Дорогие братья и сестры, 3 и 4 марта состоялась паломническая поездка по святым местам Костромы и Ярославля. Хотелось бы немного рассказать о тех местах, где нам посчастливилось побывать.
Предварительно перед посещением святой обители, отец Василий рассказывал нам информацию и интересные факты о каждом монастыре в котором нам предстояло побывать, также в монастырях нам были проведены экскурсии, но обо всем по порядку...
Первой нашей остановкой был старинный город Нерехта (Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь) с совершением молитвы у мощей прп.Пахомия. Каждый год в Нерехту приезжают тысячи паломников, потому что здесь находятся 2 женских монастыря,
в каждом из которых есть святыни, известные верующим во многих городах России и в странах ближнего зарубежья. Нерехта – город-музей под открытым небом, входит в перечень исторических городов России.
Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мирское имя – Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано – в двенадцать лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.
По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским.
При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен справа от алтаря построенного им храма.
Вплоть до семнадцатого века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во второй половине семнадцатого века. В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор. При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом упокоения которых возвели придел
во имя преподобного Пахомия.
Постройки монастыря. В 1679–1686 годах была построена тёплая Покровская церковь,
в 1683–1684 годах – шатровая колокольня, в 1676–1689 годах – игуменская и братские кельи, Святые ворота, большая часть ограды, ряд хозяйственных построек. Таким образом, к концу XVII века в обители возник замечательный каменный ансамбль, относящийся к эпохе расцвета самобытного русского зодчества.
В 1764 году, во время монастырской реформы, Троице-Сыпанов монастырь вблизи Нерехты, как и великое множество других русских обителей, был упразднён и обращён в приходскую церковь. Во II половине XVIII века за ненадобностью часть строений (Покровская церковь, кельи, хозяйственные постройки) были разобраны. От прежнего ансамбля до наших дней дошли лишь Троицкая церковь с колокольней, Святые ворота и часть стен с двумя угловыми башнями.
В XVIII–XIX веках Троицкий храм служил приходской церковью, главной святыней которой оставались покоящиеся под спудом мощи преподобного Пахомия. В 1832–1865 годах священником Троицкой церкви служил протоиерей о.Михаил Диев (1794–1866), крупнейший знаток церковной истории края, ставший первым историком Пахомиевой пустыни. При нём в 1830–1834 годах старый придел во имя преподобного Пахомия был расширен и перестроен в стиле классицизма по проекту костромского архитектора П. И. Фурсова. В это же время с запада к церкви пристроили обширную трапезу, объединившую храм с колокольней в одно целое.
Лишенная священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому.
В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского постепенно превратился в руины...
28 мая 1990 года, в день памяти преподобного Пахомия, из Нерехты сюда, впервые со времен революции, пришел многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией (Ремизовой), на чьи плечи лег подвиг возрождения древней обители.
22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия.
В конце XIX века в Троицкой церкви служил священником о. Николай Новосельский, ставший достойным продолжателем исторических трудов о. Михаила Диева (опубликованная им большая работа по истории Сыпанова – и монастыря, и приходской церкви – является подлинной летописью этого места).
В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов (1879–1937).
В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению.
Лишённая священника церковь вскоре была закрыта и подверглась разгрому. В мае 1944 года верующим Нерехты удалось добиться разрешения перенести из неё большую икону с изображением преподобного Пахомия, служившую крышкой гробницы святого, в единственный из семи храмов города, избежавший закрытия, – Крестовоздвиженскую кладбищенскую церковь. Очевидцы помнят этот поразительный крестный ход, в котором участвовали почти одни женщины, ведь шла война и до её окончания оставался ещё целый год! Впереди процессии несли икону преподобного Пахомия, на которой он был изображён во весь рост, и казалось, что святой идёт вместе с людьми.
В послевоенное время церковное здание в селе Троица использовалось в качестве склада, затем склад отсюда вывели, и величавый храм, хранивший в себе мощи последователя и ученика преподобного Сергия Радонежского (к счастью, в советское время они не были вскрыты), постепенно превратился в руины...
Возрождение этого святого места началось 28 мая 1990 года в Пахомиев день, когда из Нерехты сюда впервые со времён революции пришёл многолюдный крестный ход во главе с епископом Костромским и Галичским Александром, отслужившим молебен у руин храма. Через три года здесь было решено возобновить монастырь, но уже в качестве женской обители. В апреле 1993 года сюда прибыла первая группа насельниц во главе с игуменьей Алексией, на чьи плечи лёг подвиг возрождения древней обители. 22 июля 1994 года в истории возрождающегося монастыря произошло важное событие: его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поклонившийся мощам преподобного Пахомия.
Святыни монастыря:
- святые мощи преподобного Пахомия Нерехтского;
- чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Пресвятой Богородицы;
- святой источник преподобного Пахомия, воду из которого мы набрали домой.
После посещения Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря мы отправились на трапезу в Духовно-просветительский центр «Отрада». В 2005 году здания закрывшейся несколько лет назад школы №5 города Нерехты были переданы
в безвозмездное пользование Костромской Региональной Общественной Организации.
Со слов руководителя Центра Миронова Александра Валерьевича, сегодня на базе Центра реализуются разнообразные образовательные программы, которые вместе с детскими программами «Светлые Седмицы» и программами для паломников являются приоритетным направлением работы центра, который создан в первую очередь для миссионерской и катехизаторской работы (с самого начала сюда стали приходить люди и просить оказать им материальную и иную помощь).
Отец Василий решил организовать в нашем храме сбор вещей и хозяйственных принадлежностей, необходимых для помощи данному Центру.
После трапезы мы посетили Свято-Успенскую Тетеринскую женскую пустынь – памятник архитектуры федерального значения XVIII-XIX века, где мы смогли приложиться к частице мощей вмчц. Варвары, а также старинного венца с мощей святой угодницы.
Ансамбль Успенской церкви построен трудами строителей Преосвященного Льва (Юрлова), Епископа Воронежского, архимандрита Платона (Агриколянского) и протоиерея Михаила Яковлевича Диева. Каменный Успенский храм в селе Тетеринском построен
в 1722-1725гг. Трапезная с Никольским и Рождество-Богородицким приделами построена в 1805-1806 годах.
Отдельно стоящая многоярусная колокольня построена в 1813-1820 годах по проекту итальянского архитектора из Турина Гауденцио Маричелли. Ее высота 62 метра, на сегодняшний день это самая высокая колокольня в Костромской епархии.
В 1796г. холодный Успенский придел стали расписывать клеевыми красками. Были приглашены художники Большесольской артели. Роспись храма была завершена в 1799г.
В храме росписи покрывают стены от свода до пола. В центре свода – изображение Святой Троицы: сидящего на облаках Бога Отца Саваофа с Сыном младенцем Христом на коленях и Святым Духом в виде голубя. С трех сторон от Господа Саваофа изображение девяти чинов небесного воинства. В подножии Святой Троицы на восточном скате свода, под надписью: «Исполнь небо и земля славы Твоея» — изображение растительного и животного мира, небосвода с луной, солнцем, звездами и сотворение первых людей – Адама и Евы и их грехопадение. Три остальные ската свода занимают картины ветхозаветной истории, начинающиеся сценой «Изгнание из рая» и развивающиеся
от южного паруса на западный и далее по спирали сверху вниз. Убийство Каином Авеля, потоп, строительство Вавилонской башни, жертвоприношение Авраама, гибель Содома и Гоморры, Даниил во рве со львами и другие картины приводят нас к истории новозаветной.
Цикл росписей на Евангельские сюжеты начинается на южной стене в арке оконного проема. Открывается он своеобразной заставкой – «Альфа и Омега, начало и конец» из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Двумя поясами на южной и северной и тремя
на западной стенах размещены композиции, посвященные Евангельским событиям. Заканчивается Евангельский цикл на северной стене сценой вознесения Христова и начинаются сцены, иллюстрирующие деяния апостолов, которые занимают оставшуюся часть северной стены.
Нижний пояс росписей южной стены посвящен Богородице. На западной стене два нижних пояса росписей иллюстрируют притчи. Особой красотой исполнения выделяется Горний Иерусалим в виде города, окруженного стеной с двенадцатью башнями, в каждой из которых стоят ангелы.
В середине восемнадцатого столетия для Тетеринского произошло значимое событие. Возвращавшийся из Нерехты безногий калека, передвигаясь на колясочке, утомился в пути и свернул с дороги к протекавшей недалеко речке Бобровец и на воде увидел икону Божией Матери подобную «Боголюбской». Утолив жажду, он добрался до села и рассказал собравшимся сельчанам о явившейся иконе, увещая всех с молитвами поклоняться ей как особой покровительнице Тетеринского. Народ со священиками вышел к месту явления иконы и она была принесена в храм. От неё стали происходить чудесные знамения. Так, во время смертоносного поветрия в конце восемнадцатого века икону обносили с крестным ходом вокруг вотчины, и эпидемия не причиняла вреда местным жителям. Икону стали почитать, и впоследствии на месте её явления была поставлена часовня, к которой с 1831 года ежегодно 18 июня (1 июля по новому стилю) был крестный ход из церкви.
Церковь в годы советской власти не закрывалась, а часовня была сломана.
4 октября 1963 г. указом епископа Костромского и Галичского Никодима настоятелем прихода Успенской церкви села Тетеринского был назначен иеромонах Поликарп (Будаква).
Отцом Поликарпом были привезены из Киева частицы мощей Киевских преподобных, богослужебные книги, многие литографические иконы, изданные когда-то в Лаврской типографии, Напрестольные Евангелия, изящной работы серебренное лаврское кадило, старые облачения со святых мощей преподобного Поликарпа и преподобного Еразма Киево-Печерских.
Особой святыней, хранившейся у иеромонаха Поликарпа был Венец со святых мощей Святой великомученицы Варвары. История этого венца такова: после честных страданий Святая Варвара претерпела смерть через отсечение главы от своего отца Диоскора. Ее честное тело было погребено христианами, но скоро почитание Святой великомученицы побудило вскрыть ее честные мощи. В Михайловском монастыре мощи находились до революционных событий. После революции 1917 г. Михайловский монастырь был закрыт и мощи великомученицы были перенесены в Киево-Печерскую лавру, а после закрытия Лавры в 60-е годы XX века мощи были перенесены в Князе-Владимирский собор Киева. Древний же венец, украшавший мощи святой великомученицы был перевезен иеромонахом Поликарпом в Тетеринское.
Женская монашеская община при Успенской церкви села Тетеринского создана в 1970-1980-х годах настоятелем храма архимандритом Поликарпом (Будаквой).
Архимандрит Поликарп был настоятелем Успенского храма до 1996 года.
25 марта 1993 года по представлению епископа Костромского и Галичского Александра постановлением Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Успенской церкви села Тетеринского был открыт женский монастырь. Первой настоятельницей обители стала монахиня Ксения (Смирнова).
Кострома. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь.
Даром Божиим, духовным богатством Костромской земли являются ее древние святыни. Главная из них – Феодоровская чудотворная икона Божией Матери, образ, перед которым молился святой благоверный князь Александр Невский. Сегодня икона пребывает
в стенах Богоявленско – Анастасиина женского монастыря. Здесь же, в Смоленской Церкви хранится еще одна святыня – Смоленская икона Пресвятой Богородицы.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь основан в 1426г. Преподобным Никитой Костромским (родственником и учеником Преподобного Сергия Радонежского).
В 1764г. Анастасиин монастырь был упразднен, насельницы переведены
в Крестовоздвиженский жен. монастырь, находившийся в бывшем Костромском кремле,
а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, так как в 1773 г. Крестовоздвиженский монастырь был уничтожен пожаром, Анастасиин монастырь вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского.
Как и большинство женских обителей, Анастасиин монастырь с основания являлся особножительным. В 1817г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в монастыре было введено общежитие. В период настоятельства игум. Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены
2 новых теплых придела: с сев. стороны — в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны — в честь Входа Господня в Иерусалим
и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250.
В 1863 г. настоятельница А. м. (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский мужской монастырь, основанный в нач. XV в. В дек. 1863г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени монастырь стал называться Анастасииным Богоявленским.
В ходе возрождения бывшего Богоявленского монастыря большая часть инокинь была переведена в него, а бывший Анастасиин монастырь, который после объединения стали называть «старый монастырь», игуменья Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений».
К 1917г. в Анастасиином монастыре проживали 53 монахини и 323 послушницы.
В начале 1919 г. обитель закрыли, на территории старого монастыря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница — игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала
в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы монастыря действовали еще год как приходские, однако в феврале 1920г. власти, несмотря
на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920г.
в Сретенской церкви разместился губернский музейный фонд, в 1926г.- биологическая станция Костромского научного общества. В Ризоположенском храме в 1926г. был устроен городской клуб строителей. В конце 20-х гг. на территории старого монастыряря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928г. были разобраны юж. стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская церковь, и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома. В сер. 30-х гг., во время сооружения
в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская церковь. В 40-50-х гг. XX в. территория Анастасиинского монастыря была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 годах.
Ипатьевский монастырь с обзорной экскурсией по монастырю, Всенощное бдение.
Монастырь расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место,
где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой»,
а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».
В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
История обители в XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли связана
с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича
и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.
В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название – «колыбель» Дома Романовых.
В настоящее время, переданный в конце 2004г. Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь.
Немногочисленная братия (6 человек и 6 послушников) обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.
Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником - игумен Петр (Ерышалов).
История музея на территории Ипатьевского монастыря начинается ещё в XIX веке.
В 1830-е годы в комнатах второго этажа или «Дворца Михаила Романова» были размещены 24 портрета представителей императорской фамилии «писанные живописцем Беннером, гравированные и печатанные в Париже».
С 1863 по 1912 годы Ипатьевская обитель принимала многочисленных посетителей
в Музее Дома Романовых в «Царских чертогах» (Палатах бояр Романовых).
В его экспозиции были представлены предметы, связанные с пребыванием в Ипатьевском монастыре царствующих особ, в том числе, реликвии основателя романовской династии – серебряный ковш и посох, присланные в обитель императором Николаем I.
В 1912 году, в связи с приближавшимся 300-летием царствования Дома Романовых, было создано Костромское Церковно-Историческое общество. В Ипатьевском монастыре открылось Древнехранилище, основу которого составили святыни Ипатьевской ризницы – удивительные по своей исторической и художественной значимости памятники искусства. Кроме того, благодаря просвещенному содействию Высокопреосвященнейшего Тихона, в Древнехранилище из костромских храмов и монастырей были привезены старинные иконы, богослужебные предметы, памятники древнерусского шитья, письменности, – большая коллекция памятников церковной старины.
В 2004 году в стенах древнего Ипатьевского монастыря создан Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви, как преемник и продолжатель традиций дореволюционного церковного музея (Древлехранилища).
Впервые в России Государство доверило ЦИАМ, зарекомендовавшему себя, как серьезное религиозное культурно-просветительское учреждение, более трех тысяч уникальных экспонатов, являющихся частью Государственного музейного фонда.
Основу этой коллекции составляют святыни Ипатьевского монастыря – вклады царствовавших династий Годуновых и Романовых: древние иконы и книги в драгоценных окладах, богослужебные сосуды, пелены, облачения.
ЦИАМ является музеем в полном смысле этого слова, занимаясь хранением, исследованием, экспозиционной и образовательной работой.