11 мая, во вторник, особый день поминовения усопших в нашем храме состоялась Божественная литургия и панихида, которые возглавил настоятель храма прп.Александра Свирского на Соколиной горе иерей Василий Щур. По окончании Богослужения отец настоятель рассказал о Радонице и традициях, связанных с этим днем.
Души усопших предстают на Суд Божий, а мы - молимся об облегчении их посмертной участи. Все усопшие не верят, а уже точно знают о том, что Бог есть. Поэтому когда в Радоницу мы делимся с ними пасхальной радостью веры в Воскресшего Господа, то тоже получаем радость – радость достоверно-точного знания о Воскресении Господа Иисуса, рассказал батюшка.
Именно в Радоницу было заведено посещение мест захоронений, причем на селе часто при этом заказывали еще и Литию пред могилой - по каждому из усопших родственников. Традиция всем вместе ездить на кладбище не на Радоницу, а на Пасху, на специально выделенном верующим городском автобусе, появилась гораздо позднее – в советские годы гонений на Церковь. "Тогда это был один из способов отвлечь людей от посещения храма", - рассказал отец настоятель.
Основную часть проведи в день Радоницы батюшка разбору святоотеческого толкования на евангельское чтение дня:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы.
Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы;
а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
(Ин 3:16-21)
В евангельском чтении дня говорится, что Бог отдал Сына Своего Единородного пострадать и спасти мир от погибели греха. Победа над смертью открыла жизнь вечную праведникам, пребывающим до этого во аде. Таким образом, в свое Первое пришествие Господь пришел не судить, но преподать людям Истину и искупить Своею Кровью грехи всех людей.
Ветхозаветный закон устанавливал четкую меру ответственности за всякий грех. Так, украв одну монету, следовало вернуть четыре. Подобного рода четко прописанная справедливость привлекает многих и сегодня, хотя Господь принес в мир иной закон – закон любви и милосердия.
Многие искатели земной справедливости возмущаются, когда явный преступник остается без должного наказания. Такие люди не понимают, что милосердный Господь дает неправедным время для исправления - как Он дал тому разбойнику, что спасся только в последний момент, на кресте рядом с Ним.
Евангелие призывает нас всех жить во свете правды Божией. На что многие наши современники отвечают, что это невозможно. Но чем же так особенно наше время? Неужели легче жить по правде Божией было во времена войн, гражданских междоусобиц, гонений и революций?
Жизнь по правде Божией есть жизнь по закону Любви, как бы сложно и даже невозможно это временами не казалось. Внешнее исполнение молитвенных правил есть при этом самое простое, гораздо сложнее обстоит с изменением и очищением внутренним. Без Любви мы превращаемся в звенящий правильными словами пустой медный сосуд, не наполненный благодатию Духа Святаго.
Бог дал нам жизнь, чтобы мы прожили ее по Его спасительным заповедям. "Наша жизнь должна стать сораспятием со Христом, ибо иначе мы с Ним не воскреснем", - подчеркнул батюшка.
Главная преграда к жизни по правде Божией – это отсутствие любви. Невозможность прощения, невозможность любви ко ближнему есть лишь свидетельство нашей собственной гордыни. Чтобы обрести Любовь, надо прежде всего попросить о ней Господа.
Сколько человек стоит в храме, столько у них собственных "правд", каждая из которых должна быть восполнена до Истины правдою Божией. Любая же правда собственная, самим человеком выдуманная из благих побуждений, способна завести его лишь во тьму греховную, если только он не оставит ее ради правды Божией.
Мы должны просить у Господа сил на то, чтобы жить во славу Божию, а не для прославления самих себя, ибо наша собственная слава – никчемная и быстропереходящая. Уныние есть верный признак того, что человек упорствует в правде и справедливости, которую сам себе выдумал, ищет славы собственной, а не славы Божией. Именно поэтому мы и просим Господа исполнения воли Его, а не искаженной грехом воли нашей – подчеркнул батюшка.
Воистину Воскресе Христос!