Храм святого преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

17 октября состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором были рассмотрены действия иерархов Элладской Православной Церкви (ЭлПЦ), направленные на легализацию украинских раскольников-самосвятов. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что "данная тема затрагивает саму суть межцерковных отношений, и её негативное развитие может нарушить всеправославное единство".

Св. Синод принял заявление, в котором подробно описал каноническую несостоятельность и преступность действий Константинопольского патриархата на Украине. Отмечено, что в самой Элладской Церкви нет единства по поставленным вопросам: многие авторитетные иерархи и богословы (митр. Пирейский Серафим, митрополит Керкирский Нектарий и др.) выступают против признания ПЦУ. В итоге Синод заявил: «Мы дорожим молитвенным общением с нашими собратьями в Элладской Православной Церкви и будем сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь — чрез всех тех архипастырей и пастырей, кто уже выступил или в дальнейшем выступит против признания украинского раскола, кто не запятнает себя сослужением с раскольническими лже-иерархами (…). Вместе с тем мы помним, что священные каноны Церкви осуждают тех, кто вступает в молитвенное общение и сослужение с изверженными из сана и отлученными от общения (…). В связи с этим прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. (…) Священный Синод Русской Православной Церкви уполномочивает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если Предстоятель Элладской Церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола«.

Среди прочих решений Св. Синода следует отметить назначение архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида, имеющего серьёзнейший опыт, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей.

Комментарий научного сотрудника Аналитического центра свт. Василия Великого Евгения Иванова:

«Заседание Священного Синода знаменательно состоялось в день памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского. Сам по себе этот факт — укор и укол нынешнему малодушному архиепископу Афинскому Иерониму и главному элладскому фанариоту митрополиту Навпактскому Иерофею, которые творят дела, совершенно недостойные их славного предшественника.

Кондак святого красноречиво гласит:

Якоже столп непоколебим, Иерофее,/ прещения врагов не устрашися,/ но прелести разрушил еси твердыню,/ яко камень честен валяяся, отче./ Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает/ живоначальною и Божественною десницею,// Егоже о всех нас умоли.

Св. Синод принял очень взвешенное решение относительно Элладской Церкви, которое позволяет избежать крайностей и сохранить пространство для «манёвра». Накануне с крайних церковных «флангов» раздавались разные голоса: одни говорили, что нужно действовать предельно жёстко и уже достаточно оснований для прерывания евхаристического общения с Элладой; другие, наоборот, предлагали не принимать никаких мер в отношении греков и стремиться к «диалогу» и разъяснению позиций (как будто они не разъяснены уже многажды подробнейшим образом!).

Решение Синода стоит на благоразумной «царской середине», оно чётко показывает (особенно архиепископу Афинскому Иерониму): признание раскольников не останется без последствий, которые будут разрушительными прежде всего для самих греков; при этом для ЭлПЦ оставляется ещё шанс образумиться.

Следует отметить сам язык, стиль и аргументацию заявления Св. Синода, которое исполнено достоинства и камня на камне не оставляет от позиции фанариотов.

Что важно, озвучено давняя патриаршая идея о всеправославном решении возникших проблем (указано, что ситуацию можно решить «путём всеправославного обсуждения»). Будем надеяться, что мы доживём до этого благословенного всеправославного решения и даже до осуждения и низложения патриарха Варфоломея (если не пресечь зло на корню, оно постоянно будет давать новые всходы: пресекая следствия фанариотского курса, не стоит забывать об их причинах).

Решения Священного Синода могут оказаться значимыми не только для восстановления единства Православных Церквей, но и для оздоровления их внутрицерковной жизни. И вот почему:

Решение Св. Синода показывает, что только на твёрдой канонической почве возможно нормальное церковное устроение и преодоление проблем церковной жизни. Даются ссылки на святые каноны (Апост. 10, 11, 12; I Всел. 5; Антиох. 2), которые, таким образом, актуализируются не просто как памятники церковного прошлого и предмет интереса историков и канонистов, а как практическое средство восстановления правильной церковной жизни. Учитывая, что, к сожалению, в Русской Православной Церкви есть отдельные отступления от канонов (пара примеров: ежегодные совместные молитвы сотрудников ОВЦС с католиками, одобрение брака с неправославными), применение канонов для решения внешнецерковных проблем закономерно ставит вопрос об аналогичном подходе к проблемам внутренним. Иначе для нас одни каноны окажутся действующими, а другие по непонятным причинам — недействующими. Это актуально и для других поместных Церквей.

Заявление Св. Синода свидетельствует о важности внутрицерковного обсуждения актуальных вопросов. В одобрительном ключе раскрывается дискуссия в Элладской Церкви, приводятся критические высказывания ряда греческих иерархов в отношении Константинополя и украинских раскольников. Здесь стоит вспомнить, сколь жёстко были ограничены дискуссии на Критском соборе. Возникает также вопрос: а есть ли живая и конструктивная дискуссия у нас? и почему право на особое мнение и несогласие с большинством у нас (в отличие от тех же греков или болгар) является чем-то необычайным и «оппозиционным»? (Напомним, что член Св. Синода может заявить отдельное мнение, согласно п. 18 гл. V Устава РПЦ.)

Решение Св. Синода подчёркивает важность подлинной соборности и справедливо указывает на дефицит оной на последнем Архиерейском соборе ЭлПЦ: «Возникают серьёзные опасения, что соборный способ принятия решений, освящённый словами святых апостолов: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28), — и тысячелетней историей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в данном случае был нарушен». Приводятся свидетельства процедурных странностей собора греков. Опять-таки, можно вспомнить негативный пример Критского собора. Возникает и вопрос о том, вполне ли проявляется соборность в жизни нашей поместной Церкви? Так, Архиерейский Собор РПЦ в 2016 г., который прошёл всего за два дня, без должного рассмотрения ничтоже сумняшеся определил, что проекты документов всеправославного собора якобы «не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви». Впрочем, слава Богу, эта ошибка была исправлена Архиерейским Собором 2017 г. Но скольких смущений и отпавших в раскол душ она стоила…

Заявление Св. Синода указывает на недопустимость произвола со стороны предстоятеля поместной Церкви. Указано, что патриарх Варфоломей, «не имея на то канонических полномочий, «восстановил в сане» без покаяния и отречения от раскола тех, кто был (…) предан анафеме или же никогда не имел (…) канонической хиротонии». Высказывается поддержка «тем, кто нашёл в себе смелость открыто обличать заблуждения Константинопольского Патриарха». В этом отношении нынешнее заявление Священного Синода является образцом правильного подхода, ограничивающего возможный произвол предстоятеля: «Священный Синод Русской Православной Церкви уполномочивает Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прекратить поминовение имени Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах (…)».

Все эти размышления — совсем не критиканство, они порождаются самой нашей церковной жизнью. Просто если мы сами не соответствуем тому, о чём говорим (например, если катехизатор не соответствует тому, чему он учит оглашаемых), то это закономерно становится предметом преткновения и лишает нас силы. Невольно приходят мысли о том, что внешние неприятности могут быть следствием и внутренних проблем. Приходится с сожалением признать, что тот же митрополит Навпактский Иерофей помимо странных русофобских басен высказывал и немало веской критики в адрес Московского Патриархата — и хорошо бы раз и навсегда устранить поводы для неё и преодолеть наше внутреннее «варфоломейство»…

В целом нынешнее решение Св. Синода является важным конструктивным шагом в преодолении сложившегося кризиса межцерковных отношений и сохранении единства вселенской Православной Церкви. И как сказал на заседании Синода Святейший Патриарх, «да поможет нам Господь!»

 

Источник: https://stbasil.center/2019/10/18/on-the-holy-synod-decision-regarding-greeks/

 

raspisanie logo

______________________________

Воскресная школа построена!

Спаси Вас Господь!

______________________________

 

Православный календарь

 

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика