13 февраля, в воскресенье, Неделю о Мытаре и фарисее в храме был совершен водосвятный молебен, состоялась Божественная Литургия. В субботу накануне служилась Всенощная. Череду Богослужений возглавил настоятель храма прп.Александра Свирского на Соколиной горе иерей Василий Щур.
В проповеди батюшка сказал, что наступает благодатное время для того, чтобы всмотреться в свою душу. В этом деле Церковь помогает верующим, установив постные дни и седмицы, смиряющие плоть для того, чтобы дух вознесся. Подготовка к Великому Посту начинается в Неделю о Мытаре и фарисее, с соответствующего евангельского чтения, передавшего нам слова Самого Господа:
...два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк.18:10-14, зач.89)
Мытарь и фарисей имеют разный дух – дух смиренный и дух гордый. Только смиренный Мытарь ушел в свой дом оправданным, то есть прощенным. Об этом стоит помнить каждому, кто встает на домашнюю или храмовую молитву, которая подразумевает смиренную мольбу о прощении грехов, осознание своей немощи и духовной несостоятельности в деле победы над ними. "Господь наделил нас многим, но без Его помощи мы не можем этим воспользоваться для борьбы со грехом, - подчеркнул батюшка. – Вот поэтому мы и не состоятельны".
"Боже! будь милостив ко мне грешнику!"- эти слова Мытаря являются прекрасным началом для любого молитвенного обращения ко Господу. В то время как мы вспоминаем и перечисляем свои грехи на Исповеди, Господь их уже знает и зрит – с каким сердцем мы стали пред Ним. Прощение Господа дается смиренным и кающимся, это прощение отделяет нас от содеянного греха и заново открывает путь к Богу.
Итак, воскресное чтение из Евангелия полагает начало того покаянного пути, который верующим предстоит пройти в Пост. До конца этого пути дойдет не самый сильный, умный или предусмотрительный, а тот, кто смиренно полагается на Бога, признает свою немощь в несении Поста, кается в грехах. Таким людям Господь помогает Своею благодатию, в то время как горделивым Бог противится.
Путь покаяния, поста, следования заповедям Господа – это путь тягот и гонений, о чем Святая Церковь напоминает верующим в апостольском чтении воскресного дня:
А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. (2Тим.3:10-15)
Испытания и искушения для верующего подобны закалке, делающей метал особенно прочным. Духовная закалка – это возможность проявить себя пред Господом, показать какой ты на самом деле.
Пост напрямую связан с испытаниями, поскольку мы вступаем в открытую борьбу со всем тем плохим и греховным, что укоренилось внутри нас. Сможем ли мы отказаться от ставшего привычным греха ради того, чтобы оказаться ближе ко спасению во Христе? "Человек справится с этой задачей, только если готов принять от Бога действенную помощь в виде божественной энергии благодати, истребляющей наш грех", - сказал отец настоятель.
Святые люди часто предстают в нашем воображении в виде духовных победителей, в то время как сами они смиренно молили Господа о помощи в духовной немощи, говоря подобно Мытарю: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!"
Сегодня же бывает так, что, горделиво войдя в храм, современный человек покидает его столь же гордо. В то время как настоящее молитвенное общение со Господом подразумевает умягчение злых сердец, включающее ослабление и истребление греха гордыни. "Чем вообще может гордиться тот, кто знает закон Христов и нарушает его? Многие сегодня озабочены лишь охраной и обороной зоны легкой и комфортной жизни, желая, чтобы им служили и о них заботились, в то время как сами не готовы служить никому. Признание своей духовной и телесной немощи и слабости пугает таких людей, а просить о прощении – дело для них непосильное", – рассказал батюшка.
Итак, чтение о Мытре и фарисее призывает нас, прибегая ко спасительным таинствам Исповеди и Причастия, избрать направление предстоящей духовной жизни. Кто же я – Мытарь или фарисей? Что мне на самом деле ближе - гордыня или смирение?
Современный мир постоянно навязывает свои правила и ценности, далекие от Христа или даже противоположные заповедям Божьим. Так и поезд, - в своем движении, - незаметно для пассажиров проходит через многочисленные железнодорожные "стрелки", дающие возможность выбора пути. "Помоги нам Бог вовремя замечать и выбирать тот спасительный жизненный путь, который ведет ко Христу, - сказал батюшка. - Все остальное в жизни теряет свою силу, ведет в никуда, ибо оказывается временным и переходящим - заканчивается рано или поздно".
Есть люди, которые ходят сейчас веселиться по гостям, наедаются впрок, запасают постные продукты, "готовясь" так к Посту: "В то время как нужно пристально всмотреться в себя, осмыслить состояние своей души. Следует правильно выбрать духовное направление и определить, что мне надо, чтобы Пост оказался действительно полезным, ведущим ко спасению", - подчеркнул батюшка, призвав верующих начать готовиться к Посту с покаяния и Причастия. Начинать В начале любого делания следует смиренно напомнить себе – все находится в руках Господа, сказал отец Василий, завершая проповедь.
Также батюшка напомнил о том, что предстоящая сплошная седмица не имеет постных дней, что, конечно же, не подразумевает чревоугодие и полную вседозволенность в еде: "Не следует поститься, когда не нужно. Но по благословению можно даже на сплошной седмице воздержаться от скоромного накануне Причастия", - пояснил отец Василий.
После предстоящей воскресной Литургии в Неделю о блудном сыне отец настоятель приглашает всех желающих остаться после службы на беседу с батюшкой о Великом Посте, в ходе которой можно будет задать вопросы о духовно-правильном пощении.
Слава Богу за все!