью Креста всё растёт и цветёт.
Продолжаются и наши паломнические поездки. В первых числах июля всех желающих приглашают в Дивеево и Муром, к Преподобному Серафиму Саровскому и Преподобным Петру и Февронии Муромским.
Пройдёт ещё немного времени, и день Святых Апостолов Петра и Павла отметит окончание поста и «макушку» лета.
Слава Богу за всё!

C праздником Вознесения Господня, дорогие братья и сёстры!

От праздника к празднику ведёт нас годовой круг Лета Господня, заставляя каждый раз заново переживать события, связанные с земной жизнью Спасителя и его Пречистой Матери, с историей нашей Христианской Церкви. Праздники из года в год повторяются, но сами мы становимся другими, а значит, можно надеяться, что круг Лета Господня для нас становится спиралью, поднимающую нас – кого быстрее, кого медленнее – всё выше и выше – к Господу. Только бы эта спираль для каждого из нас не теряла своего восходящего направления, направляя нас, ведя туда, куда позвал, возносясь к Небесам, Господь наш Иисус Христос. Те из нас, кто побывал на Святой Земле, не могут не вспомнить в день Вознесения камни и оливы Елеонской горы, видевшие Спасителя, русский Вознесенский монастырь и тот камень, который хранит отпечаток Его стопы, когда Он возносился к своему и нашему Отцу – русские паломники любовно называют этот камень «стопочкой». Хоть и выпадает всегда праздник Вознесения на рабочий четверг, прихожане собрались на службу, воспевая двунадесятый Праздник Господень, завершивший весенний месяц май – первый месяц после Пасхи Христовой.

Быстрыми молодыми шагами прошёл май. На каждой службе батюшка радостно возглашал «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» отвечали мы дружно. Ещё в конце апреля, сразу после Радоницы, как и в прошлые годы, уже традиционно, вместе с батюшкой отправились наши прихожане к мощам нашего Преподобного, в Его монастырь на Свири. Как всегда, радушно принимала братия паломников, посетили они и другие святые места Тихвинской епархии – поклонились родителям Преподобного Александра и Тихвинской иконе Божьей матери.

А уже в начале мая батюшка повёз прихожан к Преподобному Сергию Радонежскому в Его Троицкую Лавру. Действительно, при каждом новом посещении открывается Лавра по-новому, и каждое посещение не похоже на другие! Спаси Господи батюшку за все наши паломничества!

9 мая – день особый, «Праздник со слезами на глазах». Начался этот день с панихиды о всех убиенных и умерших воинах, положивших «душу за други своя», защитивших нашу Родину и отдавших за неё свои жизни. А потом отец Василий пригласил всех на праздничное чаепитие. Праздник вместил в себя многое – и парад Победы, который вместе смотрели по телевизору, и воспоминания ветеранов, и документальный фильм о встрече в 1943 году со Сталиным митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), за которой последовало новое возрождение Церкви.

А через несколько дней, в субботу, ученики воскресной школы вместе родителями побывали в Третьяковской Галерее. Замечательный экскурсовод открыла ребятам чудесный мир древних икон, этих поистине «окошек в мир горний». Может быть, для кого-то из маленьких прихожан это стало первым посещением «Третьяковки», но уж точно не последним!

А взрослых прихожан в последнее воскресенье месяца пригласила на пешую экскурсию по Москве наш уже постоянный друг экскурсовод Татьяна Станиславовна. И если утро в этот день хмурилось и посыпало мелким дождичком, то уже днём распогодилось, и ничто не помешало познавательной прогулке по историческим местам нашей столицы.

Пройдёт ещё несколько дней, и нас позовёт в храм Святая Троица – Пятидесятница, День рождения Церкви. Цвет праздника Троицы – изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком от молодых берёзок засветится храм изнутри, пол церкви будет густо засыпан травой, прелый запах июня усилится лучами солнца из церковных окон, смешивается с нотами ладана и восковых свечей. Ровно через 50 дней после Воскресения Господня отпразднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник..Слава Богу за всё!

Светися, светися, новый Иерусалиме…

Дорогие мои!
Христос воскресе! Радуйтеся!

Услышим же сердцем первые слова Воскресшего Спасителя к Женам Мироносицам: “Радуйтеся!”

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех……Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшего Христа во веки…

И вновь пасхальный благовест наполнил мир

И радости этой никто не отнимет от нас. Эта благодатная и нескончаемая радость – преддверие жизни вечной. Она даруется и нам, слабым и грешным детям своего Небесного Отца, Которому дорого каждое чадо, живущее на земле.
Так благодарите же Господа за все Его дары и благодеяния и сами дарите и благодетельствуйте, разделяя со всеми эту радость: Воскресе! Воскресе Христос!.. Воистину Воскресе Христос!

 

Так поздравлял своих духовных чад отец Иоанн Крестьянкин. И мы сегодня, как и годы назад, можем почувствовать, что эти слова незабвенно старца обращены к каждому из нас.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми.

Долго готовились мы к этому Светлому Дню, шли трудной дорогой Великого Поста, молились, ограничивали себя в пище и развлечениях, старались всё успеть, чтобы подготовиться к празднику. Убирались в храме и на территории, мыли окна? начищали утварь. Подарком стало долгожданное появление машин для замеса и раскатки просфорного теста. Спаси Господи наших сестёр за их физически тяжелый, но такой нужный и радостный труд! Очень хотелось до Светлого Дня закончить строительство церковной лавки, но не успели. Ну что ж, это ведь не главное! Главное, что мы постарались прийти к Воскресшему Христу с чистыми сердцами и душами.

Страстной седмице предшествовал в этом году великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. Радуйся, Благодатная,” – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества. В народе этот праздник почитали особенно. Говаривалось, что в Благовещенье «Птица гнезда не вьёт, красна девка косы не плетёт». Нам, современным городским людям, отпуск на работе не дают, но рано утром те, кто могли, пришли в храм на праздничную службу, а те, кто смог на ней остаться до самого конца, стали свидетелями трогательного обычая выпускания на волю белых голубей. В этом году трем птицам так у нас понравилось, что они не захотели улетать и остались возле храма, так что сёстрам, трудящимся в трапезной, пришлось взять их «на довольствие». За Благовещением пришли Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье, когда наш храм стал похож на молодую рощицу с тоненькими, покрытыми белыми «барашками» и украшенными цветами веточками вербы и широкими пальмовыми опахалами. И уже в эти дни явственно прозвучала грядущая Пасхальная радость.

А с наступлением Страстной Седмицы наш батюшка, похоже, перестал уезжать их храма домой. Службы служились каждый день, утром и вечером. Утром Великого Четверга, в день воспоминания Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии, все прихожане собрались в храме, чтобы причаститься Святых Христовых Таин и засвидетельствовать свою принадлежность к Его стаду. Вечером нельзя было пропустить службу «Двенадцати Евангелий», и мы снова со свечами в руках слушали рассказы Евангелистов о Страстях Христовых и снова вместе с Ним шли дорогой страданий и искупления, а потом старались огонь страстных свечей донести до дома, чтобы освятить им свои жилища. Великая Пятница – самый страшный день в году: Господь распинается и погребается, и Плащаница как символ Его гроба обносится крестным ходом вокруг храма. И опять мы на службе. А ведь надо ещё и дома успеть всё подготовить к празднику, и родные так ждут «тельца упитанного» после честного трудного поста. А в домашних хлопотах надо ещё и душу суметь сохранить в покое и чистоте, чтобы не замутнить её поверхность сором пустой суеты. Трудная задача!

Но вот приходит суббота, хоть и прохладно и ветрено, но солнце сияет в чисто вымытом небе, и народ бесконечно тянется к столам, поставленным во дворе возле церкви, и расставляет корзины и пакеты, разворачивает снедь, подготовленную к освящению, заслоняет ладонями трепетные огоньки свечек, и столы расцветают разноцветными яйцами, белоснежными верхушками куличей и пасох. Батюшка не просто освящает пасхальную снедь, но пользуется случаем, чтобы немного поговорить с людьми, многие из которых заглядывают в храм единожды в году, и рассказывает им о нашем храме, приглашает приходить на службы. Сёстры раздают листовки с Пасхальным поздравлением и информацией. Но к вечеру постепенно поток людей иссякает, небольшой отдых, и вот она – ПАСХАЛЬНАЯ СЛУЖБА! Красные лампадки сияют, все нарядные, сёстры в красных и белых платочках, и после выноса Плащаницы – Крестный ход с хоругвями, с иконами, с негромким пением «Воскресение твое…» обходит вокруг храма, останавливается возле запертых дверей, и вдруг – ликующее «Христос воскресе!», подхваченное десятками голосов. ХРИСТОС ВОСКРЕС! И чудесным образом именно в этот момент подходит алтарник Дионисий с Благодатным Огнём, зажжённым им во аэропорте Внуково от огня, привезённого из Иерусалима. Потом уже мы узнаем, что из трёх зажжённых Дионисием лампадок благополучно доехала только одна, и подивимся его и отца Василия предусмотрительность, а сейчас мы, войдя в храм, радостно зажигаем и наши свечи и лампады от священного Благодатного Огня и внимаем ликующему, торжественного хору, славящему Воскресшего Христа. И Причастие Святых Таин в эту ночь – как награда, как вершина нашего подъема ко Господу. Служба окончена, отец Василий поздравляет прихожан, все поздравляют друг друга и благодарят батюшку, и  батюшка приглашает прихожан на разговенье в трапезную уже почти на рассвете – небо на востоке начинает светлеть, и уже слышны первые, ещё сонные голоса птиц.

А в воскресенье всех ждал ещё праздничный концерт, подготовленный учениками нашей воскресной школой, хором и приглашёнными гостями – фольклорным коллективом. Несмотря на то, что после тихого солнечного утра пошёл снег, всем было весело. Разве может погода испортить Пасхальную радость? Всю светлую седмицу будут звучать праздничные песнопения и радостно звонить колокола. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Слава Богу за всё!

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

   Так 200 лет назад Александр Сергеевич Пушкин переложил в стихах молитву Ефрема Сирина, словами которой молился в дни Великого поста. Этими же словами и мы сегодня обращаемся ко Господу. Дай Бог, и через 200 лет наши дети и внуки повторят за нами, своими предками, эти вечные слова.

   А мы уже на половине пути к Светлому Христову Воскресению, или, как сказал батюшка на воскресной проповеди, поднялись уже на половину ступенек к Пасхе Господней.

Воскресенье третьей недели Великого поста в нашей Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно вынесли Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого батюшка и прихожане храма совершили перед крестом три поклона. Хор и все прихожане дружно пели: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Половина поста позади, что-то у нас получилось, что-то – нет, все уже немного утомились от постной еды, усиленных молитв и длинных служб, кто-то мужественно отказал себе в телевизоре и интернете, и нет-нет да и заползёт в голову малодушная мысль: «А Светлое Воскресенье ещё не скоро!» А у кого-то, может быть, другое: съедено или выпито что-то не то, какая-то ссора случилась, какие-то богослужения пропущены, может быть, нет смысла и продолжать? Хочется поднять свой дух, получить второе дыхание, вот и выносится Святой Крест нам для того, чтобы подбодрить нас, укрепить нашу волю напоминанием о страданиях и смерти Господней, воодушевить к продолжению подвига поста. Вынося крест, Церковь говорит с нами словами Спасителя: не бойся, малое стадо! (Лк. 12: 32). Ничего еще не потеряно. Если мы ленились в первой половине поста— есть еще время не полениться во второй. Господь ободряет нас: держитесь! Надо собраться! Постараемся хотя бы Великий пост провести достойно в той мере, в которой позволяет наше внутреннее устройство, и сказать: Господи, мы стараемся, мы хоть что-то для Тебя делаем, и делаем искренне.

   В этом году как раз посреди поста ещё радость: день Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, 22 марта по новому стилю. Сорок мучеников Севастийских – это воины-христиане, которые жизни свои положили во имя Господа Иисуса Христа в городе Севастии (это Малая Армения, территория современной Турции). Произошло это событие в 320 году. В древнейших месяцесловах этот праздник относится к самым чтимым – облегчается  строгий пост, разрешается вкушать вино и совершается Литургия Преждеосвященных Даров. А на Руси это один из самых любимых в народе праздников. Издавна был обычай в этот день лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу. А ещё в деревнях был обычай жаворонками «закликать весну» (то есть зазывать). И наши прихожанки испекли смешных птичек из теста и угощали всех, кто пришёл на службу.

Великопостные недели – насыщенные и напряжённые. Длительные литургии Преждеосвященных Даров. Родительские субботы с заупокойными богослужениями и Великими Панихидами. Четыре воскресенья подряд по вечерам – Пассии – акафисты Страстям Христовым, которые бывают всего 4 раза в год – по числу евангелистов. На этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования. По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажжёнными свечами в руках. Как и везде, в нашем храме по время Великого Поста проводятся соборования. Два уже прошли, третье, последнее – в начале апреля.

   В перерывах между службами наш неутомимый отец Василий успевает руководить стройкой, которая возобновилась возле храма. Хочется к Пасхе закончить строительство церковной лавки, чтобы ничто не отвлекало во время богослужений.

   А ещё во время поста мы обогащаем ум, укрепляем дух и тело пешеходными экскурсиями по Москве вместе с замечательным экскурсоводом Татьяной Станиславовной. Первая из них прошла 8 марта и была посвящена старинным Маросейке и Покровке, во время  следующей – в воскресенье – Татьяна Станиславовна расскажет об Ивановской горке. Присоединяйтесь!

Желаю вам поститься постом приятным! Обращаясь к своим братьям и сёстрам по вере с таким пожеланием раньше, я самонадеянно думала, что желаю им быть в мире и покое, поститься легко и радостно, не слишком изнуряя себя. Ан нет, ошибочка вышла! Оказывается, в церковнославянском языке слово «приятный» означает вовсе не то, что понимаем мы, люди XXI века. Заглянув в словарь, я, к стыду своему, узнала, что «пост приятный» - это не тот, что лёгок и приятен нам, а тот, что будет принят Господом. Так что, братья и сёстры, желаю нам всем потрудиться, побороть с помощью Божьей свои немощные плоть и дух и прийти ко Господу на его Светлое Воскресенье такими, чтобы Он принял нас в свои отцовские объятья!

Слава Богу за всё!

Дорогие братья и сестры!

   Поздравляю вас всех с началом Великого Поста! Как холодная промёрзшая земля с началом весны отогревается под лучами солнца, исподволь наполняется соками, чтобы расцвести травами и цветами и принести плоды, как тёмная сухая ветвь дерева обнаруживает постепенно набухающие почки и вдруг покрывается листьями, так будем подготавливать тело и душу к приходу Воскресшего Бога нашего Иисуса Христа!

 

   Февраль – месяц короткий, казалось, только что были Рождество, Святки, Крещение – и вот уже Великим постом начинаем готовиться к Пасхе.

 

   В начале февраля наши прихожане вместе с батюшкой совершили незабываемую паломническую поездку в Святую Землю. Невозможно словами описать впечатления, оставшиеся от этого путешествия – восемь дней молитв, созерцания земли, которая помнит Спасителя, восемь дней Евангелия, которое паломники «прошли» своими ногами – Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Иордан, Галилейское море и гора Фавор, греческие храмы и русские монастыри – всё это навсегда отпечаталось в душе. Каждый вернулся домой немного другим человеком. Паломники молились за себя, своих близких и за всех прихожан, а прихожане ждали их возвращения и рассказов. В ближайшее воскресенье все собрались в воскресной школе, и за чаепитием с восточными сладостями паломники отчитались о своём путешествии – и рассказывали, и показывали фотографии, и раздавали сувениры (а ещё раньше, после воскресной литургии, батюшка вручал всем благословение Иерусалима – Вифлеемский и Иерусалимский образы Божьей Матери). Каждый день поездки заранее был закреплен за разными людьми, и каждый старался рассказать подробно о своих впечатлениях. Поэтому и встреча затянулась на несколько часов, но, кажется, никому не было скучно

 

   Середину февраля отметил двунадесятый праздник Сретения Господня – день, когда Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм. В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Несмотря на то, что праздник выпал на середину рабочей недели, многие пришли в храм в это день, чтобы встретиться с Господом, который явился в мир для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода.

 

   Быстро пролетела весёлая масленичная неделя, которая в этом году совпала с длинными выходными днями после 23 февраля. И вот уже прощёное воскресенье – после утренней литургии приходские блины с чаем, и отец Василий рассказывает о последних новостях на приходе, о ближайших строительных планах – к Пасхе надо достроить церковную лавку, чтобы в храме было более просторно и благоговейно. Фундамент и пол будущего здания уже есть, надеемся, что молитвами батюшки и под его началом прихожане помогут завершить стройку к Празднику празников.

 

   А вечером в храме уже великопостные тёмные облачения, и грустные синие лампадки, и умилительный чин прощения, когда все просят прощения у всех – и батюшка, и прихожане. Все кланяются друг другу, целуются, у многих на глазах слёзы.

 

   И вот – Великий пост. Всю неделю службы каждый день. Рано утром, к семи часам, собираемся в храм. Кто-то, помолившись, уходит на работу, кто-то до конца выстаивает долгую великопостную службу. А вечером все собираются на Великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского. Это особое богослужение – батюшка читает покаянный канон, многие стоят на коленях, кладут земные поклоны. Композиция Службы Канона – это микросюжет Великого поста: подъем от глубин греха к небу. Поэтому, выходяв эти вечера из храма, покой и тихую радость. Эта радость озаряет самые первые и самые строгие дни Великого поста, смягчая шок перехода от жизни плотской к жизни духовной. Мы проходим первые шаги на длинном и нелёгком пути к Пасхе Христовой. После службы батюшка произносит проповедь, наставляя нас на этом пути, сравнивая нашу церковь с кораблем, отчалившим от берега повседневной суетной жизни и медленно отплывшим навстречу Господу. Блажен уже тот, кто вступил на этот корабль хоть пассажиром, и вдвойне блажен тот, кто трудится на этом корабле, ведомом нашим батюшкой. Господь да поможет им и всем нам!

 

   Слава Богу за всё!

raspisanie logo

05.09.2023

Православный календарь

Видео-архив


 

Copyright © 2015-2024  All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика