Дорогие братья и сестры! Хочу поделиться с Вами своими впечатлениями, от посещенной мною 8 марта 2017 года в составе группы прихожан нашего храма, замечательной экскурсии по одной из старейших улиц Москвы.
О том, что состоится экскурсия по Москве, я узнала из объявления в нашем храме. Решив, воспользоваться появившейся возможностью послушать интересный рассказ о родном городе замечательного экскурсовода, я ранним утром 8 марта собралась в дорогу. Встреча была назначена у памятника героям Плевны, что в самом центре Москвы, на площади Ильинские ворота (метро Китай-город). Нас встретила очень приветливая женщина-экскурсовод Татьяна Станиславовна. О ней хочу сказать отдельно. По роду своей деятельности (я учитель) мне приходится встречаться с разными экскурсоводами, но Татьяна Станиславовна меня просто очаровала. Такого знающего, внимательного, любящего своей город и свою профессию человека встретишь редко. Спасибо ей большое. И так вернемся к началу нашего маршрута.
Памятник-часовня гренадерам русской армии, павшим в бою под Плевной, вовремя Русско-турецкой войны 1877-1878г. Внешний вид часовни массивен. Чугунный восьмигранный шатер на низком постаменте венчает православный крест. Боковые грани памятника дополнены четырьмя горельефами: русский крестьянин, благословляющий сына-гренадера перед походом; янычар с кинжалом, вырывающий ребенка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; раненный русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины. На гранях шатра надписи: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.», «В память войны с Турцией 1877-78 годов» и перечень основных сражений – «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали», слова Иисуса Христа: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». История этого памятника-часовни, как и многих культовых сооружений в XX веке трагична. После 1917 года большая часть внутреннего убранства была утрачена, часовня была закрыта и разграблена. В ней устроили отхожее место (городской туалет). В таком обезображенном виде памятник-часовня простоял до начала 1950-х годов. Частично часовня была восстановлена, восстановили крест и позолотили надписи, но без богослужений памятник-часовня быстро разрушался. Вновь часовня открыта в 1998 году. И Слава, Богу!
Поворачиваем на улицу Маросейка (1954—1990 — улица Богдана Хмельницкого). Маросейка является частью древней Покровской улицы и получила своё название в XVII веке по Малороссийскому подворью (с искажением Маросейка —Малоросейка). В подворье останавливались приезжавшие из Малороссии представители малороссийских гетманов. Перед нами Храм Святителя Николая в Кленниках. Этот храм расположен в самом начале улицу Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город». История храма насчитывает не одно столетие. Впервые на этом месте была возведена деревянная церковь еще в середине 15 века. Из рассказа экскурсовода я узнала, что в начале XX века в этом храме священствовал широко известный священник Алексий Мечёв, прославленный в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. В течение почти 60 лет – с 1932 по 1990 гг. – храм был закрыт, разорен и использовался как подсобное помещение, но ныне возобновлен. В Храме святителя Николая в Кленниках сугубо почитаются две великие святыни - местночтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского. Мы приложились к ним.
Далее наш путь лежал в Большой Златоустинский переулок. Название возникло в XVIII веке; дано по Златоустовскому (в честь Иоанна Златоуста) монастырю, известному по документам с 1412 году (разрушен в 1933 г.). В 1923—1993 гг. переулок именовался Большим Комсомольским: рядом с этим переулком находился Центральный комитет ВЛКСМ. В 1994 году исходное название возвращено, но монастыря уже нет. Как рассказал нам экскурсовод, на монастырском кладбище были погребены князья Хилковы, Мосальские, царевичи Касимовские, Ф. М. Апраксин, любимец Петра граф А. И. Румянцев и другие. В 1933 году Златоустовский монастырь закрыли и сломали, кладбище заровняли. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. Грустно!
Идем дальше. Перед нами очень красивый дом. Сейчас в здании посольство Республики Беларусь. Здание, известное как дом П. А. Румянцева, было выстроено в 1780-х гг. для М. Р. Хлебникова — заказчика строительства церкви Космы и Дамиана.. В этом усадебном доме на Маросейке бывали многие именитые люди: В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, И. И. Дмитриев. Это неудивительно: граф не только владел великолепной художественной коллекцией, но и содержал свой крепостной театр. Современный облик здание приобрело в 1880-х годах.Тогда же на месте сада Румянцева появился корпус с квартирами, сдаваемыми внаймы. На воротах усадьбы сохранилась табличка с надписью «СВОБОДЕНЪ ОТЪ ПОСТОЯ», которая указывала на то, что домовладельцы уплатили налог на строительство военных казарм..
Церковь бессребреников Космы и Дамиана Ассийских на Маросейке. В XVIII веке здание храма обветшало и грозило обрушением. Для его перестройки был приглашен один из лучших архитекторов своей эпохи — М. Ф. Казаков. Строительство проходило медленно, несколько раз останавливалось и в итоге продлилось с 1791 года по 1803 год. Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел — Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного — единственный в Москве случай. Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский. После революции храм оказался закрыт и в конце 1920-х годов под предлогом расширения улицы назначен к сносу. Тем не менее, решение об уничтожении церкви не было претворено в жизнь. Вместо этого в ней устроили склад, художественные классы и пивную, потом их место заняла мастерская автомакетов, затем — клуб автомототуристов. В процессе приспособления оказалось почти полностью утрачено внутреннее убранство храма, но внешне он практически не изменился и не был радикально перестроен. С 1993 года здесь возобновились богослужения..
Справа от дома Румянцева Армянский переулок (название с конца XVIII века, ранее также Артамонов переулок, Никольский переулок, Столповский переулок). На этом перекрестке улица Маросейка переходит в улицу Покровка.
Улица Покровка (в 1940—1992 гг. — ул. Чернышевского). Улица названа по церкви Покрова Божьей Матери, или Покрова в Садех (у великокняжеских садов), впервые упомянутой в 1488 г. и находившейся в начале Маросейки, на месте дома № 2 (Маросейка до конца XVII в. не выделялась в особую улицу).
Идем дальше. Впереди мало приметное двухэтажное строение.Здесь когда-то, рассказывает нам экскурсовод, была самая знаменитая приходская церковь старой Москвы, освященная в честь Успения Божией Матери. Прозванная «восьмым чудом света», она была таким же национальным символом Москвы, как Андреевская церковь для Киева или храм Илии Пророка для Ярославля. Разрушение этой церкви стало одним из самых страшных преступлений в русской истории. Построена она была в 1695—1699 гг на средства купца Сверчкова, который пригласил для работ украинского мастера или крепостного крестьянина-зодчего Петра Потапова, чье имя теперь носит Потаповский переулок. Успенская церковь восхищала и иностранцев, побывавших в Москве. Для архитектора В. В. Растрелли, величайшего мастера барокко, она стала целым творческим вдохновением: именно ее он взял за образец для своего Смольного собора в Петербурге. Даже Наполеон был потрясен этой церковью и, по легенде, поставил особый караул охранять ее от пожара и мародеров. Впрочем, другая легенда гласит, что он приказал разобрать ее по кирпичику и перенести в Париж. Есть еще сказание, будто наполеоновский маршал (вероятно Мортье, что занял дом графини Разумовской в начале Маросейки), увидев церковь, воскликнул: «О! русский Нотр-Дам!» Другое предание приписывает это высокопарное восклицание самому Наполеону. Так или иначе, храм от пожара 1812 года поистине чудом не пострадал. Но была ли в этом заслуга Наполеона? После революции Успенская церковь действовала очень долго по московским меркам – до 1935 года. Нарком-богоборец Луначарский сам был в числе ее поклонников: именно по его инициативе в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь крепостного мастера, и вообще он хлопотал о церкви, сколько мог. Перед сносом провели необходимые научные работы и обмеры. Два резных наличника и фрагменты фасада передали в музей при Донском монастыре, верхний иконостас 1706 года – в Новодевичий монастырь, где он был поставлен в надвратном Преображенском храме. Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания, на ее месте образовался пресловутый скверик с березками на углу Покровки и Потаповского переулка. Долгое время там была пивная, а потом кафе. Экскурсовод показала нам гравюры и старые фотографии с изображением этой церкви. Она поражает воображение. Поражала... Русский зодчий Василий Баженов считал Успенскую церковь одним из красивейших зданий в Москве и «ярко национальным» творением.
Далее наш путь лежит в Храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот. Главными святынями этого храма являются, икона Божией Матери «Три Радости» и икона прп. Давида Гареджийского с частицей его мощей. Икона Божей Матери «Три Радости» необычна это точный образ католической иконы Божьей Матери «Святое семейство».
Так незаметно, посещая храмы мы дошли до великолепного нарядного здания - усадьбы Апраксиных-Трубецких (дом-«комод»). Усадьба была построена в 1769 году в стиле барокко архитектором школы Б.Ф. Растрелли для графа М.Ф. Апраксина.
Дом имел не вполне обычный вид для конца XVIII века, когда господствовал стиль классицизм. Из-за этого он получил у москвичей название «комод».
А слева весьма необычное здание. Церковь Воскресения Словущего на углу Покровки и Барашевского переулка. Первая церковь на этом месте была известна еще в XVI в., тогда она называлась Успенскою. В 1620 году она значится уже как Воскресения Словущего. В середине XVII в. был построен каменный Воскресенский храм.
Церковь выполнена в стиле барокко, ее большое высокое здание выстроено «кораблем». Храм, поставленный своим протяженным фасадом вдоль улицы Покровка, стал новой архитектурной доминантой этой части района. Двухъярусный храм был увенчан деревянной позолоченной главой в виде короны. Легенда связывала корону с тем, что якобы здесь, в церкви Воскресения, происходило тайное венчание императрицы Елизаветы Петровны с графом Алексеем Разумовским. Церковь закрыли в 1929 г., в 1930 – обезглавили (позолоченная корона не сохранилась), колокольню разобрали до первого яруса. Внутреннее убранство утрачено. Здание отдали МВД и приспособили под административные нужны. Храм до сих пор не возвращен верующим, его реставрация в ближайшее время также не предвидится..
В глубине Барашевского переулка видна церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле московского барокко. Храм Патриаршего подворья Представительство Кишиневско-Молдавской метрополии при Патриархе Московском и всея Руси. МАЛОРОСИЯ!.
Я рассказала о том, что меня больше всего потрясло, но это не все, что мы увидели. На нашем пути был и самый первый высокий дом Москвы, и царские палаты, и здание налоговой службы «Маросейка12». Наша экскурсия продлилась, чуть больше заявленного времени, но усталости мы не ощутили. Маросейка встретила нас пасмурным утром, а Покровка провожала нас солнечным днем. Выразив желание продолжить путешествовать по Москве, мы попрощались Татьяной Станиславовной.
Спасибо отец Василий, за заботу о нас своих прихожанах.