Храм преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Нам помогают:

dar rechi 1

 

 

Прием записок

Сайт посетило:

129528
СегодняСегодня683
На этой неделеНа этой неделе4349
В этом месяцеВ этом месяце14945
ВсегоВсего1295286

Дорогие братья и сёстры, продолжаем дневник нашего прихода.

За окном снег, низкие облака, ранние сумерки, и порой кажется, что зима поселилась здесь навсегда. Между тем день потихоньку прибавляется. Не за горами уже праздник Сретения Господня, когда по народным приметам, «зима с весной встречаются». О нём речь впереди, а пока вспомним, чем жил наш приход прошедшим январём.

Начался январь нового года Рождеством Христовым и двойным праздником: Обрезания Господня и Святителя Василия Великого.

Хотя Праздник Обрезания Господня и входит в число великих, особо почитаемых Церковью памятных дней, он как бы несколько «теряется» между двумя радостными, светлыми двунадесятыми праздниками Рождества Христова и Крещения. Евангельское повествование об этом событии немногословно: «По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть – это плоть человека, что Он – не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек. Как мы видим во Христе сочетание Божественного и человеческого, так же мы видим во Христе сочетание Старого и Нового Завета. По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям. Так же и нам с вами надо следовать примеру Христа. И если есть установленные до нас церковные традиции, церковные обряды, церковные таинства, мы должны выполнять их, как исполнил Господь наш Иисус Христос все ветхозаветные предписания. Так же и мы, выполнив все обряды, всё внешнее, должны наполнить его содержанием, смыслом собственной жизни, чтобы то, что мы исповедуем извне, изменило нас изнутри и через нас изменило и мир, который нас окружает.

Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа – о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы. Главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах. Святитель Василий Великий оставил нам чин Литургии, который служится в День памяти Святого и особые дни Годового круга.

А мы в этот день, 14 января ещё и поздравляем с Днём Ангела настоятеля нашего храма отца Василия. Многих и благих лет батюшке!

Январское время летит быстро, и мы не замедлили начать подготовку к Крещению Господню. Наверное, нет человека, даже далёкого от Церкви, который не смог бы ответить на вопрос: «Что произошло в этот день?» Мы знаем про Иордан, про Иоанна Крестителя, который со страхом отказывался крестить Того, на Ком не было и тени греха, о том, как Спаситель ему ответил, что «Ныне пришёл он исполнить всю правду», то есть засвидетельствовать верность и послушание заповедям Божьим. Знаем мы, что называется это праздник Богоявлением, потому что при Крещении Господа во Иордане открылась людям до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах. О том, что это событие стало началом Общественной службы Спасителя. В то же время именно с этим праздником связано больше всего вопросов и суеверий – и о Крещенской и Богоявленской воде, и купании в Иордани. Наверное, это происходит от того, что в это день, как и на Пасху, приходят в церковь даже те, кто весь остальной год не переступает порога храма. Так что наши батюшки стараются в полной мере использовать этот праздник для миссионерской работы. И хотя известно, что крещенские купания – это только народная благочестивая традиция, но никак не церковное установление, уже с самого первого года постройки нашего временного храма на приходе устраивается Крещенская купель, и самые отважные прихожане и окрестные жители во славу Божию подражают тому действу, которое произошло на Иордане почти две тысячи лет назад.

Началось празднование в Крещенский Сочельник освящением воды Великим чином. Вечером, после Всенощного бдения, процессия во главе со священством вышла в церковный двор, и отец настоятель освятил Иордань. Он же, по традиции, первым окунулся в купель. На следующий день, в праздник Богоявления, освящали воду после ранней и поздней Литургий. Каждый год священники объясняют, что Великий чин освящения воды в Крещенский сочельник и в самый день Крещения один и тот же, и вода Крещенская от Богоявленской ничем не отличается. И всё же многие приходили за водой два раза. Что ж, воды всегда хватает всем! Два дня нескончаемой вереницей шли и шли в церковь люди. Сёстры разливали воду, подсказывали, как и куда можно поставить свечи, старались ответить на вопросы. В Крещенский Сочельник в Иордань окунулись десятки прихожан и окрестных жителей. По телевизору показывали сюжеты о людях, стоящих в часовых очередях в ожидании возможности окунуться. А у нас было всё благочестиво и по-домашнему уютно, без очередей, с тёплыми раздевалками и горячим чаем. И самое главное, у людей, возможно, впервые пришедших в церковь, была возможность пообщаться со священниками. Очень хочется надеяться, что кто-то из них придёт в храм на службу и, может быть, станет нашим постоянным прихожанином. А для нас, прихожан, главным содержанием Праздника были торжественные службы этих дней и возможность причаститься Святых Христовых Таин.

