В воскресенье, после Божественной литургии, приложившись к Кресту и выслушав благодарственные молитвы, наша воскресная школа отправилась в паломничество. Хотя в объявлении было написано об экскурсии, но это было самое настоящее паломничество – мы ехали поклониться великой святыне.

   6 ноября день празднования иконе «Всех Скорбящих Радосте». Именно так – Радосте. Названием иконы стали слова из акафиста «радуйся, Всех скорбящих Радосте» . Это обращение к Богоматери, это Она – Радость всем скорбящим.  Необычная  форма слова – это закрепившаяся на письме форма звательного падежа, утраченного современным русским языком. Мы можем видеть эту форму обращения в церковно-славянском языке, в молитвах она очень часто присутствует: «Отче, Сыне и Святый Душе, Троица Святая Слава Тебе!».

   Само название этого чудотворного образа уже содержит в себе молитвенное обращение к Богородице, а дальше молитва уже сама начинает стуиться из нашего сердца, возносясь к Той, Кто истинно наша  Покровительница, Заступница, Утешительница, Скорбящих радость, обидимым заступление, болящим исцеление, жезл старости и в бедах скорая помощница, к Царице Небесной.

   И вот мы на Большой Ордынке, в Преображенском  храме

, который более известен по чудотворному образу , пребывающему в нем и поэтому в народе называемый «Скорбященским». В самый день праздника оказаться возле святыни — это великая милость Божия. И дети, и родители, и наша экскурсовод Татьяна Станиславовна, все мы вместе с многолюдным потоком втекаем под своды храма, туда, где над всеми нами, в специально устроенной сени, к которой нужно подняться по мраморным ступеням, находится чудотворная икона. Оттуда глядит Владычица на люди своя, на притекающих к ней старых, малых, богатых, бедных, все несут к ней свои скорби, свои чаяния и слезы. «Помоги, Матушка!», «Умилосердись, Владычица!», «Радуйся, Радосте Наша!» отовсюду слышен молитвенный шепот. Людское море колышется, кажется, что к иконе невозможно не только подойти, но даже приблизиться и вдруг происходит чудо.  Детей начинают проталкивать по направлению  к самим ступеням, ведущим к иконе. Мамы, с замиранием сердца, смиренно шепчут про себя: «Ну, пусть  не я, но хоть чадо мое поклониться Царице Небесной»…Но милость Царицы Небесной — царская милость. Люди вдруг расступаются и пропускают за детьми и нас, грешных, не чаявших и не заслуживших такой милости. «Жено, чадородием спасешься»,- вспоминается мне. Вот так они, чадушки наши и проводят нас в Царство Небесное, за ними и пойдем, ими и оправдаемся.    Если, конечно, воспитаем их достойными Царства Небесного. Пресвятая Богородице, спаси нас.

   Радуйся, Радосте наша! Воспитай нас и чада наша яко же чада Божии и испроси нам вечно радоваться с Тобою во Царствии Небесном! Аминь.

   Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

   Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевны Акинфовой.Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной. Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея». По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия однажды во время молитвы услышала голос:— Евфимия, отчего в страдании твоём не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумлённая голосом. И был ответ:— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордныке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда.

   Уже в 1713 г. Преображенскому храму был выдан антиминс на престол в честь прославленной иконы, с тех пор церковь в народе все чаще стала именоваться не по главному престолу во имя Преображениия        Господня, а Скорбященской — по приделу, посвящённому чудотворному образу.

   Особенности иконографии

   Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

   Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.

   Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

   В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.

   Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).

   Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

   В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

   Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».