20 февраля, в Неделю о блудном сыне состоялся молебен и Божественная Литургия, которую возглавил настоятель строящегося храма прп.Александра Свирского на Соколиной горе иерей Василий Щур, прочитавший проповедь на евангельское чтение воскресного дня.
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лк. 15:11-32)
Приближается Великий Пост – время покаяния, к которому готовит нас Церковь. Притча о блудном сыне – это образный и доходчивый пример покаяния.
Отец в притче символизирует Бога, сыновья – всех нас. Изначально Бог дал первым людям лишь одну заповедь, нужную чтобы вечно пребывать с Ним в радости. Но люди возжелали для себя других радостей – не Небесных, но земных. Так и блудный сын покидает отца, возжелав для себя иной жизни.
Блуд - это предательство, оскверняющее брак, разрушающее целомудрие. Так и младший сын предает отца, оставляя его. Опомнившись, он решает вернуться к отцу с искренним покаянием, уже не стремясь вернуть себе сыновний статус, но заранее соглашаясь на положение раба или наемника.
Охвативший блудного, предавшего отца сына голод символизирует лишение Небесной радости, благодати Божией, возможности общаться с Ним через молитву, а также - благодаря спасительным Таинствам Церкви. Так и отвернувшийся, было, от Бога человек, тоже стремится в храм, испытав жизненные трудности и лишения.
Важно и то, что блудный сын не ограничивается покаянием мысленным и словесным – он действительно идет к своему отцу, чем совершает необходимое для действительного покаяния действие. Он снова обретает необходимую для этого волю, утраченную за время греховной жизни. Здесь сын похож на спешащего в храм Божий грешника, стремящегося скорее примириться с Отцом Небесным.
Спешащий навстречу сыну-грешнику отец видит искренность его покаяния и немедленно прощает его. Важно то, что сын признает что он, прежде всего, согрешил "против неба", то есть против Бога и Его заповедей. Этим он подает пример, необходимый всем нам: "Получив прощение здесь, на Исповеди, человек становится небожителем, допущенным в Царствие Небесное, ставшим его частью", - подчеркнул батюшка.
Пост помогает, но не заменяет собой покаяние. Очень часто человек придумывает себе всякого рода отговорки, почему он не идет на Исповедь. За этими отговорками обычно скрывается желание пожить еще той легкой и комфортной жизнью, которую он себе устроил. Такой человек пойдет в храм не раньше, как пресытится всеми возможными удовольствиями или же серьезно заболеет. Вера такого человека есть не более чем самообман, ибо фактически он выбрал себе жизнь во грехе, которая ему ближе жизни с Богом.
Старший брат вознегодовал против пира, устроенного отцом в честь возвращения блудного младшего сына. Так и мы часто негодуем, когда видим, что дела ближнего пошли хорошо. Пир можно понять как благодатную Божественную энергию, помогающую истребить укорененный грех, который человек сам истребить в себе не может.
Первые люди поверили бесу, внушившему им отказаться от радости Небесной. Они не принесли Богу немедленного и искреннего покаяния. Так и мы, бывает, даже обнаружив склонивший нас ко греху бесовский подлог и обман, не спешим покаяться, испытывая ложный стыд попросить у Господа прощения. Этот стыд ложный потому, что не удерживает нас вовремя от совершения греха, но мешает прийти на Исповедь – мешает нам совершить действие, подтверждающее искренность раскаяния перед Богом.
Важным в притче является то, что младший сын поспешил к отцу – поспешил потому, что жизнь каждого из нас конечна. Мы тоже не должны медлить, откладывать покаяние на другой день и месяц, который для нас может и не наступить. Возможность покаяния открыта для православных христиан, мы должны ценить и дорожить тем, что к ним относимся – подчеркнул батюшка, завершая проповедь.
Отец настоятель поздравил причастившихся, огласил список Богослужений на предстоящей седмице, в том числе в пятницу, день памяти Иверской иконы Божией Матери, и в Мясопустную родительскую субботу.
Батюшка попросил наших дальнейших храмовых и домашних молитв о строительстве и строителях нового храма, рассказал о позитивных подвижках в деле подбора новой строительной компании.
Также батюшка попросил нашей молитвенной и финансовой помощи в деле остекления нижнего, цокольного этажа храма: "Окна уже заказаны, но остается собрать еще более 200 тысяч рублей, чтобы за них расплатиться. Деньги нужно заплатить к началу марта, притом что финансовые возможности прихода сейчас ограниченны – зимой практически все наши сборы пожертвований уходят на обогрев и коммунальные платежи. Давайте помолимся, чтобы успеть найти дополнительные средства", - сказал отец настоятель.
Чтобы успеть прочитать Псалтирь за Великий Пост нужно 20 человек: "В прошлые годы у нас набиралось до трех таких "двадцаток"", - вспомнил отец Василий. На сегодня уже собрана первая "двадцатка", формируется вторая.
Кто желает поддержать эту нашу приходскую традицию, может записаться за свечным ящиком, где новоначальным подробно объяснят где, как и когда нужно читать дома "неусыпаемую" Псалтирь в свой черед. "Списки читающих Псалтирь должны быть составлены до субботы, каждый читающий может подать до 10 имен своих усопших сродников и до 10 имен за здравие", - в частности, напомнил батюшка.
В следующее воскресенье, сразу после службы будет беседа с отцом настоятелем о духовных вопросах на тему Великого Поста и покаяния. Любые дополнительные вопросы от себя лично можно будет задать после рассказа батюшки или же написать ему записочку заблаговременно.
Слава Богу за все!