26 декабря, в Неделю святых праотец в нашем храме состоялась Божественная Литургия с молебном по случаю благополучного окончания месяца. В субботу накануне служилась Всенощная. Череду Богослужений возглавил настоятель строящегося храма в честь прп.Александра Свирского на Соколиной горе иерей Василий Щур.
На запричастном стихе батюшка зачитал фрагмент недавнего доклада Святейшего Патриарха, являющегося правящим архиереем Первопрестольного града Москвы. В этом докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на ежегодном Епархиальном собрании, в частности, говорится о проблемах вакцинации и присвоения гражданам подтверждающих ее кодов.
Предстоятель Русской Православной Церкви отверг саму идею использования QR-кодов, равно как и прочих светских документов, используемых в качестве необходимого пропуска для посещения храма Божия, назвав это немыслимым. Вопрос же о вакцинации Святейший Патриарх Кирилл не отнес к вопросам православной веры, упомянув о том, что он сам прошел вакцинацию еще в прошлом году.
Батюшка подчеркнул, что Слово Святейшего Патриарха кладет конец всякого рода смущающим истинно верующих домыслам и разделениям во мнениях по поводу вакцин, кодов и прочего. "Человека отделяет от Бога лишь грех. Когда человек заботится о здоровье, он не идет тем самым против Бога, но напротив - сохраняет здоровье, полученное им как дар Божий", - сказал батюшка по прочтении Патриаршего Слова, которое целиком опубликовано на нашем сайте и выложено в печатном виде в притворе.
Господь говорит притчами, чтобы Его слово оказалось максимально понятным каждому человеку – сказал батюшка в последовавшей проповеди. Вместе с тем, смысл каждой евангельской притчи раскрывается все глубже по мере хода человеческой истории. Такова и притча воскресного дня в Неделю святых праотец – притча о званных и избранных, по поводу толкования которой отец Василий произнес слово пастыря.
Многие знают эту притчу почти наизусть. Безусловно, в ней говорится о том, что Господь призывает всех ко спасению души, и такое толкование абсолютно правильно. Вместе с тем, можно так же правильно истолковать ту же притчу и как приглашение верующих к Литургии. Ведь Причащение Святых Христовых Тайн есть величайшая трапеза из всех возможных в земной жизни. Но что мы отвечаем Господу на Его приглашение?
Может быть, мы говорим, что купили 6 соток земли под дачный участок, и нам поэтому некогда стало ходить на службу? Или же мы пренебрегаем Литургией ради "5 волов"? Под которыми св.праведный Иоанн Кронштадтский понимал ни что иное как символическое обозначение 5 человеческих чувств и желаний, вроде наесться, наслушаться, насмотреться, насладиться. Или же мы не ходим на Божественную литургию, ибо нас не пускает туда жена, муж, дети или прочие домочадцы?
Некоторые считают, что в наши дни жизнь совершенно иная, чем прежде. Но все три перечисленные выше отговорки уже приведены в тексте Евангелия, написанного тысячелетия назад:
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». (Евангелие от Луки 14:16-20)
В конечном счете, такого рода вера, полная отговорок и уступок самому себе, превращается во что-то вроде ежегодных походов в храм только за полезной для здоровья крещенской святой водой, а также, может быть, за освящением пасхальных куличей – в силу многолетней семейной традиции.
Кто же тогда регулярно ходит в храм, пока "званные", имеющие для этого все условия и приглашения, пропускают служба за службой? Туда ходят те, кем "званные" пренебрегали - подобно тому как, бывает, здоровые, богатые и сильные люди пренебрегают нищим, увечным или слепым, считая его заведомо ниже себя. В итоге же, Царствия Небесного раньше сподобится тот, кто услышал призыв Божий, откликнулся на него и был в храме, но кого привязанные к земным удовольствиям и заботам "званные" считали почему-то заведомо негодным для Царствия Небесного.
Простая арифметика показывает, что храм, вроде нашего, должен наполняться тысячами или даже десятками тысяч православных христиан каждое воскресенье. Но где же все они? "Если мы не слышим призыв Божий и пренебрегаем храмом, то мы не любим Его. Так будет ли нам тогда в радость вечное пребывание с Ним в Царствии Небесном?" – сказал отец настоятель.
Люди не ходят в храм, не участвуют в Таинствах еще и потому, что Христу часто противопоставляется эгоистичное и горделиво "я", которое является по сути ничем, в то время как Господь ожидает от нас послушания и смирения, сродни детскому – сказал отец настоятель.
После проповеди батюшка напомнил о приходской традиции встречать Новый год благодарственным молебном в день 31 декабря с началом в 23-00, с последующим за ним акафистом прп.Александру Свирскому, Утреней и ночной Божественной литургией.