12 февраля, в воскресенье, Неделю о блудном сыне, Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого состоялись водосвятный молебен и Божественная Литургия, вечером накануне - Всенощная. Богослужения совершил настоятель храма прп.Александра Свирского на Соколиной горе иерей Василий Щур, посвятивший проповедь евангельской притче дня.
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся».
(Лк 15:11-32)
По Закону Моисееву младший сын имел право на треть отцовского наследства. Можно предположить, что власть отца тяготила младшего сына. Отец не стал ему препятствовать, выдал его долю от отцовского имения и отпустил в дальнюю чужую сторону – страну греха и страстей, страну без Бога, царство диавола.
Святоотеческое толкование учит, что отец представляет в притче Отца Нашего Небесного, а сыновья – христиан, которым предоставлено изобилие благодатных Таинств и отеческой любви Господа нашего Иисуса Христа. Младший сын служит предостережением тем, кто в какой-то момент устает от Заповедей, от церковной жизни, от духовной борьбы и лишает себя благодати Божией. Былое стремление к праведности заменяет такому человеку служение страстям, что можно назвать блудным и распутным.
Однако диавол не может дать человеку радости духовной, ибо лишен ее сам. Речь может идти лишь о радости телесной, которая временна и переходяща. Взамен кажущейся поначалу свободы, блудный сын обрел, в итоге, обязанность ухаживать за свиньями, являющимися наглядным и ярким символическим образом грязи физической и духовной. Живя со скотом, можно только оскотиниться самому. Подобно тому, как нельзя насытиться по-настоящему, питаясь свиным кормом, нельзя утолить и духовный голод, живя без Бога.
Результатом стало то, что блудный сын "пришел в себя" – это выражение свидетельствует, что до этого он пребывал как бы вне себя, ведя себя недостойно. Младшему сыну стало очевидно, к чему привело его пренебрежение отцовской волей и любовью.
Одного только ясного осознания пагубности последствий своей распутной жизни недостаточно, ибо нужно покаяние – такое, какое было у Апостола Петра, но не было у Иуды.
Вместо того, чтобы сомневаться в Любви Божией, Его готовности принять покаяние, следует спешить принести его, ибо дни земной жизни каждого из нас сочтены. Любовь, прощение и покаяние понадобятся нам в предстоящем Великом посту. Воздержание, молитвы и прочее делание умягчает наше сердце ко ближним. Без прощения же, душа погружается во мрак жизни без Бога. Нежелающие прощать, возомнившие о себе пусть вспомнят, что каждый человек из праха вышел и в прах возвратится – так кто мы такие, чтобы не прощать? Притча учит нас, чтобы и мы старались прощать, просить прощение первыми, подобно отцу из притчи, вышедшему навстречу вернувшемуся блудному сыну. Это как раз та несомненная правда исполнения Христовых Заповедей, за которую сегодня отдают жизни те, кто защищает нас от греховного образа жизни, навязываемого западными странами, - подчеркнул батюшка.
Слава Богу за все!