25 февраля, в воскресенье, Неделю о мытаре и фарисее, память Иверской иконы Божией Матери состоялись благодарственный молебен и Божественная Литургия. В субботу накануне служилась Всенощная. Череду служб совершил настоятель храма прп.Александра Свирского, строящегося на Соколиной горе иерей Василий Щур, произнесший проповедь на воскресное евангельское чтение, давшее название Неделе.
…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк. 18:10-14)
Притча о мытаре и фарисее дает образец правильной молитвы на примере двух людей. Первый из них – фарисей – перечисляет несомненные (для него) заслуги.
Так, иудеям достаточно было поститься лишь раз в году, он же постился дважды в неделю. Также он отдавал положенную десятину не только с полей, что было достаточно, но еще и с огорода. Характерно, что от перечисления всех своих перевыполнений положенных иудеям норм, он переходит к осуждению ближних. Это и есть образец того, как молиться не нужно.
Второй пример подает нам мытарь, который боялся даже возвести очи, моля лишь о том, чтобы Господь его помиловал. Господи, помилуй мя, грешнаго – эти слова Церковь поставила нам в пример должного отношения к молитве.
Действительно, фарисей вышел из храма вместе со своей гордыней, поскольку не искал в молитве спасительного покаяния. А вот мытарь получил некоторое оправдание.
Итак, настоящая молитва невозможна без смирения, что подразумевает меру во всем. "Божия бо благодать, как дождь тихий, снисходит на молящегося, и орошает сердце его, и плодоносным творит к творению добрых дел", - учил свт.Тихон Задонский.
Созерцание духовными очами своих немощей способствует благодатному их исцелению, хотя легче и приятнее рассматривать и перечислять свои заслуги, пусть и кажущиеся. Поэтому каждому из нас гораздо проще подражать фарисею, нежели мытарю.
Созерцание своих немощей ведет к их осознанию, пониманию их ненужности. Со смирением призывая в молитве благодать Божию, человек обретает шанс на уврачевание этих немощей.
Святитель Тихон Задонский пишет об этом так, подавая нам практический совет стяжания смирения: "Не имеет человек истинного смирения в себе — Божия благодать показывает ему его нищету, убожество, бедность, окаянство, подлость и ничтожество, и так, познавая себя, человек смиряется и не надеется на себя ни в чем, одному только всемогуществу, премудрости, благости и милосердию Божию предается".
Человек, который встает на молитву, должен понимать, что она скорее будет услышана Богом, если у человека есть смирение, осознание своего недостоинства. Бог же непрестанно печется и заботится о нас. Соединение благодарения со смирением благоприятствует благодати Божией, врачующей немощное состояние, укрепляющей на пути ко спасению.
Молитва мытаря – это один из великого множества примеров смирения. Главный же пример преподал Сам Господь, который смиренно взошел на Голгофу, открыв путь ко спасению для всех нас. Другой пример великого смирения – смирение Божией Матери, с которым она приняла все, что выпало ей в земной жизни. Обращая к Ней свои молитвы, мы тоже просим Матерь Божию об обретении смирения.
Итак, Пост сосредотачивает наше внимание на грехе, а также на том, что мы имеем все необходимое для того, чтобы от него избавиться и войти в Царствие Небесное.
Путь к радости вечной жизни проходит через храм, где мы не должны молиться так, как это делал фарисей: "Горделивое устроение ума проявляется не только в молитве, но и на Исповеди, во время которой человек перечисляет свои добрые дела, а на вопрос о грехе – теряется, не зная, что ответить. В то время как святые отцы советуют со смирением приписывать свои добрые дела не себе, но благодатной помощи Божией", - рассказал отец Василий.
В заключение батюшка напомнил о том, что седмица о мытаре и фарисее сплошная, что исключает посты, но не подразумевает чревоугодия.
Слава Богу за все!