Без сомнения, каждая паломническая поездка интересна, благодатна и поучительна по-своему, все они помнятся и хранятся в сокровищнице нашей памяти. Но некоторые из них стоят как бы наособицу, они настолько переполняют душу, что не просто запоминаются, но что-то меняют в тебе самом. И это паломничество было именно таким. Три дня поездки промелькнули, как один и были настолько наполнены впечатлениями, что их хватило бы на целую неделю.

Всё началось, как всегда, возле нашего храма ранним утром, свежим от прошедшего ночного дождичка. В начале пути уже привычно молимся. Начинается длинная дорога в удобном микроавтобусе с кондиционером (а некоторые боялись удушающей жары в раскаленной машине!). Попадаем в пробку, долго и с трудом продвигаемся, пока батюшка не предлагает прочитать акафист Святителю Николаю, и, о чудо, при последних словах акафиста пробка рассасывается, и мы мчимся вперёд! Вот так Господь напоминает нам, к кому надо обращаться  в любых жизненных трудностях. С Божией помощью добираемся до Дивеева, и тут нас, усталых после многочасовой дороги, ожидает святой источник прп. Серафима Саровского с чистейшей холодной ключевой водой, окунувшись в которую, мы готовы въехать в обитель к Преподобному. Ещё до заселения в дом паломника сразу попадаем на службу в огромный Свято-Троицкий собор и успеваем поразиться великолепию, многолюдности и несказанной красоте обители, блестящей куполами многочисленных храмов, утопающей в цветах и осенённой благословением батюшки Серафима.

Дивное Дивеево! Четвертый удел Божией матери на Земле, на который Царица Небесная обещала низвести все благословения Божии и Свои со всех своих земных уделов – Иверии (Грузии), Афона и Киева. Агафья Семёновна Мельгунова (преподобная Александра) основала на этом месте великую обитель по повелению самой Богородицы. После кончины Дивеевской первоначальницы по её просьбе духовное и материальное попечение об обители принял на себя насельник Саровской пустыни преподобный Серафим, и с тех пор для нас Дивеевская обитель неразрывно связана с его святым именем. Впоследствии батюшка Серафим говорил, что ни одного камня в Дивеевской обители по своей воле не положил, а делал только то, на что царица Небесная наставить его изволила. Обитель росла и расцветала, умножалось число сестер (в начале XXвека в монастыре проживало 1600 насельниц), строились храмы, рекой текли в Дивеево паломники. Обитель пережила свой взлёт в 1903 году, когда при стечении многих тысяч паломников и в присутствии Царственной семьи совершилось Всероссийское почитание батюшки Серафима в лике святых. Всё оборвалось в 1927 году, когда обитель закрыли и разорили. Многих сестер осудили и сослали в лагеря Средней Азии. Чтобы не пропали бесследно дивеевские святыни, их разделили и раздали надежным, проверенным сестрам. Епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), который был сослан в Дивеевский монастырь, на последней проповеди сказал сестрам такие слова: «Монастырь закрывается, но монашество с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена чаша, но кто как её примет, насколько достойно. Кто только к губам поднесет, кто отопьет четверть, а кто и до дна выпьет. До сих пор вы горели одной свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь». Сестры разъехались по разным городам. Игуменья матушка Александра взяла с собой в Муром одну из главных дивеевских святынь - икону Умиления Божией Матери, перед которой молился преподобный старец Серафим и окончилась его земная жизнь. После смерти матушки Александры хранящиеся у нее святыни перешли ее келейнице, а затем они хранились под Москвой в поселке Кратово у одного священника. В конце 1990 года произошло чудо – были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского. Долгое время они лежали в Музее истории атеизма и религии в Санкт-Петербурге. Открытие мощей стало значительным событием для всей православной России. 21 июля 1991 года Святейший Синод объявил о восстановлении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. А уже 29 июля в торжественной обстановке, с остановками в больших городах, рака с мощами преподобного старца Серафима Саровского была доставлена в Дивеево и установлена в Троицком соборе.

На всем пути, по которому следовали мощи великого молитвенника земли Русской, тысячи и тысячи людей выходили на улицы поклониться мощам великого старца и попросить у него помощи: «Моли Бога о нас, старче Серафиме». Так в разрушенном и поруганном монастыре возобновилась монашеская жизнь. Храмы отстроились и украсились вновь, в обитель вернулись святыни, благоговейно хранившиеся в разных местах. Икона Божией Матери «Умиление» сейчас находится в Московской патриаршей резиденции, а в монастыре верующие поклоняются её почитаемому списку. Только одна из дивеевских сестёр – матушка Маргарита – дожила до возобновления монастыря и зажгла свечу, взятую из закрывающейся обители и сбережённую в годы лихолетья. Сегодня Дивеевская обитель вновь блистает красотой, более 500 сестер молятся здесь днём ночью в семи церквях и соборах (один собор ещё строится), и поток паломников течёт и течёт, чтобы прикоснуться к святости этого места и поклониться батюшке Серафиму. «…Счастлив тот, кто у убогого Серафима в Дивеево проведет сутки, от утра до утра, ибо Божия Матерь, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево»,– так говорил Преподобный. Вот и нам посчастливилось провести это время в монастыре, поучаствовать в службах, причаститься Святых Христовых Таин, приложиться к святым мощам Преподобного и к его вещам, с благоговением хранящимся рядом с ракой Святого. Источником бодрости и свежести стали благодатные дивеевские источники: преподобной Александры, Иверский и Казанский. Некоторые прихожанки окунулись в каждый из них! А ещё, как и все паломники, мы прошли по Святой Канавке, повторяющей путь, которым прошла Царица Небесная, взяв в свой удел Дивеевскую обитель. Батюшка говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста Богородиц прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев». Наверное, от души молились мы, потому что вечер принёс нам ещё один подарок: отец Василий объявил нам, что игуменья монастыря матушка Сергия передала  нашему молодому храму великую святыню – частички мощей дивеевских святых: матушки игуменьи Александры, основательницы и первой игуменьи монастыря, блаженных Пелагеи, Параскевы, Марии и преподобных жен Дивеевских Матроны, Марфы и Елены.  С радостью и благоговением приняли мы этот дар.

На следующий день мы возвращались в Москву переполненные впечатлениями, и, казалось, наши души уже не вместят ничего сверх того. Но и этот день был щедр на подарки: в Дивеевском Никольском скиту сёстры накормили нас завтраком, который многих заставил вспомнить детство в деревне: горы свежего творога и плошки с жирной сметаной, кастрюльки с ароматными кашами никого не оставили равнодушным. Потом, нас ждал чудотворный источник Святого Илии Муромца «у того ли города у Мурома, в том ли селе, да в Карачарове», и, как завершающий аккорд – монастыри Мурома – Свято-Троицкий и Спасо-Преображенский. Расположенные через дорогу друг от друга, похожие как брат и сестра, белоснежные, выстроенные в знаменитом стиле «русское барокко», сразу узнаваемом и не имеющем аналогов нигде в мире. В контрасте с огромным, многолюдным и величественным Дивеевским – маленькие, почти домашние, уютные, похожие на картинки из сказки. А главное – здесь в полутьме и прохладе Троицкого храма покоятся мощи святых благоверных Петра и Февронии. В одной раке, вместе, как вместе они были всю свою долгую, полную любви жизнь. Святые Пётр и Феврония умерли одновременно, находясь в разных монастырях, куда постриглись незадолго до смерти. И положенные каждый в свой гроб, по промыслу Божию в назидание живущим оказывались они вместе после смерти не только душами, но и телесно. Дай нам Бог прожить со своими супругами в мире и любви всю жизнь, а тем, кто пока одинок, найти своих суженых! Об этом молятся верующие, припадая к мощам Преподобных. И мы поклонились Святым, каждый прося о своём, но, наверное, все о любви.

Возвращались в Москву умиротворённые, по дороге читали акафист Петру и Февронии, благодарили Господа за то, что сподобил нас прикоснуться к святыням. В разговорах многие прихожане делились своей благодарностью к отцу Василию за попечение о наших душах и телах во время паломничества: его заботу мы чувствовали всё время, а совместные молитвы сближали и становились своеобразными «уроками Закона Божия». Спаси Господь отца Василия, и Юлию и Ирину, организовавших наше паломничество!

Слава Богу за всё!