Храм преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Нам помогают:

dar rechi 1

 

 

Прием записок

Сайт посетило:

113217
СегодняСегодня128
На этой неделеНа этой неделе573
В этом месяцеВ этом месяце7222
ВсегоВсего1132171

Пешая экскурсия_1

   В воскресенье 26 марта, после божественной литургии, как и было, обещано мы вновь собрались в центре Москвы на пешую экскурсию. Ничто не смогло нам помешать!  Даже ремонтные работы в метрополитене, из-за которых нам пришлось перенести место встречи с нашим экскурсоводом Татьяной Станиславовной.  В это раз нам предстояло пройти по исторической части Ивановской горке. Эпитетом нашей экскурсии могут служить слова Марины Цветаевой:

    «Ты постом говей,

     Не сурьми бровей

     И все сорок -- чти --

     Сороков церквей.

     Исходи пешком – молодым  шажком! --

     Все привольное

     Семихолмие.»

   Ивановской горкой называют не сам холм, а только его часть, которая имеет крутой спуск к Москве-реке. Территорию горки ограничивают улицы Солянка и Лубянка, Покровка и Маросейка, Яузский и Покровский бульвар.

   Пройдя немного вперед по Покровскому бульвару, мы увидели раскопанные остатки Белого города. Как рассказал нам экскурсовод, они были обнаружены при строительстве подземной парковки на Хохловской площади.  Уникальность находки в том, что до сих пор взглянуть на такое было невозможно, ранее обнаруженные остатки стен Белого города либо исследовались и вновь засыпались, либо —— разрушались при строительстве метро. Сегодня полюбоваться древними творениями может любой. Правда, сейчас сверху они прикрыты временным навесом.

   С Покровского бульвара мы свернули в Хоховский переулок. Название Хохловский употребляется с 17 века, по местности Хохлы или Хохловка, в которой селились украинцы. Возникновение этого названия, возможно, связано с близостью к Маросейке, где в то время находилось Малороссийское (Украинское) подворье.

   В том месте, где Хохловский переулок изгибается под углом 90 градусов, стоит храм Троицы Живоначальной в Хохлах. Церковь знаменита своей главной святыней - иконой Божьей Матери «Взыскание погибших». На ограде храма на больших фотографиях можно увидеть всюисторию, связанную с этим местом. Настоятелем этого храма является ПротоиерейАлексей Уминский ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия».

   Нам удалось зайти внутрь и увидеть внутреннее убранство храма. В дневное время храм закрыт, там идет уборка, но, Слава Богу, нам удалось зайти.

   Идем дальше. На противоположной стороне улицызнаменитые палаты дьяка Емельяна Украинцева, управлявшего Посольским приказом (т.е. МИД) Он был послом в Турции (возможно, именно он привёз оттуда Абрама Петровича Ганнибала), Швеции,  Голландии. Но в 1709 году будучи главой Провиантского приказа, был уличён в злоупотреблениях и, несмотря на 60-летний возраст, был бит кнутом и сослан. Двор дьяка передали Михаилу Голицыну, фельдмаршалу, участвовавшему во всех войнах петровского времени. 

   На вершине холма между Хохловским и Большим Трёхсвятительским переулками находится интереснейшая старинная усадьба. В 1772 году этот участок принадлежал Стефану Кантемиру, сыну молдавского господаря Димитрия Кантемира. Свой нынешний облик старинный дом приобрёл при откупщике Кокорёве, купившем совершенные развалины и перестроившим их самым роскошным образом.

   Следующим владельцем стал Сергей Тимофеевич Морозов, основатель московского Кустарного музея

   В 1918 году особняк захватили левые эсеры. После убийства эсером Яковом Блюмкиным германского посла Вильгельма фон Мирбаха началось восстание 6 июля. Тогда в штаб-квартиру эсеров приехал Дзержинский и был ими арестован. Но 7 июля красные латышские стрелки захватили здание и освободили Дзержинского. Большой Трёхсвятительский переулок назван по храму трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. К дому примыкает знаменитый «Кокоревский сад», который давно стал именоваться «морозовским» и называется москвичами так до сих пор. Часть сада со стороны Трехсвятительского закрыта для общего доступа. А в общедоступную часть, находящуюся перед домом, можно попасть со стороны Хохловского переулка. Можно себе только представить, какая красота здесь летом, если даже ранней весной здесь очень красиво.

   На территории усадьбы стоит небольшой двухэтажный флигель, который Морозов предоставил И.И.Левитану. Здесь бывали Валентин Серов, Фёдор Шаляпин.

Спускаемся вниз к Подкопаевскому переулку и снова вверх по
Малому Трехсвятительскому переулку. Главной достопримечательностью этого переулка несомненно можно назвать храм Трёх Святителей на Кулишках, который очень удачно расположен на вершине Ивановской горки.

   Первый каменный храм был построен на этом месте в 1674 году. Впоследствии не раз перестраивался. В Советские годы, как и многие другие, был закрыт. В здании размещалась Мясницкая тюрьма. Храм обезглавили, снесли шатер и колокольню. В дальнейшие годы здесь размещались различные конторы, и только в 1992 году он был передан снова церкви. Внутрь храма нам попасть не удалось. А жаль! Если за храмом свернуть направо, то мы попадаем на Хитровский переулок, спускающийся к Хитровской площади…

И опять вниз. Ох, уж эта Ивановская горка!

   Следующий дом тоже достоин внимания. Белокаменные палаты, выходящие в переулок, - древнейший памятник московского гражданского зодчества. Верхние этажи относят ко второй половине XVII в., а нижний этаж возведён на основе палат XVI века. По преданию, палаты эти принадлежали малороссийскому гетману Ивану Степановичу Мазепе, прославившемуся не только предательством Петра I, но и своими любовными приключениями. Якобы он жил в них во время своих приездов в Москву.

   Идем дальше. Следующий, дом довольно популярный и известный. Это дом барона Кнопа, банкира и промышленника. Здание построено в самом начале 20 века, в 1900-м году архитектором Трейманом. В советские годы в нем долгое время находился Московский городской комитет ВЛКСМ. Отсюда уходила на фронт ученица 10 класса, Зоя Космодемьянская.

Тут же рядом находится лютеранская церковь святых Петра и Павла. Значится она уже по Старосадскому переулку. Часовня для отпеваний при кирхе была построена по проекту Федора Шехтеля в 1898 году. Это лютеранский собор, являющийся главным собором региональной Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦЕР). Собор является одной из двух действующих официальных лютеранских церквей в Москве наряду с лютеранской церковьюСвятой Троицы (ЕЛЦИ) на Введенском кладбище. Колокольня настолько высока, что заснять её целиком довольно трудно.

Пройдя через территорию лютеранской церкви святых Петра и Павла,  мы выходим  на  Старосадский переулок.  Вновь спускаемся вниз.

   Проходим мимо корпус Государственной публичной исторической библиотеки Российской Федерации. Открыта она была в 1938 г. Далее взору открывается вид на Ивановский монастырь. Иоанно-Предтеченский женский ставропигиальный монастырь. Точная дата основания монастыря не установлена, но известно, что в 1415 г. существовал Ивановский мужской монастырь "под Бором" в Замоскворечье - в Черниговском переулке, близ Пятницкой улицы. Одной из самых известных узниц Ивановского женского монастыря была помещица-"людоедка" Дарья Николаевна Салтыкова (1730-1801), получившая прозвище Салтычиха. Почти одновременно с Салтычихой в Ивановском монастыре томилась другая узница, которую многие называют "русской железной маской". В 1785 году в обитель доставили молодую женщину - под конвоем, в карете, окна которой были плотно задёрнуты занавесками - и поселили в отдельном домике. Узница приняла постриг и стала инокиней Досифеей. Жила Досифея в строжайшем затворе, и лицо её долгие годы разрешено было видеть только игуменье, келейнице, монастырскому священнику и его причетнику. Кем же была эта таинственная Досифея?Почему похоронили её не в Ивановском монастыре, а в Новоспасском - фамильной  усыпальнице царственного рода Романовых? Историки предполагают, что под "железной маской" скрывали внебрачную дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского Августину - возможную претендентку на русский престол, имевшую больше прав на корону, нежели немецкая принцесса Екатерина. А ведь именно на Маросейке стоит храм, в котором предположительно венчались Елизавета Петровна и Лексей Разумовский.

   Что ж, вернёмся к Ивановскому монастырю. Досифея умерла в 1810-м, а через два года Наполеон напал на Россию. В 1812 году монастырь выгорел дотла. И только в 1870-х годах был отстроен заново в стиле нео-ренессанса Михаилом Быковским. А благодаря внушительным капиталовложениям Елизаветы Алексеевны Мазуриной, дочери московского городского головы, Москва получила уникальный архитектурный ансамбль. Стены, башни, и собор, напоминающий флорентийский Санта-Мария-дель-Фьоре, которыми мы можем любоваться и по сей день.

    Ивановский монастырь закрыли в 1918 г. одним из первых в Москве. Помещения заняли под концлагерь (Ивановский особый концентрационный лагерь принудительного труда; такие же лагеря организовали в Спасо-Андроньевском и Новоспасском монастырях - содержались там, главным образом, белогвардейцы и сочувствующие им лица), позже под филиал Таганской тюрьмы. 11 октября 2000 г. Священный Синод принял решение об открытии Ивановского монастыря.

 На территории монастыря пройти можно только в главный храм, но и этого достаточно, чтобы ощутить торжественное благолепие этого места. Какая же внутри благодать. В главном соборе много чудотворных икон такие, как частицы мощей Иоанна Крестителя и Смоленская икона Божией Матери.

  Рядом с монастырем на возвышении стоит  Храм святого равноапостольного князя Владимира. Василий I в 15 веке построил здесь летний дворец, а ведь в то время это был пригород Москвы. К летнему дворцу была построена домовая церковь, освященная в честь князя Владимира. Мы поднялись к ней. Этот храм так же был закрыт в советское время. В храме размещалось хранилище книг Исторической библиотеки, а в 1991 г. его снова вернули верующим. В 1970-80-х годах церковь активно реставрировали. В 1979-м восстановили колокольню, в 1983-м - основной храм и пятиглавие.

«Семь холмов — как семь колоколов,
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, — 
Колокольное семихолмие!»  М.Цветаева
Нам пришлось потрудиться и потерпеть, но это стоило того. Мы увидели и узнали много интересного. 
Спасибо и до новых встреч наш замечательный экскурсовод Татьяна Станиславовна.
Спасибо отец Василий, что заботитесь о нас.

 

Проходим мимо корпус Государственной публичной исторической библиотеки Российской Федерации. Открыта она была в 1938 г. Далее взору открывается вид на Ивановский монастырь. Иоанно-Предтеченский женский ставропигиальный монастырь. Точная дата основания монастыря не установлена, но известно, что в 1415 г. существовал Ивановский мужской монастырь "под Бором" в Замоскворечье - в Черниговском переулке, близ Пятницкой улицы. Одной из самых известных узниц Ивановского женского монастыря была помещица-"людоедка" Дарья Николаевна Салтыкова (1730-1801), получившая прозвище Салтычиха. Почти одновременно с Салтычихой в Ивановском монастыре томилась другая узница, которую многие называют "русской железной маской". В 1785 году в обитель доставили молодую женщину - под конвоем, в карете, окна которой были плотно задёрнуты занавесками - и поселили в отдельном домике. Узница приняла постриг и стала инокиней Досифеей. Жила Досифея в строжайшем затворе, и лицо её долгие годы разрешено было видеть только игуменье, келейнице, монастырскому священнику и его причетнику. Кем же была эта таинственная Досифея?Почему похоронили её не в Ивановском монастыре, а в Новоспасском - фамильной  усыпальнице царственного рода Романовых? Историки предполагают, что под "железной маской" скрывали внебрачную дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского Августину - возможную претендентку на русский престол, имевшую больше прав на корону, нежели немецкая принцесса Екатерина. А ведь именно на Маросейке стоит храм, в котором предположительно венчались Елизавета Петровна и Лексей Разумовский.

 Что ж, вернёмся к Ивановскому монастырю. Досифея умерла в 1810-м, а через два года Наполеон напал на Россию. В 1812 году монастырь выгорел дотла. И только в 1870-х годах был отстроен заново в стиле нео-ренессанса Михаилом Быковским. А благодаря внушительным капиталовложениям Елизаветы Алексеевны Мазуриной, дочери московского городского головы, Москва получила уникальный архитектурный ансамбль. Стены, башни, и собор, напоминающий флорентийский Санта-Мария-дель-Фьоре, которыми мы можем любоваться и по сей день.

    Ивановский монастырь закрыли в 1918 г. одним из первых в Москве. Помещения заняли под концлагерь (Ивановский особый концентрационный лагерь принудительного труда; такие же лагеря организовали в Спасо-Андроньевском и Новоспасском монастырях - содержались там, главным образом, белогвардейцы и сочувствующие им лица), позже под филиал Таганской тюрьмы. 11 октября 2000 г. Священный Синод принял решение об открытии Ивановского монастыря.

 На территории монастыря пройти можно только в главный храм, но и этого достаточно, чтобы ощутить торжественное благолепие этого места. Какая же внутри благодать. В главном соборе много чудотворных икон такие, как частицы мощей Иоанна Крестителя и Смоленская икона Божией Матери

  Рядом с монастырем на возвышении стоит  Храм святого равноапостольного князя Владимира. Василий I в 15 веке построил здесь летний дворец, а ведь в то время это был пригород Москвы. К летнему дворцу была построена домовая церковь, освященная в честь князя Владимира. Мы поднялись к ней. Этот храм так же был закрыт в советское время. В храме размещалось хранилище книг Исторической библиотеки, а в 1991 г. его снова вернули верующим. В 1970-80-х годах церковь активно реставрировали. В 1979-м восстановили колокольню, в 1983-м - основной храм и пятиглавие.

«Семь холмов — как семь колоколов,
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, — 
Колокольное семихолмие!»  М.Цветаева
Нам пришлось потрудиться и потерпеть, но это стоило того. Мы увидели и узнали много интересного. Спасибо и до новых встреч наш замечательный экскурсовод Татьяна Станиславовна. Спасибо отец Василий, что заботитесь о нас.

raspisanie logo

05.09.2023

Православный календарь

Видео-архив


 

Copyright © 2015-2024  All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика