Храм преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Нам помогают:

dar rechi 1

 

 

Прием записок

Сайт посетило:

129797
СегодняСегодня579
На этой неделеНа этой неделе7034
В этом месяцеВ этом месяце17630
ВсегоВсего1297971

Отчёт о поездке

 

   День празднования Казанской иконы Божьей Матери, который стал теперь и Днём народного единства, отец Василий предложил приходу отметить паломничеством в Троице-Сергиеву Лавру, к преподобному Сергию Радонежскому. Организацию поездки тоже взял на себя и возглавил нашу группу в двадцать человек. Собрались мы в храме ещё затемно, в семь часов утра. Отслужили литургию, и, помолясь, двинулись в путь. Сразу ощутили, что батюшка печётся не только о наших грешных душах, но и о телах бренных: каждому паломнику в качестве завтрака было выдано по горячему пирожку и бутылочке воды. Помолились святому Угоднику Николаю и Богородице, и вот мы уже за пределами города. По дороге батюшка рассказывал  нам о тех святых  местах, где нам предстояло побывать.

 

   Начался наш паломнический маршрут с Покровского Хотькова монастыря. Этим мы хотели выполнить завет преподобного Сергия: «Поедете ко мне, навестите сначала родителей моих в Хотьково». И вот мы в монастыре. Ночной снегопад сделал волшебным всё вокруг, лёг шапками на лапах елей, прорисовал каждую веточку на деревьях и кустах. Чистый, свежий снег – мы так соскучились по нему! Пока мы любовались и радовались погоде, подошла наш экскурсовод  и познакомила нас с историей этого святого места. Семь веков отделяет нас от той далёкой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь в Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора – это недалеко от г. Радонеж, в 10-ти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче (сыне Ивана Калиты) и при святителе Петре Митрополите Московском в начале четырнадцатого века. В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году, однако точная дата остается для нас неизвестной. В эти места переселились из-под Ростова родители преподобного Сергия (тогда отрока Варфоломея) – Кирилл и Мария. Тогда это был «монастырёк», в который собирались доживать свой век больные и престарелые христиане обоего пола – старцы и старицы. Кирилл и Мария помогали монастырю деньгами, продуктами и одеждой, а через некоторое время и сами постриглись здесь в монашество, а потом и в схиму. Неотлучно, до самой их смерти, находился возле них и ухаживал за ними их сын Варфоломей, и лишь после их кончины ушёл исполнять своё высокое предназначение, выбрав неподалёку, на горе Маковец, место для кельи и начав своё монашеское служение Богу. А скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии. Их святые мощи почивают в Покровском соборе монастыря. Множество паломников притекает в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами достохвальной четы за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте. Над ракой Преподобных помещена другая реликвия – икона Сергиева рода, которая напоминает нам об устоях доброй христианской семьи, над которой простирает Свой Омофор Царица Небесная. У гробницы благоверной четы предстоят преподобный Сергий, его брат и сподвижник преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Пётр с супругой Екатериной, и внук Преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля. Икона является зримой проповедью торжества взаимной любви и духовного единения, и зовёт нас к благодатному миру и святости под Покровом Царицы Небесной. Семь веков монастырь в Хотькове вёл свою неспешную жизнь, то возвышаясь, то оскудевая, то подвергаясь разорению от поляков в Смутное время, то отстаиваясь вновь. К XX-му веку это была богатая обитель с прекрасными богато украшенными храмами, число сестёр доходило до четырёхсот, при монастыре воспитывалось 80 девочек-сирот. Но с приходом к власти большевиков всё обрушилось. В 1932 году закрыли Никольский собор. Благолепный, только что отстроенный храм подвергся жестокому разорению. Плиты редкого мрамора отправили на строительство Московского метрополитена, уничтожили некрополь в крипте собора. В нём расположилась школа комбайнеров. Вскоре взорвали монастырскую колокольню. В игуменском корпусе, где размещались также кельи клирошанок, иконописные мастерские и общая монастырская трапезная, расположился сельхозтехникум. В Покровском соборе обосновался химический цех промкомбината. В 1985 году сильный пожар уничтожил это предприятие, а вместе с ним сгорела и вся оставшаяся прекрасная настенная живопись, выполненная иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В другие здания въехали жители окрестных деревень, получившие от властей разрешение разобрать на бытовые нужды каменную монастырскую ограду. На месте благолепной процветающей обители теперь пребывали разорение и хаос. В 1928 году всех насельниц изгнали из монастыря, многих осудили на ссылку в лагеря. Последнюю Игумению Варсонофию II арестовали в 1931 году, она скончалась на этапе в Казахстан. Перед своим изгнанием  монахини зарыли возле храма честные мощи преподобных Кирилла и Марии, чтобы спасти их от поругания. Но прошло и это время. В 1989 году Покровский собор был передан в ведение Московского Патриархата, и началось возрождение древнейшей национальной святыни. 2 апреля в Крестопоклонную неделю Великого поста совершилась первая Божественная Литургия. Возрождение обители промыслительно началось в год общецерковного прославления местночтимых святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, чудотворные мощи которых вернулись в Покровский собор. В 1993 году Святейший Патриарх возвёл в сан Игумении матушку Олимпиаду, настоятельницу монастыря, бывшую благочинную Рижского Троице-Сергиевого монастыря, в строительстве которого в период своего расцвета принимала участие Хотьковская обитель. И сейчас возрождённая обитель влечёт к себе людей, жаждущих Евангельского жительства, чтобы, оставив земные попечения, соприкоснуться с вечностью, с высокой Божественной правдой. Так и мы, выполнив наказ святого Сергия, поклонившись Преподобным Его родителям, двинулись дальше.

   Следующим пунктом нашего паломничества был Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры. Свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Разделительной границей между ними были Гефсиманские пруды, которые и сейчас находятся на своем месте. Когда-то эти две обители соединялись подземным проходом, проложенным под озером, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в подземный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники, несущие сейчас послушание экскурсовода, с удовольствием показывают его паломникам. Удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы верующим. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре. Вот что нам рассказал наш экскурсовод. Гефсимания - место уединенного моления Иисуса Христа о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Божия Матерь, это место её славного Успения. В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и стараниями благочестивых христиан созидался Гефсиманский скит, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей. Простота и строгость были заповеданы приснопамятными основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых - преп. Сергию и Никону Радонежскому. Даже церковная утварь была деревянная, не исключая и пономарских подсвечников. В простоте и суровости явился в скит основатель пещер юродивый «Филиппушка»: постился по несколько дней кряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил на босу ногу, с пудовым посохом в руках. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 году сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он и принял позднее монашеский образ. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков, жаждущих подвигов: каждый приходящий сам копал себе келью. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было; зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. В средней, самой большой пещере была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерные храмы были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита, которое получило напутствие владыки: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной». Строгостью и духом православной ревности славился устав Скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие - все было направлено к спасению души человеческой. Так, и женщины допускались внутрь скита лишь один раз в год, в день взятия на небо Божией Матери - главной покровительницы этой монашеской обители. Особенной строгостью славилась жизнь пещерных подвижников - таких, как иеросхимонаха Александра, затворившегося в уединении и безмолвии свыше 10 лет. 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдающей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в Скит и прикладывались к чудотворному образу. По почте просили прислать маслица от лампадки, заочно заказывали молебны, молились даже перед изображением иконы в книгах - и все были услышаны, все получали помощь. Списки с чудотворного образа Божией Матери разошлись повсюду и до сих пор почитаются во многих православных храмах. Не случайно, что прообраз этой иконы был обретен преп. Антонием Печерским, знаменитым родоначальником русского монашества и первым русским пещерником. Помимо пещер скит славится уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и стен, сохранившихся доныне. Чего только стоит одна пятиярусная колокольня, свечой возвышающаяся над всей округой и сравнимая только с колокольней Лавры! А почитаемое скитское кладбище, где нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиева монастыря после его закрытия в 1919 году – здесь покоятся останки знаменитых русских философов - В. В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н.Леонтьева). Свет монашеской жизни сиял здесь до ноября 1919 года, когда в ходе ленинской атеистической кампании была закрыта Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Перед тем, в апреле 1919 года, были вскрыты для кощунственного «освидетельствования» по указу Ленина мощи преподобного Сергия Радонежского. По закрытии Лавры братии предложено было переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь. В 1921 году был ликвидирован и Черниговский монастырь. Осенью 1922 года был закрыт собор; вскоре по ходатайству рабочих московского завода «Серп и Молот», чудотворная Черниговская икона Божией Матери была перенесена в Москву в храм прп. Сергия, что в Рогожской Ямской слободе (недавно возвращен Русской Православной Церкви). В 1928 году была закрыта и отдана под клуб глухонемых последняя церковь в Гефсиманском скиту. Это последнее закрытие и отобрание сопровождалось «разгоном» Скита; Братия его, все еще значительная, разошлась кто куда; последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 50-х годов. В 1950 годы строение Гефсиманского скита были отдана военному ведомству по распоряжению этого последнего – взорваны; на месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне. В Черниговском монастыре размещались последовательно: тюрьма - колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ, интернат для инвалидов. Но прошло богоборческое время. В сентябре 1988 года, после двухлетних предварительных историко-церковных изысканий был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе: скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Одновременно были возобновлены регулярные молебны перед Черниговской иконой Божией Матери в притворе Троицкого собора Лавры. Наконец, молитвы Церкви принесли плоды: Исполком Загорского горсовета, - тот самый, который в 1919 году принял решение о закрытии Лавры, - теперь, в сентябре 1989 года, обратился к наместнику Лавры о. архим. Феогносту с предложением: принять на свое попечение часть зданий Черниговского скита и возобновить, если найдет нужным, Черниговский Скит при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В начале июля 1990 года было открыто иноческое жительство в Черниговском скиту. Богослужения совершаются ежедневно в Черниговском соборе. Особенность скитского служения - в нем совершается во всякое время года ежедневно соборование болящих и страдающих душевными и телесными недугами. Конечно, главное, что поражает в Черниговском скиту – это пещеры, вырытые первыми монахами – каждым для себя. Всего их было четырнадцать, после первых насельников монахи Черниговского скита жили здесь по очереди, по особому благословению. Условия такой жизни настолько тяжелы, что братии не благословлялось проводить здесь более 2-х лет, да и такое время жительства кажется неподъёмным подвигом – ведь в одной из келий можно было даже спать только сидя! А ещё особые подвижники уходили в «затвор», закладывая вход в келью и оставляя только маленькое окошко для подачи пищи и воды. Невероятной кажется сила духа этих подвижников, смирявших плоть ради обретения высот духа! В центральном соборе, освященном во имя иконы Божией Матери Черниговско-Гефсиманской, хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. К нему ехали со всех уголков страны, чтобы узнать волю Божию. Его предсказания сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства. За советом и помощью к нему обращались люди известные, сильные мира сего. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического венца. Старец Варнава был духовным отцом преп. Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита. После обретения мощей преподобного на месте его погребения в пещерах Черниговского скита (там, где была его келья) забил святой источник, да так мощно, что едва не затопил весь подземный храм. Пришлось большую часть потока отвести в Гефсиманские пруды, лежащие рядом со скитом, так что и пруды стали святыми. Но и в пещерах можно набрать святой, чудесного вкуса, воды, что мы и сделали с благоговением. Ещё раз поклонились святыням этого удивительного места и двинулись дальше, в Троице-Сергиеву Лавру.

   Свято-Троице-Сергиева Лавра, как всегда, поразила своей величественностью и многолюдностью. Сюда, к Преподобному Сергию, стекаются не только бесчисленные паломники со всей России и Русского мира, но и толпы гостей со всего мира (возле раки Преподобного мы видели даже молящихся китайцев). С раннего утра и до позднего вечера стоит нескончаемая очередь паломников к раке Преподобного. И мы прежде всего поспешили поклониться мощам великого святого, Игумена земли Русской, получить его благословение. После монастырской трапезы в так называемых «Царских чертогах» (покоях, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь) для нас провёл экскурсию по монастырю Кирилл, знакомый многим по воскресным просветительским беседам для взрослых. Нет нужды здесь рассказывать о житии Святого Преподобного Сергия Радонежского, о славной истории Лавры, о роли Преподобного и его обители в становлении духовности нашего народа – об этом написаны уже тома исследований; несомненно, что вся история нашей Родины пошла бы по-другому, не появись на нашей земле этого великого подвижника. Казалось бы, что можно ещё услышать сверх того, что мы знали до этого? И тем н менее, мы узнали и увидели много нового.

   Прежде всего, Кирилл рассказал нам о Московской православной духовной академии, в которой он обучается. Оказывается, Лавра и Духовная академия – это два разных «учреждения», каждое со своим «начальством» – в Лавре это наместник, а в Академии – ректор. История Академии восходит к знаменитой Московской славяно-греко-латинской академии, выпускником которой был Ломоносов. В 1814 году на базе этого учебного заведения открылась Московская духовная академия, которая разместилась в здании «Царских чертогов» монастыря. Там она оставалась до 1919 года, а вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. В конце Великой Отечественной войны Духовная академия была открыта снова (сначала в Новодевичьем монастыре) и через несколько лет вернулась «домой», в лаврские стены. У Академии есть свой храм, освящённый во имя Покрова Божьей Матери, служат там учащиеся, и храм открыт для паломников.

   Кирилл провёл для нас экскурсию по Церковно-археологическому кабинету – замечательному музею при Академии, носящему имя патриарха Алексия I (Симанского). Музей занимает целых 12 залов, в нём представлены византийские и русские иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и старопечатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью православных подвижников благочестия, иерархов и церковных деятелей. Как рассказал нам Кирилл, это крупнейшее негосударственное собрание предметов такого рода. Музей открыт для посетителей, так что всем, кто там ещё не был, очень рекомендуем там побывать!

   Вместе с Кириллом мы обошли всю Лавру, приложились к деревянному гробу Сергия Радонежского в Троицком соборе, зашли в монастырскую Трапезную палату, почитаемую одним из лучших образцов московского барокко, набрали святой воды, и вот оказалось, что уже пора в обратный путь! Некоторые прихожане очень хотели окунуться в Святой источник, но осенний день короток – в следующий раз приедем сюда в тёплое и светлое время года. Великая обитель притягивает к себе снова и снова, и, конечно, не раз ещё нам захочется поклониться Святому Преподобному Сергию Радонежскому. Святой Сергие, моли Бога о нас!

   Обратная дорога заняла немного времени, и вот мы уже возле нашего храма на Гаражной, немного усталые, но переполненные впечатлениями и духовной радостью от посещения святыни. Спаси Господи отца Василия за наше паломничество!

   Слава Богу за всё!

 

   Очень благодарна за чудесную поездку. Рада, что смогла приложиться к мощам прп. Сергия Радонежского и ещё очень многим мощам Святых угодников Божьих. Понравился музей, и вообще вся поездка была интересной и насыщенной.

Раиса

   Поездка произвела на меня хорошее впечатление, всё понравилось. Всего за день увидели многое, приложились к святыням. В Лавре я была уже несколько раз, но сегодня увидела и узнала много нового. Повезло с погодой, не было дождя, за городом всё было под белым снегом. Спасибо отцу Василию за поездку!

   Спасибо большое за поездку, очень всё понравилось. Хотелось бы почаще таких поездок – познавательных, позитивных. Мы все очень рады, что в такой день, в такой праздник Вы нам предоставили возможность побывать в таком месте.

   Очень хорошая, познавательная поездка. Много интересного. Понравилось всё, потому что невозможно выделить что-то одно!! Великолепные ощущения духовно и эмоционально! Усталость есть, но она приятная! Спасибо большое отцу Василию! И за экскурсию Кириллу! Храни вас Господь!

 

   Вот я думаю, как могут вообще вызвать что-то негативное такие поездки?

   Одним словом не описать, какое это блаженство побывать в таком месте. Ещё когда всё так организовано. Очень познавательно, интересно. Да, хотелось бы подольше, но опять же ясно, что день не бесконечен, Огромное спасибо всем организаторам, отцу Василию лично, прихожанам, которые ездили, всем, кто проводил увлекательные, понятные, интересные экскурсии!

Спасибо!!

Спасибо за организацию поездки в Хотьково и Сергиев Посад. Мне очень понравилось, как была построена экскурсия, её последовательность. Жаль, что в Хотьково мы были не очень долго, т.к. задержались в дороге. Меня поразило посещение скита. Все экскурсоводы были внимательны, рассказывали с видимой любовью.

Очень всё понравилось. Душа разрывалась и плакала от счастья и радости. Батюшка Сергий Радонежский всегда помогает – даже тогда, когда нет сил и думаешь, что уже устала, силы опять появились. Спаси Господи за всё!

Батюшка отец Василий, спаси Господи Вам за всё!

Р.Б. Галина

Ждём очень ещё поездок!

 

О поездке. Тезисно.

   1. Прекрасно проведённое время у Преподобного Сергия Радонежского!

   2. Прекрасный экскурсовод (в машине).

   3. Экскурсий было столько, сколько нужно.

   4. Душевное состояние на высоте.

   5. Хорошо подобран маршрут.

   Результат: обязательно буду участвовать в поездках, если Господь даст.

   Негатива не выявлено

   Батюшка Василий, спаси Вас Господи.

   О поездке в Сергиев Посад.

   1. Удивительная история Хотьковского монастыря, год основания которого неизвестен, так как просто стали собираться доживать старики. История сохранения и обретения мощей родителей Сергия. Семейство    с 5-ю святыми – родителями, Сергием, его братом и двумя племянниками Сергия. Прекрасно восстановленные храмы.

   2. Черниговская икона Божьей Матери с дарами в виде цепочек и крестиков. Пещеры и жизнь монахов в пещерах, крошечные кельи и кельи затворников.

 

Хотелось бы посетить источник и окунуться, но в это время года в короткий световой день после продолжительных экскурсий осуществить это очень проблематично. Поэтому поездку в Лавру лучше устраивать в другое время года.

 

(Отзыв о поездке самой маленькой паломницы, которая к концу поездки видно порядочно устала)

+ ХРАМ ПОД ЗЕМЛЕЙ

+ УЗНАВАТЬ НОВОЕ

– ХОДИТЬ ГОСПОДИ ПОМОЗИ НАМ.

 

raspisanie logo

26.08.2024

Православный календарь

Видео-архив


 

Copyright © 2015-2024  All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика