Храм преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Нам помогают:

dar rechi 1

 

 

Сайт посетило:

112296
СегодняСегодня95
На этой неделеНа этой неделе2450
В этом месяцеВ этом месяце13394
ВсегоВсего1122960
Карелия_5

В конце июля молодежное движение нашего храма "Благочестие" под руководством иерея Георгия совершило поездку в республику Карелия в рамках общественного проекта "Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера".

Волонтеры этого проекта ежегодно снаряжают экспедиции в отдаленные уголки Карелии, Вологодской, Архангельской областей, где помогают сохранить для будущих поколений старые деревянные храмы и часовни, проводят разведку и консервацию этих объектов для того, чтобы они могли дождаться профессиональной реставрации.

Отец Георгий собрал группу из 6 человек. Координаторы "Общего дела" выбрали для нас подходящий объект – небольшую часовню Казанской иконы Божией Матери в деревне Костина Гора Пудожского района республики Карелия. Мы долго готовились к этой поездке. Тем более, что в нашей группе был всего один опытный человек, Роман, привычный к походной жизни. Основная часть организационных работ легла на его плечи. Остальные очень приблизительно представляли себе, что нас ожидает на месте, хотя тоже старались по мере возможности участвовать в подготовке экспедиции. Но тем интереснее было ожидание.

Распределив обязанности, мы готовились к отъезду, рисуя себе картинку будущей экспедиции, которая была если не радужной, то относительно понятной. День отъезда, ночевка на берегу озера, посещение монастыря, переезд к месту работ, не очень хорошая дорога, разбивка постоянного лагеря, отсутствие связи, готовка на костре, палатки, комары, змеи, медведи, озера, хвойные леса, дожди, прохладные ночи, ранний подъем, работа по возведению временной крыши часовни, посещение жителей соседней деревни, молебен, сборы в дорогу, отъезд.

Реальность внесла свои коррективы в наши планы. Ночевали в первый день мы действительно на берегу Сиверского озера, расположенного в Вологодской области, прямо напротив Кирилло-Белозерского мужского монастыря. Вдоволь налюбовавшись видом монастырских стен в вечерних солнечных лучах и на рассвете, на следующий день мы побывали внутри, посетили храм-музей, спели величание у мощей преподобного Кирилла Белозерского, осмотрели территорию, понаблюдали за утиной семейкой, плещущейся в озере возле монастырских ворот, и отправились дальше. Но уже по пути, когда после Пудожа закончилась трасса с качественным асфальтом и вскоре пропала всякая связь, стало понятно, что до Костиной Горы мы сегодня вряд ли доберемся. Дорога становилась хуже, вот уже один из автомобилей потерял защиту двигателя, пришлось остановиться и повозиться с машиной, чтобы можно было ехать дальше. Хотя навигатор обещал нам еще 3,5 часа езды до последней жилой деревни на нашем пути, милостью Божией мы преодолели этот путь быстрее. Очевидно, дорогу все-таки ремонтировали не так давно, и навигатор этого еще не знает. Но настроение немного упало. Ехать было еще далеко, не совсем понятно, какой дорогой; нужно было где-то ночевать, разбивать лагерь, разводить костер, готовить. Ужин и сон представлялись почти несбыточными мечтами.

Но Господь послал нам помощь в лице удивительных людей, москвичей Александра и Натальи, чудесным образом оказавшихся в Карелии одновременно с нами.

На подъезде к Колодозеру, к деревне Усть-Река, командир группы принял решение остановиться здесь до утра, потому что время было уже позднее, а о степени проходимости последних 30 км пути достоверных сведений у нас не было. Батюшка спросил у местных жителей об Александре, с которым созванивался еще до поездки по наводке координаторов "Общего дела". Когда тот вышел навстречу с приветствием: "Христос Воскресе, отец Георгий!" – стало понятно, что на сегодня мы спасены.

Когда позже вместе с Александром мы ездили по окрестным деревням в поисках часовни Илии Пророка, люди, которые нас первый раз видели, услышав его имя, спрашивали, не тот ли это самый Александр Шумских. А это был именно он, тот самый.

Этот человек попал в Карелию и в деревню Усть-Река вместе с друзьями много лет назад, как нам рассказывали, "путем тыкания пальцем в карту". То есть случайно и с туристическими целями и планами, прошагав 30 км по лесу пешком с огромным рюкзаком за плечами. Влюбился в эти края, стал приезжать сюда регулярно отдыхать. А через несколько лет вместе с двумя друзьями решил построить для жителей Усть-Реки собственными силами деревянный храм. Нам показывали фотографии того, как эта затея начиналась. Друзья брали благословение на строительство храма в епархии, собирали единомышленников, учились ставить срубы. Один из таких "учебных" срубов мы видели рядом с домом Александра.

Храму Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца в Колодозере уже 15 лет. Один из двух друзей Александра стал священником и много лет служил в этом храме. Об отце Аркадии Шлыкове мы услышали впервые еще весной, на организационном собрании в штабе "Общего дела". Потом читали посвященные ему статьи и воспоминания. Это был удивительный батюшка. Бессребреник, горевший верой и любовью к людям. Он очень много делал для сельчан и для всех, кто обращался к нему за помощью. А это мог быть любой путник, волею судеб оказавшийся рядом. Батюшка никому не отказывал в помощи и приюте. Он трагически ушел из жизни в феврале этого года, ушел молодым, но оставившим по себе добрую память не только в своей деревне, но и далеко за пределами республики. Второй друг Александра, строивший храм вместе с ним и отцом Аркадием, погиб еще раньше в автомобильной катастрофе. Так что сейчас Александр остался единственным хозяином храма.

Александр объяснил нам, что приход в Колодозере имеет свои особенности. И большую его часть составляют люди, приезжающие сюда специально – в гости к родным, отдыхать, рыбачить или непосредственно в храм. Здесь нет свечной лавки. Свечи, елей, просфоры и все необходимое привозят сюда с "большой земли". Храм не отапливается, но службы в нем проходят даже в 30-градусные морозы. До недавнего времени храм даже не запирался. Но с уходом отца Аркадия следить за порядком в нем постоянно стало некому, и теперь все же на двери висит замок. Не от воров – от детей, чтобы не баловались и не жгли свечи без присмотра взрослых. Службы проводятся в храме сейчас раз в месяц, приезжает священник из другого села, отец Лазарь.

Детей в деревне немного, но школа для них есть. Хотели было ее закрывать, но жильцы отстояли, не без помощи Александра и его друзей. Сейчас в ней 8 учителей на 4 ученика. С несколькими школьниками мы познакомились на кухне в доме Александра, когда к его детям в гости пришла девочка Алена, а с ней две сестрички – Алина и Арина, одинаково светловолосые, голубоглазые, улыбающиеся.

Дети здесь играют вместе. Не в телефоны и планшеты, а большой дружной компанией, куда принимают и местных, и москвичей, мальчиков и девочек, школьников и совсем малышей. И, конечно, веселую маленькую собачку Фросю, которую хозяин, серьезный человек Вова, привез на летние каникулы из Пудожа, и которую очень полюбила вся наша группа.

Когда мы, уставшие и голодные, выгрузили свои пожитки из машин, я представила, как мы выглядим со стороны – шестеро незнакомых людей, с кучей вещей, сумкой-холодильником с вакциной от яда гадюки, бочкой с провизией, удочками, солнечной батареей Романа и множеством другого полезного, но странного имущества. Мы были готовы стать лагерем рядом, но нас провели в дом, определили комнаты для сна, показали, где можно приготовить ужин (на электрической плите, а не на костре), предоставили питьевую воду (которую, к слову, нужно было возить из родника за несколько километров), очень тепло приняли, показали озеро, гору, взобравшись на которую есть шанс поймать хоть какую-то связь, сводили посмотреть храм, рядом с ним показали лучшее место для купания, то есть встретили как родных.

На следующий день утреннее правило мы читали в храме, после чего отец Георгий отслужил панихиду по отцу Аркадию.

Из храма не хочется выходить. В нем пахнет деревом, смолой, воздух чистый, и даже в жару прохладно. Поднимаясь на крыльцо, попадаешь сначала в трапезную, где стопкой у одной из стен сложены фанерные листы, которые ждут очередного приезда иконописцев, постепенно украшающих храм росписями. А дом Александра украшен их картинами с видами Колодозера. В самом храме деревянный иконостас, свечное паникадило с длинной веревкой, пропущенной через блок. Но электричество в храме есть. По стенам иконы, какие обычно бывают домашними. Перед входом в придел Николая Чудотворца слева от двери его деревянная фигура, а справа – Распятие. Вдоль стен лавки. Присел – и хочется остаться надолго. У входа в храм возле крыльца располагается звонница. За храмом погост. И море иван-чая, как и везде в Карелии. Пахнет медом.

Нас сразу успокоили, сказав, что змей в округе нет и не было последние 15 лет ни одной, клещи редки, а следов последнего медведя в округе не видели уже несколько лет. За ужином мы рассказывали Александру и Наталье о своих планах, и они скептически отнеслись к нашей уверенности, что назавтра строительные материалы будут ждать нас у часовни Костиной Горы, как это неоднократно в телефонных разговорах и при личной встрече в Пудоже обещал поставщик. Особенности местного бизнеса. Когда после панихиды отец Георгий воспользовался единственным проводным телефоном в доме отца Аркадия, наши опасения подтвердились. Поставщик бесстрастно сообщил, что материала в городе нет и предложил ждать неделю. Неделю! Да некоторые из нас через неделю уже на работе должны быть... Неужели мы напрасно ехали за тысячу километров?.. Пришлось звонить в "Общее дело" и получать новое задание – объехать и осмотреть несколько объектов рядом с Костиной Горой и Усть-Рекой, покосить траву, сделать фотографии, замеры. Наша экспедиция превратилась в разведывательную. Ну значит так надо.

А дальше были слошные приключения. И с каждым новым мы понимали, как же нам в действительности везет. Слава Богу, что мы приехали в Карилию одновременно с Александром. Ведь он мог в это время быть в Москве. Слава Богу, что есть этот единственный телефон, по которому можно связаться с внешним миром. Мы бесконечно благодарны Александру и Наталье, которые, оставив свои дела, поехали с нами в Костину Гору, чтобы показать дорогу, и не бросили нас нигде: ни на "дороге" до Татарской Горы длиной 30 км, которую мы преодолевали часа четыре, где несколько раз внедорожник Александра вытаскивал нашу боевую "Мазду", не предназначенную для таких испытаний, но бодро преодолевавшую с нами все трудности; ни в пешем походе к Костиной Горе, куда уже ни одна из наших машин не смогла бы доехать даже по сухой погоде (с которой – Слава Богу! – нам тоже очень повезло); ни на самих объектах, которые Александр помогал нам найти и где вместе с нами таскал обвалившиеся доски и приводил в порядок то, что можно было привести в него; ни на обратном пути.

Мы узнавали много интересного о местах нашего путешествия, о людях, живших в теперь уже заброшенных деревнях, таких как Татарская Гора – без электричества, без газа, без работы, практически без медицинской помощи. С работой в этих краях и сейчас очень непросто. Единственным трудом, приносящим хороший доход, является работа на лесозаготовках. Лесовозы довольно часто встречались нам на пути. Они и следят за состоянием лесных дорог, убирают с них завалы. Иначе мы бы и до Татарской Горы не смогли бы добраться. И даже при этом "Мазду" пришлось оставить в лесу за полкилометра. Но эта работа не для всех, она очень тяжелая, ответственная и опасная. Кандидаты проходят очень строгий отбор. Зарплаты на почте или в магазине на порядок меньше. И цена билета на вечер танцев в местном доме культуры 5 рублей для детей и 25 рублей для взрослых не кажется такой уж маленькой.

В Татарской Горе мы встретили рыбаков, которые наутро подарили нам большую еще живую щуку, воплотив в жизнь нашу мечту об ухе. Александр объяснил, что, скорее всего, дом, в котором те остановились, не им принадлежит. Есть такое явление на Севере как общее пользование домами, построенными в отдаленных местах – в лесу или на озере. Раньше дома и вовсе не запирались. Внутри всегда имелся запас дров и провизии. Любой путник мог остановиться в нем на ночлег, согреться в непогоду, утолить голод. Только дрова после себя нужно было оставить для следующих постояльцев. В таких домах часто останавливаются рыбаки. Вот и рыбачий дом Александра кому-то приглянулся. Только постояльцы свой замок повесили, а это уже не по правилам. В дом удалось попасть не сразу. Уезжая, хозяин дома оставил гостям записку, где благодарил за заботу о доме и просил не менять замки, чтобы его друзья могли останавливаться там, когда будут в этих краях. Нас такое отношение поразило, но Александр объяснил, что иначе нельзя, здесь так принято.

От Татарской Горы мы дошли до Костиной Горы, осмотрев два объекта – храм Казанской иконы Божией Матери постройки начала XX века, часовню Анастасии Узорешительницы – и обкосив траву и заросли спелой малины. Прибыв на место назначения, к часовне Казанской иконы Божией Матери деревни Костина Гора. Деревня, как и та, где мы остановились лагерем на ночлег, нежилая. Лесная дорога в таком состоянии, что доехать сюда можно только на старом добром уазике "буханка" и, пожалуй, ни на чем больше. В хорошую погоду. Но один дом явно недавно был обитаем. Стекла целы, дом в целом в порядке, рядом с забором аккуратно сложены дрова. Скорее всего, это тоже чей-то летний или рыбацкий дом.

А часовня – вот она, практически как на фотографиях 5-летней давности, предоставленных "Общим делом". Только крыша наполовину обвалилась. Убрали сгнившие доски. Как же жаль, что не смогли мы в этом году сделать здесь новую крышу. Убрали слой палой листвы, подмели, обкосили, сфотографировали и замерили. Оставили папку с информацией о предыдущих экспедициях, молитвами и акафистом, помолились. Спели Прозвучала первый раз идея вернуться через год и все-таки осуществить консервацию. Тем более, что сохранилась часовня вполне неплохо, особенно по сравнению с одноименным храмом на взгорке над Татарской Горой на берегу Томбичозера, который к тому же на пару десятилетий моложе. А за состоянием часовни Анастасии Узоршительницы явно хорошо следят. Крыша новая, на окнах вместо стекол деревянные решетки, на стене несколько современных икон, также в часовне располагается старая почти выцветшая икона Покрова Божией Матери. Здесь порядок. Только траву покосили да пол подмели. Спели величание.

Четвертый объект мы посетили на следующий день. Небольшой группой на машине Александра поехали в деревню Кукасово. С асфальтированной дороги свернули в лес, пробираясь по заросшей травой узкой дороге, с двух сторон подпираемой зарослями деревьев. Где-то посередине пути, когда машина Александра пару раз чиркнула дном о кочки, он сказал нам, что вообще-то это федеральная трасса Р-2. А когда мы все-таки добрались до жилых домов, то очень удивили немногочисленных местных жителей, потому что с той стороны к ним давно никто не приезжал, а к деревне давно уже сделали хорошую асфальтированную дорогу, просто мы до нее чуть-чуть не доехали, а навигатор вез нас по "трассе". Осмотрели часовню Илии Пророка, скосили крапиву вокруг объекта и внутри здания. В тяжелом состоянии часовня. Но старожилы помнят ее действующей и хотели бы дождаться реставрации. Обещать мы им ничего не могли, но будем вместе с ними надеяться и ждать, что когда-нибудь часовню восстановят.

А мы вернулись в Усть-Реку. Поднялись на гору, попытали счастье поймать связь. Кому-то даже удалось отправить сообщение и получить ответ. Радушные хозяева устроили нам банный день.

Конечно, экспедиция прошла не совсем по тому сценарию, который мы предполагали изначально. Но я считаю, что съездили мы не зря. И речь даже не столько об информации об объектах, расположенных в местах нашего пребывания, да простит меня "Общее дело". Хотя я, конечно, надеюсь, что наши данные пригодятся для будущих экспедиций проекта. Наши приключения завершились благополучно. Слава Богу за все! Мы познакомились с замечательными людьми. Я имею в виду не только наших новых друзей, но местных жителей. Мы увидели другую жизнь. Сложную, но красивую в своей простоте и размеренности. А еще белые ночи, когда сумерки плавно переходят в рассвет и приготовленный на случай фонарик так и не пригождается; огромные живописные озера, скрипучие сосны-великаны, еще не поспевшую к концу июля землянику и чернику, лосиные следы возле оставленной на ночь в лесу машины, парящего в небе орла. И очень открытых и искренних людей. Я думаю, что мы съездили не зря.

raspisanie logo

05.09.2023

Православный календарь

Видео-архив


 

Copyright © 2015-2024  All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика