5 февраля, в воскресенье, Неделю о мытаре и фарисее, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялся молебен перед началом доброго делания, после которого началась Божественная Литургия. Затем служилась Лития с поминовением всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. В субботу накануне была совершена Всенощная с Литией. Богослужения возглавил настоятель храма прп.Александра Свирского на Соколиной горе иерей Василий Щур, посвятивший проповедь теме смирения в молитве, раскрытой через евангельскую притчу дня.
два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк 18:10-14)
Чем гордился фарисей? Фарисеи тщательным образом исполняли букву Закона Моисеева с присовокупленными к нему всевозможными правилами. Одним из существенных законных установлений была десятина, дающая возможность левитам осуществлять свое служение. Фарисеи же, нередко "перевыполняли" обязанность жертвовать десятину храму – например, сдавали десять процентов собранного тмина, мяты и других саморастущих на всяком восточном огороде трав, чего Закон не предусматривал. Также фарисей хвалится тем, что постится два раза в неделю, притом что Закон требовал от него поста лишь один раз в год.
Такого рода "перевыполнение" Закона Моисеева, слепое исполнение его буквы можно смело назвать чисто внешним и пустым, не относящимся к сути. Поскольку же вся эта мелочная суета начинает давать поводы к гордыне и осуждению, то эту фарисейскую деятельность можно с уверенностью назвать духовно вредной.
На первый взгляд, молитва фарисея есть благодарение Богу, вопрос лишь в том – за что? Фарисей благодарит Бога за то, что у него есть мнимые поводы возносить себя надо всеми прочими и остальными, такими как кающийся мытарь, скромно стоящий поодаль, в то время как сам фарисей гордо вышел вперед.
Фарисей сам себя возвел на недостижимую для большинства духовную высоту. Он осуждает других, подробно перечисляет Всеведающему Богу свои собственные заслуги и достижения, притом что больше ему сказать Богу нечего - поводов для покаяния он не видит.
Мы же и сегодня повторяем на молитве смиренные слова мытаря «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!», приписывая все хорошее – Богу, а грехи – себе. Мы не говорим, что мытарь был святым и праведным, но повторяем именно его слова, а не горделивого фарисея. Смирение необходимо для того, чтобы наша молитва поднялась к Небу, как дым от жертвенного костра Авеля, и была услышана Богом. Священнику часто приходится слышать на Исповеди о том, что человек не может вспомнить грехов, не может молиться. Притчей о фарисее и мытаре Господь вразумляет таких людей, учит правильной молитве.
Для молитвы нужно взращивать в себе смирение, а без смирения был бы невозможен подвиг чествуемых сегодня мучеников и исповедников Церкви Русской, сохранивших веру в тюрьмах, ссылках, пред лицом гонителей. Их подвиг сохранил православную веру и заново подарил ее нам. Не все святые имена новомучеников нам известны и прославлены через канонизацию, в день их соборной памяти в православных храмах по традиции служится Лития по всем пострадавшим от безбожных гонений – рассказал батюшка.
Слава Богу за все!