15 января, в воскресенье, Неделю 31-ю по Пятидесятнице, память прп. Серафима Саровского, чудотворца в нашем храме был совершен молебен, затем - Божественная Литургия. Накануне служилась Всенощная с Литией. Череду Богослужений возглавил настоятель храма прп.Александра Свирского иерей Василий Щур, обратившийся в воскресенье к прихожанам с пастырским словом.
Батюшка напомнил, что Иоанн Креститель призывал людей начать путь ко спасению через покаяние. "Но возможно ли спасение для тех, кто сам не желает спастись, для тех, кто не верует или же верует, но не в Бога?" – спросил прихожан отец настоятель.
Без истинной веры спастись невозможно, тем же, у кого вера крепка, Господь дает то, что кажется невозможным неверующим. Так, в Евангелии от Луки сказано:
И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас.
(Лк 17:5,6)
Перед верующими в Бога евреями расступилось море, что спасло их от преследования фараона. Преподобная Мария Египетская, давшая поразительный пример веры, поднималась в воздух во время молитвы, а также ходила по воде, как по суше. Подобных, удивительных примеров в Библии много.
Когда мы получаем долгожданный подарок, то иногда не можем заснуть от радости. Точно так же и вера есть ни что иное как подарок от Бога. Относиться к этому Божественному подарку надо не только трепетно, но и с великим смирением.
Если же человек не имеет смирения, то имеет гордость, которая оставляет человека как бы наедине с самим собой, и тогда он обязательно припишет дар веры своим заслугам.
Далее в Евангелии сказано:
Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
(Лк 17:7-10)
Говорящий так слуга ни в коем случае не порицает своего Господина, не приписывает себе тех трудов, которые он полагал, работая весь день. Мы тоже не должны приписывать себе тех достоинств, которыми Господь наделил нас по той только уже, одной причине, что получили их даром – даром от Господа.
Делая добрые дела, мы также ни в коем случае не должны их как-то приписывать себе, своему труду и ожидать того или иного воздаяния. Иначе утрачивается сам смысл доброделания, которое человек полагает в жертву, угодную Богу, но вместо этого поощряется гордыня, ведущая к потере веры, а значит - и к погибели для жизни вечной.
Опыт общения священника с современными людьми учит, что сейчас много таких, кто полностью обеспечил себя материально, достиг всего, чего только можно пожелать и … глубоко несчастен. Будучи на людях, такие горделиво, но притворно демонстрируют, как наслаждаются жизнь, но наедине с собой – страдают. Другой пример подобных же страданий и несчастья – неустанные попытки улучшить и исправить себя так, чтобы стяжать духовную радость и благодать Божию, причем попытки эти неизменно оканчиваются ничем. Оба эти случая объединяют опора на одни только свои силы, проистекающая от все той же гордыни.
Умножь в нас веру – так просят Господа даже Христовы Апостолы, но не большинство современных людей. Но ведь если мы не просим, то вряд ли и получим, не так ли?
Человек, который не ходит в храм, может отговариваться тем, что Бог у него в душе. Но никакой "бог в душе" не заменит возможность Причастия Святых Христовых Тайн. "Бог в душе" подобен всем прочим рукотворным "богам", созданным человеком для собственного успокоения. В дороге, дома, на работе и прочих местах человек может молиться Богу, и это правда, но это неправда, когда говорят, что по этой причине можно обойтись без храма и Причастия.
Милостию Божией, преподобный Серафим Саровский получил в ответ на неустанные труды и молитвы такой дар, что стал духовным светочем для многих и многих людей. Мог ли он или любой другой святой учить людей тому, что Бог у них "в душе", а священник – это не Самим Богом утвержденный для спасения людей служитель Церкви, а … посредник, который не нужен.
Соответственно, людям с "богом в душе" храмы тоже не нужны: "Зачем нам храмы? Нужны школы, больницы…", - так они говорят и пишут в соцсетях. Но кто же им в том препятствует? Кто мешает выйти из соцсетей, засучить рукава и начать строить те школы, детские сады и больницы, которые нужны?
"Бога в душе" давно следовало бы назвать своим именем – бес в душе, который засел там глубоко и фактически руководит поверившим в него человеком, делает его настоящим рассадником заразительного своею кажущейся убедительностью безумия, увлекающего его и других к духовной погибели.
Согласно недавним опросам, более 60% россиян считают себя православными. Но где они? Почему их нет в храме хотя бы в воскресенье? В какого Бога они тогда верят – не в того ли самого "бога", что у них "в душе"?
Многие говорят, а зачем обо всем этом проповедовать, обличать, ругать? Зачем, например, говорить про беса в душе – не лучше ли о чем-то приятном?
Дело в том, что священник никогда и никого не ругает, но обязан перед Богом вовремя обратить внимание человека на его жизнь с целью духовного пробуждения ко спасению. Если же священник руководствуется иными соображениями, то ему предстоит держать за это ответ перед Господом – отвечать за то, что священник этот знал, но не предупредил человека об увлекающей того к погибели страсти, или о смертном грехе, или об убаюкивающей ложной убежденности, что в душе у него не самый что ни на есть настоящий бес, а якобы Бог.
Проповеди имеют ту цель, чтобы пробудить человека от сладкого сна в пучине греха и начать своим благодарением и упорным духовным трудом стремиться стяжать Любовь Бога Живаго – Того, Который есть везде, во всем мире, а не того, который "в душе", рассказал в воскресной проповеди батюшка.
Слава Богу за все!