Храм преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Нам помогают:

dar rechi 1

 

 

Прием записок

Сайт посетило:

127448
СегодняСегодня681
На этой неделеНа этой неделе1542
В этом месяцеВ этом месяце18448
ВсегоВсего1274487

Дневник прихода

     Быстро проходит время! Вот уже идёт третья неделя Великого Поста. В храме все облачения поменялись на чёрные, вместо красных лампадок – синие. Те, кто могут прийти в храм в рабочие дни, посещают длинные Великопостные Литургии Преждеосвященных Даров. В прошедшую субботу прошло первое соборование, будут ещё два. Приходите! В Родительские субботы в храме собираются много людей помянуть своих близких на панихидах, а дома мы читает за своих близких – живых и усопших – Святую Псалтырь. Начинаем готовиться и к Светлой Пасхе – кажется, ещё не скоро, а не успеешь оглянуться, она уже тут! На нашем традиционном чаепитии после воскресной службы батюшка наметил план работ. Есть чем заняться и братьям, и сёстрам. Братьям придётся поучаствовать в ремонте крыши и потолка алтаря (его заливало водой через швы крыши), а сёстрам надо убрать храм перед Пасхой. Скоро растает снег, и надо будет привести в порядок нашу территорию, подумать о газоне и цветах, чтобы Светлый День Воскресения Христова встретить в радости. На чаепитии батюшка показал подарки от благодетелей – великолепный фонарь, который будет над входом в храм освещать икону наших святых – Сергия и Варвары Островских, – и алтарный колокольчик. Надеемся, что в своё время у нас появятся и большие колокола на звоннице. Уже планируются следующие паломнические поездки к Святым местам – в мае собираемся опять, как и год назад, съездить к нашему Преподобному в Александро-Свирский монастырь.

А пока вспоминаются наши недавние путешествия и встают в памяти трагические  и героические страницы истории тех мест, в которых нам довелось побывать. Хочется рассказать несколько таких историй из наших поездок.

     Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь. В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов. Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице. Управляющим Костромской епархией в это время был архиепископ Никодимом (Кротковым). После назначения батюшки на службы в Троицкий храм стало ходить небывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года Василий Разумов был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века.

     Гарнизонный храм Архангела Михаила в Ярославле. Храм в этом году будет отмечать 800-летие. Богослужения ведутся в нижнем, зимнем, храме. Верхний до сих пор стоит закрытым. Он подвергся артиллерийскому обстрелу во время подавления так называемого «мятежа белочехов» в 1918 году. Стены собора были пробиты насквозь, более семидесяти лет они зияли пробоинами, в 90-е годы пробоины заложили снаружи кирпичной кладкой. По всей стене верхнего храма проходит трещина, грозя обрушением. Стены собора от пола до потолка покрыты девятиярусным живописным ковром из миниатюр, иллюстрирующих библейскую историю, выполненным артелью ярославских изографов в 1731 году. Фресковая живопись частично осыпается и ждет своей реставрации. Так как храм является охраняемым государством памятником, реставрацию и восстановление можно провести только через включение в государственную программу. Дойдёт ли до неё дело в наши кризисные годы, или храму суждено погибнуть?

А вот у главного храма Свято-Успенской Тетеринской женской пустыни другая судьба. Благочинная монастыря матушка Варвара рассказала нам такую историю. Когда в селе стало известно, что новая власть послала команду красноармейцев, чтобы закрыть храм, старики-охотники засели на колокольне с ружьями и объявили, что им терять нечего, и они застрелят первого же, кто попытается войти в церковь. Команда уехала ни с чем, а впоследствии председатель колхоза, сам человек верующий, рискуя своей жизнью, какое-то время отчитывался об использовании храма под хозяйственные нужды, в то время как в храме тайно служили. Потом службы разрешили, и таким образом храм не закрывался все советские годы и теперь восхищает своими древними иконами и первозданным интерьером 18-го века.

     Свято-Введенский Толгский монастырь. В начале 30-х годов советское правительство решило построить в Ярославле на Волге  гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря.   Монастырь был полностью выселен,  и обитель была выбрана властями для организации в ней управления строительством. Для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. У алтарной стены (на месте иконостаса) построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней в маленьком кирпичном сооружении (сейчас иконная лавка) установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого по трубе сливалась в бетонную емкость под полом собора. Проведенные исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск, а в монастыре на долгие годы была устроена колония для малолетних преступников. Духовная жизнь монастыря замерла на долгие годы. Лишь в 1987 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель. Игуменья монастыря матушка Варвара с первыми насельницами, которых не устрашила временная неустроенность монастырского быта, подняли монастырь буквально из пепла.

     Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Как известно, по замыслу патриарха Никона он возводился по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Это был центр паломничества всей России, сооружение уникальное для нашей архитектуры. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году собор был взорван отступавшей немецкой дивизией СС «Райх» и только сейчас, более, чем через 70 лет после войны, возвращает себе былое величество. Воссоздание же Подмосковной Палестины такой, какой она мыслилась патриархом Никоном, ещё впереди.

     Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря. Была построена в 10-е годы XVI века, в XVвеке надстроена до 10 ярусов. Высота столпа колокольни достигала 76 метров, по высоте и красоте она сравнивалась с Иваном Великим. В путеводителях пишется, что её взорвали немцы в 1941 году. На самом деле её пришлось взорвать при отступлении нашим войскам, т.к. она была слишком хорошим наблюдательным пунктом для корректировки огня (Москву было видно!). Экскурсовод рассказывает, что офицер, которому было получено взорвать колокольню, сам верующий человек, хотел спасти её, попытавшись так рассчитать количество взрывчатки, чтобы уничтожить только перекрытия башни, сохранив стены. К сожалению, сохранить колокольню не удалось, и вот на руинах башни освящен храм в честь иконы Матери Божьей "Смоленская" ("Иже под колоколы"). Встанет ли на этом месте красавица-колокольня такой же, как была когда-то?

Вот такие разные истории. Хочется поклониться тем, кто выстояли в годы безбожного преследования Православия, а потом восстановили из руин и продолжают восстанавливать всё разрушенное! Помянем и нашу почившую прихожанку Клавдию Васильевну, бывшую среди первых насельниц Толгского монастыря. Вечная ей память!

Будем молиться о том, чтобы больше не постигли нашу страну бедствия такого масштаба, и чтобы постепенно затянулись на её теле раны, оставленные страшными годами. Будем хранить нашу православную веру!

     Слава Богу за всё!

Поздравляем всех с началом Великого Поста!

Жизнь в нашем приходе продолжается. В конце февраля прихожане совершили паломничество по святым местам Ярославля и Костромы. Мы посетили Пахомев женский монастырь, основанный учеником Сергия Радонежского Святым Пахомием Нерехтским, Тетеринскую пустынь (всё это в маленьком городке Нерехта Костромской области), Ипатьевский Костромской монастырь, приложились к иконе Феодоровской Божьей матери в Костроме. Венцом нашего путешествия был Толгский Свято-Введенский женский монастырь с его Чудотворным образом Божией Матери «Толгская» и мощами св. Игнатия Брянчанинова, где мы переночевали, а наутро отстояли монастырскую службу и причастились Святых Таин. Потом ещё были святыни Ярославля и на обратном пути – мощи святого Дмитрия Ростовского в Яковлевском монастыре Ростова Великого. И где бы мы ни были, нас встечал образ нашего преподобного Александра Свирского, благословляя наш путь.Эта насыщенная впечатлениями поездка для некоторых была, может быть, немного утомительна, но необычайно интересна и душеполезна. Спаси Господь отца Василия за его хлопоты по организации этого путешествия!

А потом батюшка и сам отправился в паломническую поездку по Святым местам Палестины. Мы с нетерпением ждали его возвращения, так как нам был обещан подробный рассказ о Святой Земле. И вот в воскресенье вечером батюшка пригласил нас послушать свой отчёт. Это был настоящий праздник! Нас ожидало застолье с душистым травяным чаем и сладостями, которые батюшка вез для нас из самой Палестины. Батюшка провёл настоящую экскурсию по местам земной жизни Спасителя – Иерусалиму, Вафлеему – месту рождения Господа, – Назарету, где совершилось Благовещенье и прошли детство и юность Спасителя, Кане Галилейской, где Господь сотворил своё первое чудо, претворив воду в вино. Рассказ сопровождали фотографии на экране компьютера. Кроме целого мешка сладостей, батюшка привёз для нас воду из святого источника Саввы Освященного и вино из Каны Галилейской, которыми угощал в соответствующих местах рассказа. И как сказала Раиса Алексеевна, как и на свадьбе в Кане Галилейской, мы пили вино, а оно всё не кончалось. А потом оказалось, что для всех были приготовлены особые подарки – для братьев распятия из Иерусалима, для сестер – платки, освящённые на Камне помазания, и для всех – свечи от Гроба Господня. Всё это невообразимо благоухало, так что в этой виртуальной экскурсии были задействованы все наши пять чувств. Мы были глубоко благодарны и до слёз растроганы такой заботой и вниманием батюшки о своей пастве. А ещё благодаря его неутомимости и настойчивости в храме появились первые святыни – камень от горы Голгофы и часть коры Мамврийского дуба (о том, как он их добывал, можно было бы написать отдельный рассказ). Спаси господи отца Василия! Будем надеяться, что и нам когда-нибудь Бог даст побывать в Святых местах.

Буквально на следующий день нам предоставилась возможность зримо представить себе часть того, что отец Василий рассказывал о Святой Земле – мы отправились в паломническую поездку по монастырям Подмосковья, и среди них был Ново-Иерусалимский монастырь, задуманный и воплощённый патриархом Никоном как «икона», прообраз первообраза – Святого града Иерусалима. Наверное, все знают трагическую историю монастыря, когда в годы Великой Отечественной войны он был взорван немцами и долгие годы простоял в руинах с обрушившимся куполом. Сейчас в монастыре заканчиваются реставрационные работы, он снова сияет своим великолепием, привлекая толпы паломников и экскурсантов. Для нас тоже провели экскурсию по храму, поражающему воображение своими размерами и богатой внутренней отделкой, вместе с экскурсоводом мы как бы прошли последний путь Спасителя на Голгофу, а потом нам посчастливилось попасть в саму Кувуклию с приделом Ангела, заключающую в себе Гроб Господень и камень, отваленный от него Ангелом при Воскресении Господа. Можно представить себе потрясение, которое испытывают паломники в Иерусалиме, если и нас переполняли эмоции!

Кроме Ново-Иерусалимского, в тот день мы побывали ещё в Иосифо-Волоцком и Саввино-Сторожевском монастырях. Оба эти монастыря древние, основанные великими русскими святыми, со славной и чудесной историей и изумительными архитектурными ансамблями.

Преподобный Иосиф Волоцкий — уникальнейшая личность в мировой истории. Его почитают как святого Православной Церкви, уважают как выдающегося организатора монастырской деятельности, переиздаются его сочинения, ставится в пример опыт его служения Церкви и обществу как человека, во многом опережавшего своё время. Монастырь, им основанный, являлся образцом строгого общежительного распорядка, высокой культуры и социального служения. Его архитектурный ансамбль, гармоничный, выполненный в стиле «московского барокко» - первый цельный, «авторский» проект такого рода.

Саввино-Сторожевский монастырь был основан Святым преподобным Саввой, одним из первых учеников Преподобного Сергия Радонежского. С его именем связаны многочисленные чудеса, в том числе спасение царя Алексея Михайловича от медведя на охоте и спасение монастыря от разорения в 1812 году, когда Святой явился Евгению Богарне, вице-королю Италии и командующему отрядом французов, и предсказал ему, что он останется в живых на войне, если остановит разграбление монастыря. Так всё и случилось, и потомки вице-короля по предсказанию Святого служили России. Главный собор монастыря – Рождества Богородицы – один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов, возведенный ещё при жизни Преподобного. Возле монастыря – святой источник с купальней, в котором самые холодостойкие прихожане отважились окунуться.

Паломничество по монастырям заняло целый день, вернулись мы уже поздно вечером, и усталость от поездки была ничем по сравнению с впечатлениями и эмоциями, которыми хотелось делиться со своими близкими. И опять же Спаси Господи отца Василия, который организовал это путешествие и везде был с нами!

А потом пролетела масленица, и в прощеное воскресенье после литургии мы угостились приходскими блинами (спаси Господи всех, кто их пёк) и обсудили наши планы на ближайшее будущее: как провести Великий Пост и как подготовиться к Пасхе. Ведь для нашего молодого храма всё внове, а так хочется провести четыредесятницу с пользой и достойно встретить Воскресение Христово! Вечером провели чин Прощения, в храме все облачения поменялись на чёрные Великопостные, и начался Пост.

Первая неделя Поста – самая строгая, службы начинаются с самого утра, а вечером батюшка читает Великий покаянный канон Андрея Критского. Со второй недели начинаем соборное чтение Псалтыри. А ещё все молимся за здоровье непраздной Марины!

Слава Богу за всё!

 

Хочу поделиться своими впечатлениями от паломнической поездки, в которой мне посчастливилось побывать.

Итак, 7 марта, в половину седьмого утра, со двора нашего храма, благословясь и помолившись о благоприятном путешествии, отправились в паломничество 20 человек. Во главе группы паломников настоятель, отец Василий, и прихожане «святаго храма сего..» во имя преп. Сергия и Варвары Островских. Среди них была и я. Надо сказать, что наш приход периодически отправляется в какие-то путешествия, но у меня как-то не складывалось к ним присоединиться. И мне уж было на эту тему взгрустнулось, но вот и радость – оказывается, планируется поездка, мы едем сразу в три монастыря, все это одним днём и мне ничего не мешает присоединиться к этой группе счастливых паломников. И вот мы уже в пути…

Отец Василий читает утреннее молитвенное правило для нерадивых паломников, то есть, для меня. Слушаю в пол-уха, но стараюсь приложиться сердцем к молитве, потом сразу ухожу в сон. Проснулась уже перед самым Иосифо-Волоцким монастырем. Об этом монастыре, о его святынях и о его основателе я и хочу вам рассказать.

И вот, мы уже входим в монастырские врата. Сразу идем на литургию в храм Успения Пресвятой Богородицы. Идет молитва, в храме людей немного, обращает на себя внимания следующий факт: монастырь мужской, но вокруг много монахинь… Задав вопрос нашему экскурсоводу, узнаю, что восстанавливать монастырь после советского безбожного времени приехали именно монахини. Немощными женскими руками с Божьей помощью матушки практически подняли монастырь из руин. Это кажется невероятным, но «сила Божия в немощи совершается», как говорит апостол и мы видим это воочию. Но позднее было принято решение, что монастырь будет все же мужским. Приехали первые монахи…А матушки? Куда им, трудницам? Решили оставить, расселили их за стенами монастыря, а кому не хватило приюта, оставили в монастыре, выделив им отдельный корпус. Еще от экскурсовода мы узнали следующее:

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Роспись собора осуществлял сам Дионисий с сыновьями.

Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, “коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина “по своих родителях в вечное поминовение”. Освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под “смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина. Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность. Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами и цветными изразцами в так называемом «московском стиле».

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в “италианской” манере.

В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Нет на Русской земле уголка, где бы ни проявилась чудотворная сила от какой-либо иконы Богоматери. Иосифо-Волоколамский монастырь – не исключение. Именно здесь во второй половине XVI века была явлена икона Пресвятой Богородицы, которая стала именоваться Волоколамской, до ныне почитается она в стенах обители и является покровительницей всего Волоколамского края.

Искусствоведы однозначно сходятся во мнении, что образ был написан в начале семидесятых годов XVI века художником из круга царских мастеров и принадлежит к числу лучших произведений московского церковного искусства того времени.

История появления иконы в стенах монастыря удивительна и не похожа на хрестоматийные рассказы о прочих иконах Пресвятой Девы.

«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь. «Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой». Икона была принесена в монастырь 2 марта 1572 года, это был точный список с чудотворной Владимирской иконы, пребывавшей в Успенском соборе Московского кремля. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. «Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».

Кто же был этот «некий вельможа», заказавший специально для Иосифова монастыря столь драгоценную икону? Чуть ниже Сказание сообщает нам его имя: «Прежде названному вельможи Григорию, так чудно икону украсившему…» А исследователи церковных древностей установили, что им был Григорий Лукьянович Бельский, вошедший в историю России как Малюта Скуратов, глава опричнины, потаковник немыслимым по жестокости злодеяниям Ивана Грозного, которому приписывается даже убийство Предстоятеля Русской Церкви святителя Филиппа II. Впрочем, есть основания говорить и об искреннем покаянии Малюты…

…О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим. Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь (ужасы опричнины к 1572 году канули в прошлое), Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна). Насколько правдивы слова Священного Писания: «Бог всем желает спастись и в разум истины прийти».

Икона, отправленная Малютой в обитель со слезами покаяния, в первый же день пребывания в монастыре прославилась чудотворением. От неё исцелился один из слуг Малюты, некий дьяк Пётр. Другой сопровождавший икону, пономарь Фёдор, видя это чудо, остался в обители и принял монашеский постриг…

На Волоколамской иконе лик Богоматери пронзительно скорбен. Боль сквозит во взоре Пречистой, будто грехи всего мира уже пронзают Её материнское сердце, она словно предчувствует, как человечество вознамерится снова и снова распинать Богомладенца Христа неверием, нераскаянностью, лживостью и жестокостью. Трагичность образа выражается и в цвете одежд Пречистой и Младенца, и в притемнённой живописи Их ликов, и в тёмно-зелёном фоне всей иконы. Левой рукой указывая на Своего Сына, Дева Мария даёт нам знать – радость покаяния, очищение души, жизнь с избытком – только в Нём, во Христе распятом.

На полях иконы изображены архангелы, склоняющиеся в ликующем славословии, а так же святые митрополиты Московские Пётр и Иона, и это – отличительная особенность Волоколамской иконы от прочих изображений Богоматери. Выбор этих покровителей Москвы не случаен, именно они в глазах москвичей XVI века были молитвенниками о безопасности стольного града при нашествиях иноплеменников. Храм в Иосифо-Волоколамском монастыре, для которого была написана икона, посвящался празднику Сретения Владимирской иконы, в этом событии воспоминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана.

Григорий Бельский (Малюта Скуратов) дал обет о строительстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем. Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и Московских святителей Петра и Ионы.

На протяжении веков Волоколамская икона Божией Матери почиталась верующими, день принесения её в обитель стал праздничным в общецерковном календаре. Находят православные христиане заступничество у Божией Матери и сейчас, правда, перед иным, современным списком Волоколамской иконы.

Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. 16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века. Ныне она освящает собой Успенский собор монастыря.

И вновь перед иконой Пречистой Девы теплится лампада, вновь лик Богоматери озаряется мерцанием свечей, вновь Владычица Неба и земли ждёт нашего покаяния и с любовью принимает всех, взывающих к Ней о помощи. Вновь сотни верующих благодарственно исповедуют: «Заступница усердная рода христианского!..»

Можно очень долго говорить об истории монастыря, о его святынях и святых – это целая Вселенная со своей историей, неотделимой от истории Руси, русского православия, радостей и скорбей русского народа. Невозможно обойти стороной образ святого подвижника и основателя монастыря преподобного Иосифа Волоцкого. Таких личностей в истории Государства Российского были единицы. Они повлияли на историю страны прямым образом, самим фактом своей жизни.

Преподобный Иосиф Волоцкий — уникальнейшая личность в мировой истории. След, который он оставил в памяти потомков, и спустя несколько столетий не изглаживается из памяти поколений. Его почитают как святого Православной Церкви, уважают как выдающегося организатора монастырской деятельности, переиздаются его сочинения, ставится в пример опыт его служения Церкви и обществу как человека, во многом опережавшего своё время.

Митрополит Питирим (Нечаев) так отзывался о преподобном Иосифе:

«Это был человек исключительных природных дарований, очень волевой и очень сильный по воздействию на окружающих. Он носил на теле вериги в 20 с лишним килограммов, его физическая сила поражала даже крестьян, которые приходили к нему.

В обители было полное отрицание имущества. Каждый монах мог иметь всё для работы, для необходимого служения, но не мог иметь ничего своего. Молитва и труд были основными составляющими их делания. Это было первое, главное направление.

Второе, тоже главное направление — это высокая культура. Менее чем за сто лет в обители было собрано более чем 1000 рукописей — по тем временам это небывалая цифра. Монахи упражнялись в каллиграфии, переписывали книги. Сам Иосиф Преподобный был великолепным каллиграфом. Это была богатейшая библиотека, которая в середине XIX века была передана в Московскую духовную академию.

Третьим направлением было социальное служение. Помимо того, что Преподобный заботился о детях и стариках, он помогал развитию сельского хозяйства вокруг, снабжал крестьян скотом, инвентарём, посевным фондом, учил травополью. Когда наступали голодные годы, монастырь не только сам кормил до 700 человек в день — это в те безлюдные времена! — он ещё и регулировал рыночные цены на хлеб. Преподобный требовал христианского отношения владетелей к своим подданным.

Будучи учеником « в третьем поколении» преп. Сергия Радонежского, он, как и великий игумен Земли Русской, боролся за чистоту веры православной. Он защитил Россию от того религиозного распада, которому подверглась в религиозных войнах Европа.

Он был очень начитан, его высказывания, поучения были собраны в книгу «Просветитель». Когда читаешь этот труд, поражаешься его эрудиции.

Еще одно, о чем следует сказать. В декабре 2009 года на имя Святейшего Патриарха Кирилла поступила просьба определить Небесного покровителя православного предпринимательства. Просьба исходила от представителей Экспертного совета «Экономика и этика», который действует при Патриархе и объединяет известных бизнесменов, учёных, государственных деятелей.

Святейший Патриарх Кирилл счёл наиболее уместным, что покровителем предпринимателей должен быть преподобный Иосиф Волоцкий, так как он всемерно расширял хозяйственную деятельность своей обители исключительно для того, чтобы иметь возможность осуществлять просветительское и социальное служение, вести благотворительную деятельность, совершать дела милосердия и оказывать материальную поддержку всем нуждающимся. По мнению Патриарха, это выдающийся пример для обеспеченных людей на все времена.

Таким образом, просить помощи преподобного Иосифа Волоцкого в благополучном ведении бизнеса можно и нужно, но при этом в случае успеха необходимо настроить себя на посильную жертву и проявить деятельное милосердие к тем, кто нуждается в нашей материальной поддержке.

Хочу закончить свой рассказ. Молитвами святых отец наших и заступлением Божьей Матери мы благополучно вернулись обратно в стольный град Москву, побывав еще в Ново-Иерусалимском монастыре на Истре и в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде, об этом расскажет кто-то другой. Но вернулись мы уже другими. Ибо никто, отправившись в путешествие, не возвращается из него прежним.

Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас!

Прошло уже довольно много времени со дня последней записи в дневнике нашей приходской жизни, но это не значит, что жизнь остановилась. За полтора месяца произошло много важного и интересного – мы отпраздновали Рождество Христово с веселыми Святками, Крещение Господне и Сретение Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа, повседневная жизнь прихода тоже не прекращалась, да и само здание нашего храма продолжает обустраиваться. Но обо всем по порядку.

Храму нашему еще нет и года, и поэтому каждый праздник Господень в новых стенах и в молодой приходской семье становится событием, переживаемым как бы в первый раз. Сейчас даже странно вспомнить, что всего год назад рождественская ель с вертепом стояла посреди пустыря, где на то, что это место будущего храма, указывали только поклонный Крест и вагончик. А в этом году ёлочка, осеняющая лапами вертеп, уютно устроилась рядом с белоснежными стенами церкви, перекликаясь своими цветными шарами и игрушками с гирляндами над её входами. Внутри храма тоже стоят ёлочки, еловые ветки обвили иконостас и стойки хоров, на них трепещут белые бумажные ангелы, везде цветы. А центре храма икона Рождества Христова в венце из еловых веток и белых цветов мигает праздничными огоньками.

Отслужили праздничную рождественскую литургию, батюшка поздравил нас с праздником. Потом детки из воскресной школы под руководством неутомимой Ирины Васильевны разыграли перед прихожанами Рождественскую мистерию, красивую и трогательную, а батюшка одарил их подарками, конфетами пряниками. Наш хор порадовал прихожан рождественскими песнями и колядками. Но оказалось, что это ещё не всё – впервые в жизни нам предложили самим поучаствовать в святочном колядовании – принять колядовщиков во главе с батюшкой у себя дома, на удивление и зависть соседям! Впечатление было незабывамым!

Праздничного настроения прибавило еще одно событие. На рождественские каникулы приехал домой сын Ирины Васильевны Константин, новоиспеченный семинарист Сретенской семинарии. Прихожанки ахали, едва узнавая его, повзрослевшего, с отросшей бородкой, в новеньком подряснике, помогавшего батюшке на рождественских службах. Желаем ему хорошо учиться!

14 января, в день Василия Великого, прихожане поздравили батюшку с Днём Ангела. День был рабочий, гостей специально не приглашали, пышного банкета не устраивали, и всё-таки хорошо, что этот день не прошёл незамеченным.

Святки пролетели быстро, вот уже мы стали готовиться к Крещению Господню, или Богоявлению. Батюшка затеял невиданное – кроме праздничной службы с освящением и раздачей крещенской воды, построить купель и организовать крещенские купания! Дело построения купели было новым и для прихожан, и для самого батюшки, работа продолжилась далеко за полночь и могла закончиться катастрофой и вселенским потопом, но благодаря умелым рукам строителей и с Божьей помощью купель выстояла и в праздничный вечер встретила прихожан во всём великолепии – сверкающая от инея, со ступенями, покрытыми зеленым ковром, приглашающая к окунанию во славу Божию. Учитывая, что в этом году январь порадовал нас настоящими русскими морозами, сила духа от смельчаков требовалась немалая. Но вот закончилась служба с Великой Агиасмой, батюшка с крестом и в сопровождении прихожан подошел к купели, освятил ее, и он же показал всем пример, первым окунувшись в освящённые воды. Прихожане, кто спокойно, с радостью, кто с опаской, последовали за ним. Всего таких смельчаков, и мужчин, и женщин, набралось около пятидесяти человек. Для многих это было в первый раз, кроме прихожан, были люди, случайно проходившие или проезжавшие мимо, были и те, кто пришли, прочитав объявления, расклеенные нами на дверях подъездов близлежащих домов. Те, кто не решался окунуться, столпились вокруг купели, с замиранием сердца и восхищением (а может, и с завистью) смотря на смельчаков. Впрочем, для окунающихся были подготовлены рядом тёплые раздевалки, долго в очереди стоять им не приходилось, так что замёрзнуть они не успевали. Может быть, через год кто-то ещё решится на подвиг во имя Господня! А за святой крещенской водой люди шли и шли, до самого позднего вечера и на следующий день. Многие приходили в новый храм в первый раз, только что узнав о его существовании – надеемся, что кого-то из них мы увидим в числе прихожан.

Закончились праздники, и снова началась повседневная приходская жизнь, с воскресными Всенощным бдением и Литургией, со вторничными акафистами нашему покровителю прп. Александру Свирскому и воскресными акафистами, с занятиями для детей и взрослых. Деток по воскресеньям собирает Ирина Васильевна в новый просторный вагончик, подаренный строителями, взрослые вечером собираются там же, чтобы послушать лекции по истории Церкви и литургике. А по вторникам после акафиста Преподобному изучаем книгу Деяний святых Апостол. Хочется знать больше, ведь знания укрепляют и поддерживают нашу веру.

Отслужили службы и поздравили с Днём Ангела наших прихожан и прихожанок в дни Святой равноапостольной Нины, мученицы Татианы, отцов наших святых Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова, прочитали акафист Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской. Да хранят они наш народ и страну нашу от войн, бед и потрясений!

Храм наш постепенно обустраивается. Наконец-то под потолком засиял хорос. Может быть, не все знают, что это такое? Вот ссылка из Википедии: «одноярусное или многоярусное поликандило, каждый ярус которого сделан в форме обода колеса. Хорос символизирует звёзды на тверди небесной и является наиболее древней формой поликандила». Наш хорос украшен иконами двунадесятых праздников, с лампадками перед ними. На Всенощной, когда в храме гаснут все огни, в темноте только лампадки мерцают красным светом. Очень красиво! Возле стен под окнами встали резные деревянные скамьи. Это дар наших благодетелей, любящих Преподобного и жертвующих ему свои средства и труд. Спаси их Господь!

Так быстро и незаметно пролетело время до Сретения Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. После службы на нашем традиционном чаепитии батюшка, как всегда, «отчитался» о проделанной работе и наметил планы на будущее. Много ещё предстоит сделать, а на ближайшее время запланирована паломническая поездка к святыням Ярославля и Костромы.

Слава Богу за всё!

В храме стало красиво и уютно. Батюшка с прихожанами много трудятся. На этой неделе доделали потолок и положили линолеум.

27 декабря была Рождественская ярмарка, где можно было приобрести замечательные сувениры.

31 декабря читали акафист преподобному Александру Свирскому и новогодний молебен.

Приходим в храм, поздравляем друг друга и с радостью начинаем молитву.

Что такое молебен? Это краткая, но прилежная молитва о различных житейских нуждах.

Если мы заболеваем – заказываем молебен о болящем, начинаем важное дело — подаем записку на молебен перед началом доброго дела, чтобы попросить помощи Божией и благословение, а если отправляемся в путь — закажем молебен “о путешествующих”.

Новогодний молебен – один из самых важных! В нем мы обращаемся ко Господу Иисусу Христу с просьбой, чтобы Он благословил нас на весь предстоящий год!

Сегодня вновь открываются врата времени и встает перед нашим взором наступающий Новый год. Через эти врата времени мы видим грядущее Рождество Христово, которое мы будем праздновать всего через неделю. И Рождеством Христовым в этот новый год времени вступает вечность, Живой Бог вступает во время, делается человеком, приобщается плотью Своей всему тварному; время и вечность пронизывают друг друга, и сейчас мы стоим у преддверия этого чуда: время и вечность. Бог и человек соединяются в единый поток жизни и спасения.

После молебна была Божественная Литургия. Исповедь и причастие.

В субботу и в воскресенье были утренние и вечерние службы.

В воскресенье вечером читали акафист св. прав. Иоанну Кронштадтскому

После благословения батюшки разошлись по домам. Слава Богу за все.

Церковный двор в нашем храме с каждым днем преображается. На этой неделе посадили туи и прикрутили штакетник. Да и в храме работа кипит. Батюшка практически все время в храме занимается делами, прихожане помогают по мере сил. У каждого свое послушание и все с радостью его выполняют и если нужно помогают друг другу. Хорошо, когда есть люди, которые готовы тебе помочь. И в нашей приходской семье всегда придут на помощь.

4 декабря в нашем храме была праздничная служба. Вспоминали Введение во храм Пресвятой Богородицы. Храм украшен цветами, все торжественно и в то же время строго.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из великих церковных праздников, посвященный событию приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Согласно апокрифическому тексту «Протоевангелия Иакова», отражающему устное предание, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Ее Богу, и направились в Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками, для того чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником Захарией.

По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год – этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывание при Иерусалимском храме, продолжавшееся до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

Этот праздник – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Во вторник читали акафист преподобному Александру Свирскому. Молимся, просим помощи в строительстве храма. После молитвы была просветительская беседа. Разбор книги Деяний св. Апостолов.

В субботу и в воскресенье были утренние и вечерние службы.

В субботу в нашем храме состоялось крещение, уже второе.

В воскресенье после Божественной Литургии по нашей доброй традиции накрыли стол и за чашкой чая с угощениями обсуждали новости храма. Так же после Божественной Литургии было занятие в воскресной школе для детей и взрослых. Для взрослых преподает батюшка Василий. Занятия начинаются в 16:00.

Вечером читали акафист введению во храм Пресвятой Богородицы.

После благословения батюшки разошлись по домам. Слава Богу за все.

raspisanie logo

26.08.2024

Православный календарь

Видео-архив


Яндекс.Метрика