Давно ли начался Великий пост? Посмотришь в календарь – много дней назад. Вспомнишь великопостные службы, такие разные, такие особенные и неповторимые, торжественные и скорбные – целая жизнь. А оглянешься – недели Торжества Православия, святителя Григория Паламы, Крестопоклонная, святого Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской – промелькнули одна за одной. На пороге Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим; двунадесятый праздник, кульминация Великого Поста, день воспоминания о вершине земной славы Спасителя, торжественно вступившего в Город под ликование толпы.

«Осанна!» –  кричали горожане, устилая путь Христа пальмовыми ветвями. Не пройдет и недели, как эти же люди будут исступленно выкрикивать другое. «Распни его!» – и будут упиваться кровавым «представлением». Настроение толпы переменчиво и умело управляется горсткой негодяев, преследующих свои корыстные цели.

Для верующего человека нет сомнений в том, что Спаситель предвидел эту перемену, как и предательство одного из самых близких учеников. И душа Его скорбела прежде телесных страданий, до которых оставалось еще несколько дней.

Память об этих скорбях Христа, его страданиях, крестной смерти и погребении Православная Церковь чтит на протяжении Страстной седмицы. Она приходит на смену Четырередесятнице (Великому посту), являясь отдельным и особенным постом, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни Спасителя.

Первые три дня в Иерусалиме Христос неустанно проповедовал в храме. И в память об этом богослужения первых дней Страстной седмицы особенно продолжительны и насыщенны. На часах прочитываются все четыре Евангелия. В песнопениях отражаются вероучительные беседы Спасителя с учениками, книжниками и фарисеями. Богослужения в целом имеют характер сокрушения о нашей людской греховности.

В Великую среду воспоминается грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду совершается последняя Преосвященная Литургия в великом посту,  на этой литургии, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), омовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.

В этот день Господь установил Таинство Причащения, поэтому все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин на Божественной Литургии.

Страстная (Великая) пятница посвящена воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня (14.00), в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. При пении тропаря: “Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.(«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе»)” священнослужители поднимают Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа: прободенные ребра, руки и ноги Его. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. Это день самого строгого поста в году.

В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую Пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча». В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: “Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас”.

Нельзя не упомянуть о том, что этим Великим постом удивительным образом на Великую субботу приходится Благовещание, еще один двунадесятый праздник.

Какие два разных и в то же время неразрывно связанных между собой события вспоминаются в этот день!

Явление Архангела Гавриила юной непорочной Деве, его благая весть о грядущем чудесном рождении от нее, не знавшей мужа, Спасителя всего человечества, самого Вседержителя, Бога и Господа, который через своего посланца смиренно просит на то согласия отроковицы. Кроткий ответ: «Да будет мне по слову Твоему», – и лишь тогда Слово становится плотью, начинается евангельская история… Светлый и радостный праздник, без которого не было бы ни Рождества, ни славного Воскресения.

И другой день. Мать, выстрадавшая у Креста вместе с Сыном, пережившая Его безвинные муки и тяжкую смерть, поддерживаемая лишь одним из любимых Его учеников, с которыми Он проводил дни и ночи, которым дарил время и любовь и которые в страхе разбежались, оставив своего Учителя, приговоренного к казни предательством, трусостью, равнодушием и подлостью. День погребения и скорби.

Церковь не просто вспоминает библейские события в тот или иной день. Она как бы проживает их каждый раз заново, как если бы они происходили здесь и сейчас. Представим, в радостный прежде день Благой Вести Мать хоронит Сына…

 

Ты, Распятый, висишь пред вратами,

Я, рыдая, стою у Креста,

Словно ада подземное пламя

Жжет мне сердце и сушит уста,

 

Сыне Мой, Мое Сладкое Чадо,

Ты угас на Кресте предо Мной,

Ненаглядный Мой Свет и Отрада,

Умереть Я желаю с Тобой.

 

Как глядеть на Тебя, бездыханна!

В ад сведи Свою скорбную Мать,

Лишь бы Мне быть с Тобой непрестанно,

Твои очи, Мой Сын, целовать.

 

Сник главой Ты под иглами терний

И не видишь, не слышишь угроз,

Всюду толпы безумные черни

Твое Имя клянут, Мой Христос.

 

Не оставь Меня, Слово Господне,

Стая стрел Мою душу прошла,

Мое сердце, как огнь преисподней,

Величайшая скорбь обожгла.

 

(Лев Рыжов)