Дневник прихода
В нашем городе властвует зима. В этом году она, кажется отдаёт все долги, накопленные за прошлые годы. До весны ещё далеко. Под толстым снежным одеялом спят цветники вокруг храма. Церковный двор тоже в снегу, там хозяйничают строители. Слава Господу, строительство близится к завершению нулевого цикла.
Воронье одну беду пророчит,
Ископаша чуждии нам ров.
Только б Ты Гефсиманийской ночью
От Руси не отняла Покров
Иеромонах Роман
Вот уже больше месяца как православный мир, и мы вместе с ним, вошли в Новолетие. Могли ли мы год назад, поздравляя друг друга с Индиктом и желая спокойного мирного Лета Господня, предполагать, что год выдастся таким необычным и нелёгким. Полгода продолжали мы жить мирной «довоенной» жизнью, привычно встречались в храме на службах, постились, готовились к вершине года – Пасхе Христовой. Но коронавирус обвалил привычный уютный мир, Господь призвал каждого дать себе ответ: что для тебя значит Церковь? От чего ты готов отказаться, а от чего нет? Светлое Христово Воскресение встретили по-разному: кто пробирался в Храм окольными «тайными» тропами, кто дома перед экраном телевизора или монитора. Почти два месяца, от Входа Господня в Иерусалим и до Троицы, храмы были закрыты для посещения. Низкий поклон нашим священникам, алтарникам, работникам храма, благодаря которым храм остался живым. Поклон безотказному труженику Димитрию Миненкову, обеспечившему трансляцию храмовых богослужений.
Пред иконой чудною слагаю
Словеса хвалебные сии:
«Радуйся, Царице преблагая,
Презри прегрешения мои!»
Воронье опять беду пророчит,
Ископаша чуждие нам ров.
Только б ты гефсиманийской ночью
От Руси не отвела покров.
(Иеромонах Роман)
Волна короновирусной инфекции, кажется, захлестнула нас с головой. Каждый день мы читаем сводки новых заражений, как сводки с фронтов. Президент выступает с телеобращениями, СМИ рассказывают о самоотверженной работе врачей, психологи дают советы, как не сойти с ума в самоизоляции. Кажется, что нас несёт в неизвестность стремительным водным потоком, и, как никогда, необходим спасительный корабль, который сможет собрать нас вместе и удержать на этих бурных волнах. Счастливы мы, православные, что этот корабль у нас есть – это наша Церковь.
О, душе, душе моя, восстани,
Близ конец, и не имеешь слез.
Воззови и сердцем, и устами,
Да пощадит тя Иисус Христос !
Православная церковь, а вместе с ней и мы все идём по дороге Святой четыредесятницы, с каждой седмицей подымаясь в гору – к вершине года – Пасхе Господней.
Первые отзвуки приближающего Великого поста послышались уже в праздник Сретения Господня. Праведный старец Богоприимец Симеон встречает в Храме младенца Христа. Ветхий завет встречается с Новым, Старый закон воздаяния и отмщения отдаёт свои полномочия Новому Закону Любви и Милосердия. Зима встречается с весной, а значит, приближается Весна возрождения нашей души – Великий пост. После торжественной Литургии в праздник Сретения Господня настоятель храма отец Василий зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сделанное по случаю Дня православной молодежи, приуроченного к празднику Сретения Господня. В своём обращении Святейший призвал каждого из нас стремиться получить личный опыт общения с Творцом как Отцом «любящим и сострадающим, милующим и прощающим, пришедшим на землю для того, чтобы возвестить людям Евангелие и совершить дело спасения".
Три подготовительные недели Великому Посту – словно три ступени, подводящие к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее учит верующих брать пример с мытаря, искренне раскаиваться в своих грехах. Неделя о блудном сыне учит нас не бояться обращаться к Небесному Отцу с покаянием по примеру блудного сына, ведь Милосердный Бог всегда принимает кающихся грешников с любовью. Неделя о страшном суде призывает оказывать милость нуждающимся, потому что этим мы оказываем милость Самому Богу. И, как удары колокола, призывающие к посту и покаянию, в последнюю перед постом седмицу – молитва Ефрема Сирина с земными поклонами, которая будет сопровождать нас почти до самой Пасхи.
Быстро пролетают дни нашей земной жизни!
Вот уже позади январь с его весёлыми святками и крещенскими купаниями. Нас ждёт Сретение – встреча зимы с весной, встреча Ветхого Завета с Новым, и обязательно – наша встреча с Богом.
А прошедший январь огорчил нас совсем не зимней погодой, но и многим порадовал.
Главный январскийпраздник, если считать по церковному календарю – Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявление. «Ты от четырех стихий тварь сочинивый…/Тебе поет солнце,/Тебе славит луна,/Тебе присутствуют звезды,/Тебе слушает свет,/Тебе трепещут бездны,/Тебе работают источницы./(Молитва на освящение воды)». Впервые Господь открыл себя, явил себя Богом. В тот день – только Иоанну и Иордану. Иоанну – как величайшему из сынов человеческих, Иордану – как части мира природы и стихий. И человечество, и мир стихий содрогнулись от этого прикосновения. На иконе Крещения Спаситель стоит в лазоревых струях Иордана. Вода взволнована, клубится, будто кипит и разрывает рамку иконы надвое, выталкивая два берега древней реки – по одну сторону смущённый Предтеча, по другую –ангелы.Всё в этом мире навсегда запомнило этот момент, а потому каждый год земля и вода и всё Им придуманное снова дрожит этим трепетом, вспоминая прикосновение Сочинителя, потому и воду мы берем в эти дни – не простую воду, а воду, которая бережет отпечаток этого прикосновения. Называют ещё этот праздник – день просвещения или праздник Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.
Впервые в нашем храме Крещение Господне отмечалось ночной службой. Ровно в полночь начали читаться часы,их продолжила Божественная Литургия. Это новая традиция, и многим она пришлась по душе. А утром состоялась вторая, поздняя Литургия. После каждой из этих служб совершался чин Великого освящения воды. Добровольцы из числа прихожан непрерывно раздавали Святую воду верующим. Как всегда в праздничные и выходные дни, в храме было многолюдно. Дни Богоявления – одни из тех, когда в храм приходят даже далёкие от церковной службы люди. Это хороший случай для того, что провести хотя бы небольшую просветительскую работу. Поэтому пришедшим за Святой водой раздавали небольшие листовки с объяснением Праздника и с краткой информацией о нашем храме. А ещё на нашем приходе поддерживают традицию Крещенских купаний. Наш храм стал одним из 102-х в Москве, в которых была устроена Иордань. У настоятеля отца Василия уже большой опыт в строительстве Крещенской купели, под его руководством она и была построена, им же и освящена после праздничного Всенощного Бдения. Те, кто отважился на Крещенское купание, отметили преимущество нашей Иордани перед общегородскими: никакой очереди, рядом тёплые раздевалки и горячий чай. А самое главное – рядом священник, который и благословит на «подвиг», и ответит на все вопросы.
То ли свет от снеговой пороши,
То ли светит Млечная роса.
Ночь на звёзды ветхий месяц крошит,
Осыпая воды и леса.
За окошком звёзды в каждой луже,
За окошком неземная тишь…
О душа! Никто тебе не нужен,
Если ты пред Вечностью стоишь.
Даже лужа в свете совершенна:
В чистоте несовершенства нет.
О душа моя! И ты блаженна,
Если только отражаешь Свет!
Иеромонах Роман (Матющин)
С Рождеством Христовым, дорогие братья и сёстры, с Новым Годом!
Поздравляем настоятеля отца Василия с Днём Ангела! Здоровья Вам, батюшка, помощи Божьей в Ваших неустанных трудах и богатых духовных даров от Господа.
Снова совершилось Рождество Христово. Снова встретили мы великий праздник, соединяющий Небо и землю и дарующий надежду на вечную жизнь. В своём Рождественском послании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим: «Непостижимо смирение Господне: будучи Всемогущим Владыкой, Он является людям беспомощным младенцем, будучи Богом, приемлет бренную плоть и терпит тяготы земной жизни, будучи Бессмертным, вольно идет на смерть, мучительную и позорную. И делает это не ради избранных — пророков, праведников и Своих верных служителей. Христос приходит ради каждого из нас, Он желает спасения всех без исключения — грешников и преступников, равнодушных и нерадивых, трусливых и гневливых… Пусть в нашем сердце, исполненном любви к Богу и ближним, будет обитать Всемилостивый Христос…». Ради всех нас Господь стал человеком. И ради подражания Ему на его пути любви мы готовились к этому дню все дни рождественского поста.