Храм святого преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Список записей

Нам помогают:

dar rechi 1

Сайт посетило:

249115
СегодняСегодня18
На этой неделеНа этой неделе466
В этом месяцеВ этом месяце5161
ВсегоВсего249115

Дневник прихода

«Вот и лето прошло, словно и не бывало…», ещё на один оборот повернулся круг вечного Лета Господня, и вот мы, прихожане, снова на пороге Новолетия, нового церковного года. В храме стало многолюднее. Не пустовал он, конечно, и летом, но многие в каникулярно-отпускной период путешествовали, паломничали, жили в деревнях и на дачах – словом, отсутствовали. И вот опять мы все вместе.

Поздравляем друг друга с началом нового учебного года. С радостью видим на сайте объявление о начале работы воскресной школы для детей и взрослых, о занятиях по изучению Нового Завета. В нашем храме каждую неделю совершаются две Божественные Литургии и акафисты, на которых поёт народный хор.

Несмотря на кажущееся затишье, лето оказалось порой кипучих хозяйственных работ. Оказывается,

- уже полностью достроено здание воскресной школы – отец Василий торопился закончить все работы к началу сентября;

- в июле при помощи МосВодоканала наш храм был подключен к городскому водоснабжению;

- оплатили часть проектных работ по изготовлению рабочей проектной документации;

- начались работы по прокладке силового кабеля и подключение храма к электричеству – на все работы прихожане собрали средства и уже оплатили.

Возле церкви буйство цветов – как они умудряются так пышно расти среди асфальта, на тонком слое плодородной земли? Каждый раз, глядя на цветы, удивляемся, прекрасно зная ответ – это живые токи Креста Господня осеняют эту землю и прилагают свою силу к усердию любящего сердца и умелых рук.

Обмениваемся летними впечатлениями. Радуемся за наш молодёжный клуб «Благочестие». Под руководством отца Георгия молодёжь совершила экспедицию в Карелию в рамках проекта "Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера". Уже с десяток лет волонтёры этого общественного проекта посвящают своё отпускное время не лежанию на пляже или возделыванию огорода, а поддержанию жизни ещё остающихся на Русском Севере деревянных церквей и часовен. На недавней встрече с представителями волонтёрского движения Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил активистов движения  и признался, что и сам бы съездил с подобной экспедицией. Честь и хвала нашим прихожанам, примкнувшим к этому благородному делу! А отчёт о поездке «Благочестия», размещённый на сайте, читается как увлекательный рассказ и только заставляет пожалеть, что тебя самого там не было.

Видим на стенах новые иконы. Среди них (необычная и грустная история) – две, найденные, как сказано на табличке под ними, в мусорном баке. Спасённые от поругания, они теперь служат нашему спасению.

Вместе радуемся замечательному событию: в семье нашего алтарника Димитрия пополнение. Поздравляем родителей и молимся о здравии младенца Елисея!

Вспоминаем летние праздники и памятные дни, которые отмечались в храме с нами и без нас. Самый недавний из них – память священномученика Владимира Четверина, частица мощей которого зашита в антиминс Престола. В этом году 2 сентября исполнилось 100 лет со дня его мученической кончины от рук гонителей Церкви. Отче Владимире, моли Бора о нас!

В июле и августе, вместе со всей Православной Церковью мы праздновали

Память Первоверховных апостолов Петра и Павла,

Преображение Господне,

Успение Пресвятой Богородицы.

Каждый из них по-своему заставляет нас задуматься, примерить к себе приснопамятные и вечные события отмечаемого дня.

12 июля – День Первоверховных апостолов Петра и Павла. Одна икона объединяет этих двух совершенно разных апостолов. Один – учёный муж, другой – простой рыбак. Один – апостол для иудеев, другой – апостол для язычников. Один – верный и ближайший ученик Христа, другой – бывший гонитель христиан, никогда н видевший Учителя. И они – вместе, и они – это Церковь. На проповеди после праздничной службы священник напомнил нам о дарах Святого Духа, о том, что дары эти промыслом Божьим получает каждый, и каждый со своими дарами волен войти в Церковь, и все мы, такие разные, и составляем Церковь.

19 августа – Преображение Господне. «Обыкновенно свет без пламени исходит в этот день с Фавора, и осень, ясная как знаменье, к себе приковывает взоры» Это один из самых любимых в нашем народе праздников, «яблочный Спас». Но в традиции празднования этого дня на первый взгляд есть как бы противоречие, недоумение: Господь в этот день явил себя ученикам в славе, в величии своего истинного образа, а мы приносим в церковь освящать свои яблоки и другие немудрёные плоды садов и огородов – какая между этим связь? И нам, неразумным, объясняют: освящение плодов первого урожая, которое сегодня совершается, — это желание Божие, чтобы все в твоей жизни было свято. Мы освящаем яблоки, и на них отблеск Преображения Господня. И не только на яблоках. На всем отблеск Небесной славы. Важно освятить яблоки, намного важнее — освятить себя, как яблоки Божии, как урожай для Христа. А ещё отец Василий напомнил нам, что изначально обычай заключался не в том, что унести освящённые плоды домой и съесть, а чтобы пожертвовать часть своего урожая и этим освятить его весь. В день праздника всё было залито светом, белизна облачений напоминала о нетварном Фаворском свете, и среди этой белизны и света особенно яркими казались горки румяных яблок, а потом они, освящённые, перекочевали в трапезную, чтобы там стать общей жертвой для всех.

28 августа – Успение пресвятой Богородицы. Его иногда называют Богородичной Пасхой. Так же, как перед Праздником Праздников, Церковью предписывается строгий пост. И службы этого дня – особые. В нашем храме, как и в других местах, на Всенощном бдении ради особого чествования праздника совершалась Служба погребения Богоматери. Возле лежащей среди храма Плащаницы Богородицы совершалось Великое славословие, а потом крестным ходом Плащаницу обнесли вокруг храма. Успение Богородицы – удивительно тихий и светлый праздник. Сама смерть здесь отступает, претворяясь в рождение из земных страданий в Вечную жизнь. И праздничная икона удивительна – Богородица лежит на смертном одре, а душа Её виде новорождённого младенца, окутанного белыми пеленами – на руках у Господа Иисуса Христа. А ещё Успение – это окончание года. Сейчас церковного, а раньше и календарного. И свет уходящего лета остаётся в нас, обещая после зимних стуж новую весну.

Слава Богу за всё!

«Итак,утешайте друг друга этими словами»(1 Фес. 4:18)

Утешайте друг друга словами:
«Очень скоро настанет тот миг,
В облаках, что под небесами
Будет встреча Христовых святых».

Очищаясь большими скорбями,
Мы идём среди бури и гроз.
Ободряйте друг друга словами:
«В облаках ожидает Христос».

Равнодушье, беспечность полками
Нас теснят до отчаянья слёз.
Укрепляйте друг друга словами:
«За своими вернётся Христос».

Расправляйте согбённые плечи,
Христиане! Готовьтесь в полёт.
Миг желанной и радостной встречи
В облаках всех искупленных ждёт!

Вечное и всегда новое Лето Господне одну за другой переворачивает свои страницы. Вот и настала пора каникул и отпусков. А в храме жизнь не замирает даже летом. Совершаются Богослужения. По субботам служится молебен о путешествующих – у наших бабушек «послушание» на дачах с внуками, у тех, кто помоложе – свои маршруты. Отец Георгий с примкнувшими энтузиастами собирается на север – помогать в деле сохранения деревянных памятников в рамках проекта «Общее дело». Ангела-хранителя им в помощь!

Весь май в этом году прошёл в ощущении праздника. До самого Вознесения, сорок светлых дней после Своего Воскресения Спаситель находился на земле среди своих учеников, наставляя и поучая их. «Праздником разлуки» назвал день Вознесения отец Иоанн Крестьянкин. «Но какая разлука!.. Восходит Господь на небо и с Собою в тайну Божественной Жизни вносит всю тайну человека. Вот что теперь человек представляет собой! И понятна теперь нам радость апостолов. У них теперь было уже все: было небо на земле, была вечность в них самих и они были в вечности.» Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители. А пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге – зависит от нас. И поэтому все эти сорок дней мы, не имея возможности видеть Спасителя своими грубыми физическими очами, старались ощутить хотя бы слабый отблеск его присутствия на земле, среди нас. В этом году праздник Вознесения пришёлся на рабочий день, и спасибо нашим батюшкам, что служились две Литургии – ранняя, для тех, кому надо было идти на работу, и поздняя, так что никто не оказался лишён «радости разлуки» с возносящимся Христом. Служба была радостная, хоть уже и не слышали мы и не произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений.

Утешая своих апостолов, Спаситель обещал им послать Святого Духа, Который будет наставлять их без Него. И, как мы знаем, в день Пятидесятницы сошел на апостолов Дух Святой. Но не только на апостолов, а и на всех верующих. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. Можно сказать, что День Святой Троицы – это День рождения Церкви. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит нас, своих чад, к порогу своей благодатной жизни и призывает нас обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные нами в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается всеми нами, православными христианами. В знак животворящего действия Св. Духа храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы. Накануне Праздника настоятель нашего храма отец Василий с самыми ревностными прихожанами отправились за город, чтобы привезти в храм свежую траву и молодые берёзки. В храме их уже ожидали добровольные помощники. Несколько часов работы – и вот назавтра восхищённые прихожане входили в храм, как в сад, цветущий сад, соединённый с храмом. Тонко и терпко пахнет трава под ногами, к этому запаху примешивается чудесный запах берёзок и сирени, расцветшей как раз к Троице. Наверное, в этом соединении сада и храма выражается наша тоска по утраченному Эдему, и как никогда, пытаемся мы в День Святой Троицы приобщиться Небесному саду. И когда священник, тоже в зелёном облачении, читает коленопреклонённые молитвы, мы, стоя на коленях, молимся о даровании нам животворящей благодати, возвращающей творение к Творцу.

3 июня мы поздравляли с Днём Рождения нашего отца настоятеля. Отец Василий, многая лета Вам, Божьей помощи в Ваших молитвах и трудах!

17 июня приход молитвенно отметил память покровителей нашего храма – Преподобных Сергия и Варвары, родителей Святого преподобного Александра Свирского. Это наш престольный праздник, и отметили его торжественным богослужением с крестным ходом. Мы любим и почитаем родителей Преподобного, показавших нам, как поётся в акафисте, двойной пример: и честного супружества, и праведной монашеской жизни. После службы отец Василий поздравил всех с престольным праздником и отметил подарками особо усердных прихожанок, а также освятил новую храмовую икону – образ Святого великомученика Георгия-Победоносца. И ещё одно долгожданное событие: батюшка объявил сбор средств на образ Святых жён Дивеевских, частички мощей которых хранятся в нашем храме (это дар настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря, привезённый из приходской паломнической поездки). А нашу трапезную теперь освящает большая икона Тайной Вечери, которую отец Василий вёз её из самой Греции.

Радостно видеть, что выросло уже во дворе храма здание новой воскресной школы. Отец Василий рассказал нам, что осталась только внутренняя и внешняя отделка здания, и осенью воскресная школа будет готова принять детей и взрослых учеников. Возле новостройки усердные прихожанки уже посадили цветы, а вокруг храма цветут успешно перезимовавшие розы и прочая пышная растительность. Лето нашей жизни в разгаре!

Слава Богу за всё!

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Сорок дней после Пасхи, до самого Вознесения Господня, мы приветствуем друг друга этим радостным возгласом. Сорок дней продолжается празднование, ровно столько дней, сколько Спаситель пребывал на земле после Своего воскресения, готовя учеников к их пастырскому служению. И у нас в храме, как и везде, на каждой службе мы радостно отвечаем на этот ликующий возглас священника.

Пасха светлая, Пасха красная, Праздник праздников ещё с нами!

Как по волшебству, пришла в Москву весна вместе с Пасхой. Ещё в Вербное воскресение лежал снег, а на Пасху – его уже нет и следа, и солнце, и радость рвётся из сердца!

Как первые весенние ручейки медленно, постепенно подтачивают снег, так Страстная седмица постепенно подводила нас к Светлому дню Христова Воскресения, и к строгой тишине первых дней Страстной шёпотом звучали предчувствия праздника. Храм стерильно чист (и наши дома тоже прибраны и чисты), всё как будто замерло на невидимых весах жизни и смерти. Великий Четверг, воспоминание о Великой Вечере, первой Евхаристии. Мы тоже хотим быть среди верных учеников, как и они, причащаемся Святых Христовых Таин. Вечером чтение Двенадцати Евангелий, Распятие с Голгофой посреди храма, у всех свечи в руках, и горестный плач Богородицы у ног распятого Сына (а дома уже пахнет сдобой и ванилью). Великая Пятница, день скорби и ужаса, день без Христа. Он распят, предан Иудой и даже любимыми учениками, его погребальная Плащаница выносится из алтаря, качаясь, плывёт крестным ходом вокруг храма и снова водружается на его середине, мы падаем на колени перед ней (а потом дома готовим к завтрашнему освящению свою пасхальную снедь). Великая Суббота, утренняя Литургия. В этом году она вдвойне торжественна – сегодня ещё и Благовещение, и тропари Великой Субботы перемежаются тропарями Благовещения. На крыльцо храма выходят священники, вместе с детьми они выпускают на волю белых голубей – милый старый русский обычай, воспетый ещё Пушкиным. Голуби на воле, а улетать не хотят, и мы потом весь день видим, как они то перелетают с дерева на дерево, то садятся на крышу храма. А на церковном дворе уже расставлены столы, и скоро они становятся похожими на радостные весенние поляны – в глазах пестро от нарядных куличей, пасох и горок разноцветных яиц. Люди с сумками, пакетами и корзинками идут и идут, священники снова и снова выходят на освящение снеди. И отец Георгий, и отец Василий находят слова, чтобы объяснить людям смысл праздника. Они говоря о том, что освящение куличей – не то главное, ради чего приходят в церковь, что сам Христос ждёт и встречает всех, кто приходит к нему. Общаются с пришедшими людьми и волонтёры-катехизаторы. Не хочется верить что кто-то уйдёт со своими корзинками к праздничному столу, так и не встретившись с Христом. Но много, много людей заходят в церковь, ставят свечи перед образами, поклоняются Плащанице, до вечера остающейся на середине храма, а значит, есть надежда, что мы увидим их среди прихожан.

 

Подробнее...

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.

 

Ждём, предчувствуем и в душе приближаем Светлое Христово Воскресение.

Неделю за неделей перелистывает календарь, с каждым днём приближая нас к Пасхе Христовой. У каждой из них свой смысл, «свой резон, свои колокола, своя отметина». Первая прошла в особенно строгом посте, первые четыре дня седмицы мы слушали Великий покаянный канон Андрея Критского, проводили скорбную «ревизию» своих душ и давали Господу обещание наконец «проснуться» и «восстать» навстречу Ему. Первая великопостное воскресенье – неделя Торжества Православия. Это праздник утверждения нашей православной веры. Он установлен в память церковного торжества, которое устроила праведная царица Феодора после церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи. И мы, православные опять и опять укрепляемся в нашей отеческой вере.

Следующая, 2-я неделя – память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Такое значение для Русской Православной Церкви имеет богослов-исихаст, живший в далекой Византии более 600 лет назад, что ему посвящена 2-я неделя Великого Поста, сразу же после недели Торжества Православия. И действительно, если мы внимательно проследим историю становления Северо -Восточной Руси, то увидим, что именно благодаря поддержке византийских исихастов – авторов учения о нетварном Фаворском свете – Северо-Восточная Русь смогла окрепнуть после татарского нашествия и объединиться вокруг Москвы. Именно византийские исихасты верили в Русь, что она примет от гибнущего Второго Рима задачу сохранения истинного Православия. И Русь оправдывала их надежды – богословие исихазма было воспринято Русской Церковью и дало то лучшее, что у нас есть – святых прп. Сергия и Никона Радонежских, прп. Савву Сторожевского, Феофана Грека и Андрея Рублева с его «Троицей», небывалый расцвет зодчества, а вслед за духовным и культурным подъемом – окончательное свержение татарского ига, огромный территориальный рост государства… Когда группа наших паломников посещала православные святыни Греции и Италии, в Салониках – древней Солуни – настоятель кафедрального собора Григория Паламы с большой теплотой говорил нам о вечной духовной связи греческой и русской церквей.

Неделя 3-я Великого поста – Крестопоклонная. Уже половина Великого поста позади, у кого-то, возможно, воодушевление первых дней начало спадать, уже начала накапливаться усталость, начали одолевать искушения, и нам всем в помощь, в укрепление и утешение Святая церковь предлагает образ Креста Господня. Мы со всею православною церковью с умилением сердец поем: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. И – слабосильные, маловерные, страшащиеся принять свой крест, получаем от прикосновения ко Кресту Господню ту же силу, которую восприняла две тысячи лет назад евангельская женщина, прикоснувшаяся к краю Его риз.

А там уже подошла неделя преподобного Иоанна Лествичника, и вот мы празднуем день одного из ранних наставников церкви, который сделал попытку показать, как из глубины греховной, из нашей немощи, из нашего несовершенства мы можем вырасти в полную меру той святости, которая нам предложена Крестом и любовью Господней. Знаменитая «Лествица» – руководство для восхождения к духовному совершенству.  Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.

Следующая седмица – насыщенная событиями. Память Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся – любимый на Руси праздник. Наверное, наши северные души особенно трогают эти образы – замёрзшее озеро, топящаяся горячая баня на берегу, и десятки мучеников солдат-христиан, стойко переносящих стужу, не желая отречься от Господа. А символ праздника – «жаворонки», которых в этот день выпекают хозяйки на утешение постящимся домочадцам. Почему жаворонки? А вот почему. Заметили в народе, что жаворонок, когда поёт, то подымается высоко в небо, то падает камнем вниз. Так человеческая душа – то подымается вверх к небесам, то падает под бременем грехов. В нашем храме в этот день тоже угощают «жаворонками», которых испекли наши прихожанки. Спасибо им за эту маленькую радость. А четверг пятой седмицы Великого Поста – «Мариино стояние». В этот день у нас, как и везде, целиком прочитывается Великий покаянный канон Андрея Критского с чтением жития Марии Египетской. А в Субботу Акафиста мы собираемся, чтобы воздать Похвалу Пресвятой Богородицы – дивный небесный акафист Царице Небесной читается в храме. А связан акафист с чудесным избавлением Константинополя от нашествия варваров – наших предков-славян.

Память преподобной Марии Египетской празднуется на 5-ой неделе Великого поста. Преподобная Мария Египетская – одна из самых великих святых за всю историю христианства. Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого поста оно ещё и целиком прочитывается в Церкви. Судьба Марии Египетской – один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку. Об этом отец настоятель напомнил нам на воскресной проповеди, призывая не говорить «вот, я страшный грешник, меня уже ничего не спасёт, и делать ничего не буду», не отчаиваться, безгранично верить в милость Господню, и каждый день поживать в покаянии, молитве и добрых делах.

И вот приближается уже конец нашего сорокадневного пути. Последняя, Шестая седмица Великого поста имеет особое название – «седмица ваий». В пятницу на седмице ваий святая Четыредесятница кончается, мы стоим в преддверии Страстной седмицы вместе с народом Иерусалима, приветствующим входящего Христа.

Для кого-то, может быть, эти дни тянулись медленно и мучительно, для кого-то пролетели слишком быстро (столько было намечено, и вот опять ничего не успели!), но хочется верить, что все мы за это время сделали небольшой шажок на пути внутреннего совершенствования. В дни Великого поста мы усиленно молились о своих близких – в Родительские субботы храм всегда бывает полон. Четыре соборования за это время тоже собирали много народа. Уже не первый год в великопостное время две группы наших прихожан каждый день прочитывают по одной кафизме Псалтыри, и таким образом, ежедневно дважды прочитывается Псалтырь от начала до конца.

8 марта наш храм посетил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством г. Москвы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла он совершил освящение приставного Престола в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Теперь в нашем храме могут служиться и уже служатся две Литургии – ранняя, для тех, кто торопится по делам и на работу, и поздняя, для всех остальных. Удивительно, что это событие произошло в канун дня памяти Святого.

Продолжается строительство нашей воскресной школы, отец настоятель очень надеется закончить её к Светлому празднику Воскресения Христова. А ещё отец настоятель продолжает работу по подготовке к строительству нашего постоянного храма. Дай Бог ему сил и здоровья! В иконной лавке нашего храма можно приобрести сертификаты на «именные кирпичики» за здравие или упокой своих близких. В конце февраля в актовом зале домового храма мученицы Татианы при МГУ прошел семинар для настоятелей строящихся храмов, организованный Информационной комиссией при Епархиальном совете Москвы. Модератор встречи протоиерей Владимир Вигилянский рассказал о наиболее важных проблемах, связанных с информационным сопровождением Программы строительства православных храмов в Москве и жизни православных общин.

В начале марта группа наших прихожан совершила паломничество к святыням Костромской и Ярославской земель. Они посетили Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь в старинном городке Нерехте, Свято-Успенскую Тетеринскую женскую пустынь – памятник архитектуры федерального значения XVIII-XIX века, Богоявленско-Анастасиин женский монастырь в Костроме с его главной святыней – Феодоровской иконой Божьей Матери, древний костромской Ипатьевский монастырь. В Нерехте паломники познакомились с работой местного духовно-просветительского центра «Отрада», который в том числе занимается помощью людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. После поездки отец Василий решил организовать в нашем храме сбор вещей и хозяйственных принадлежностей, необходимых для помощи Центру. Прихожане с радостью откликнулись на это предложение.

Продолжает действовать молодёжный клуб при нашем храме. Среди его последних мероприятий – экскурсия в Музей православной иконы. Это первый частный музей иконы, с очень интересной экспозицией и грамотными экскурсоводами.

В конце апреля прихожан во главе с настоятелем отцом Василием ждёт традиционное паломничество к нашему Святому Преподобному Александру Свирскому и Его родителям, а также к Тихвинской иконе Божьей Матери. Ангела-хранителя им в дорогу!

Строгие, сосредоточенные дни Великого Поста проходят под знаком покаяния. Но уж никак нельзя назвать их унылыми. Так природа незаметно, потаённо готовится к весне, к радостному «зелёному взрыву». Так и мы готовимся распахнуть наши души Воскресшему Господу.

Слава Богу за всё!

Вот и завершились долгожданные светлые январские праздники. В этом году нас ожидает ранняя Пасха. А значит, уже совсем скоро начнется Великий пост.

Митрополит Антоний Сурожский называет его временем радости, «потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить», «когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны».

Пост называют одним из самых действенных орудий в духовной борьбе. А всяким орудием нужно учиться владеть. Время подготовки к Великому посту включает в себя две сплошные седмицы, то есть недели без поста в среду и пятницу. На первый взгляд это кажется простым послаблением для укрепления верующих перед длительным воздержанием в скоромной пище. Но это не совсем так. Помимо укрепления телесных сил сплошные седмицы призваны укрепить христиан и духовно.

28 января отмечается неделя о мытаре и фарисее, затем с 29 января по 3 февраля длится сплошная седмица, поста нет. Неделя получила свое название от евангельской притчи.

Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став впереди, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же стоял вдали. Он не смел даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!»

Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Отменяя в эту седмицу в среду и пятницу уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. Святые отцы учат, что все это нужно исполнять, но видеть в этом средство к стяжанию духовных плодов.

В последний раз перед Великим постом мясо вкушается в неделю мясопустную, которая в этом году приходится на 11 февраля. С 12 по 17 февраля длится сырная седмица (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса). В народе эта седмица называется также масленицей. С одной стороны это время радостное, праздник наступающей весны, время встреч с близкими за праздничным столом, с традиционными блинами и народными гуляньями. Однако не следует забывать, что это неделя подготовки к Великому посту, когда из рациона исключаются мясные продукты, а в среду и пятницу не совершается Божественная Литургия, читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина. Сырная седмица – неделя примирения с ближними, осмысления предстоящего поста, определения его меры для себя в этом году, душеполезного общения.

Завершается масленица сыропустной неделей – прощеным воскресеньем, 18 февраля. Это последний день, когда можно употреблять в пищу молочные продукты. В этот день традиционно принято просить друг у друга прощения перед вступлением в пост. И прощать.

Прощаю всех, кого простить нельзя.

Кто клеветой мостил мои дороги.

Господь учил: «Не будьте к ближним строги.

Вас все равно всех помирит земля».

Прощаю тех, кто добрые слова

Мне говорил, не веря в них нисколько.

И все-таки как ни было мне горько,

Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.

Но местью душу я свою не тешил.

Поскольку в битвах тоже не безгрешен.

Кого-то и моя нашла стрела.

(Андрей Дементьев)

raspisanie logo

hram

Православный календарь

Яндекс.Метрика