День 1 февраля был отмечен как важная дата в современной истории нашей церкви – верные чада поздравляли с десятилетием интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этот день в нашем храме служили молебен о здравии Святейшего. Многая и благая лета Предстоятелю Русской православной церкви!

Поздравляем наших сестёр – именинниц прошедшего месяца! В дни памяти Святых Татианы (25 января). Равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии (27 января) и Ксении Петербургской (6 февраля) в храме служили Литургии в память любимых и почитаемых Святых. Святые Татиана, Нина и Ксения, молите Бога о нас!

10 февраля Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это празднование было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 гг. В последующие годы советской власти эту память возможно было отмечать лишь тайно. А весной 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века 25 января (по старому стилю), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее последующее воскресенье. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна. Прославленные Русской Православной Церковью более чем полторы тысячи новомучеников и исповедников представляют собой лишь малую толику сонма подвижников, подвергшихся гонениям в богоборческий период нашей истории. Противопоставившая гонителям христианства сонм своих новомучеников и исповедников Русская Православная Церковь явила миру неодолимость Церкви в ее духовном противоборстве с одним из самых страшных мировоззренческих искушений в истории человечества.

А закончится месяц прославлением Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. История этого праздника необычна. В XI веке в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас». Тогда свт. Иоанн собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. (Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»). Немало на Руси было освящено храмов в честь этих святителей, и зовутся они Трёхсвятительскими. Учители и святители вселенские, молите Бога о нас!

Мы усердно молимся о строительстве постоянного храма. И дело продвигается! Настоятель отец Василий контролирует оформление проектной документации, подготовка которой была оплачена патриархией по поручению Святейшего Патриарха. Растёт наш приход. Появляются новые люди. Появляются и новые иконы. Не так давно мы собирали средства на старинный образ Воскресения Господня с праздниками – сначала на его реставрацию мастерами Третьяковской галереи, а потом и на киот. И вот икона обрела своё постоянное место в храме. Образ этот очень интересный, северного письма, был написан в XIX веке, отличается тем, что по северной традиции в его клейма входят не только Двунадесятые праздники, но и Великие. А несколько дней назад отец Василий объявил, что закончен сбор средств на большую икону Святых Жён Дивеевских. Частицы мощей Святых были переданы нашему приходу два года назад матушкой-настоятельницей Дивеевского монастыря, и вот теперь к Пасхе иконописцы обещают написать большую многофигурную икону, в которую будут находиться мощевички с частицами святых мощей. Святые Жены Дивеевские, не оставьте нас своими молитвами!

После окончания Святок и зимних каникул возобновили работу воскресные школы для детей и взрослых. Дети занимаются в новом светлом здании воскресной школы, а взрослые – прямо в храме после воскресной Литургии. Наш преподаватель Кирилл Андреевич увлекательно рассказывает о церковных праздниках, о таинствах, о смысле и особенностях Литургии, подробно разбирает воскресные Евангельские чтения. Приглашаются все желающие расширить свой горизонт знаний о Церкви и церковной жизни.

Молодёжное движение «Благочестие» приглашает присоединиться к его насыщенной жизни. Встречи с единомышленниками, культурные и просветительские мероприятия, паломнические поездки – такова программа молодёжного клуба на ближайшие месяцы.

Слава Богу за всё!

raspisanie logo

26.08.2024

Православный календарь

Видео-архив


 

Copyright © 2015-2024  All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика