23 января, в воскресенье, Неделю 31-ю по Пятидесятнице, свт. Феофана, Затворника Вышенского в нашем временном храме состоялись общий молебен, Исповедь и Литургия, которые совершил настоятель строящегося храма прп.Александра Свирского на Соколиной горе иерей Василий Щур.
Батюшка прочитал проповедь на евангельское зачало:
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:12-17).
Итак, согласно пророку Исаие, просвещение народа светом Христовой веры началось в пределах Завулоновых и Неффалимовых – на берегу Галилейского моря, в прибрежном городе Капернауме, где Иисус начал Свое общественное служение. "Именно эта земля первой осветилась проповедью и присутствием Господа нашего Иисуса Христа", - сказал батюшка.
Бог есть источник жизни. Наши прародители, Адам и Ева имели радость прямого общения с Богом-Жизнедавцем, которое оберегало их от смерти. Первородный грех непослушания Богу, напротив, отделил их от этой животворящей радости, закрыл обратную дорогу в Рай.
Бог общался с людьми через Своих пророков, последним из которых стал Иоанн Креститель. Затем Бог послал людям Сына Своего Единородного, Господа нашего Иисуса Христа.
Господь говорил правду, но она оказалась непосильной и ненужной для многих погрязших во грехах людей, попытавшихся в ответ на слово Истины убить и уничтожить Иисуса Христа.
Человеческую совесть можно назвать голосом души, а грех – промахом мимо цели: цели спасения души и тела в Царствии Небесном. Также грех можно сравнить с грязью на давно не мытом стекле, за которой уже не видно света. Подобно этому, нежелающий покаяться грешник не видит Христа и может, даже, начать двигаться в обратном от Него направлении.
Поэтому, чтобы понять свой грех, его надо сначала увидеть. Грязь телесную мы можем увидеть через отражение в зеркале. Господь – источник чистоты и правды, лишь Он может точно отразить то действительное состояние, в котором мы пребываем. Мы просим у Него, чтобы Он открыл наши грехи, от которых предстоит очиститься. Очищение от греха должно стать целью нашей земной жизни, поскольку ничто нечистое в Царство Божие не войдет.
Единственным средством очищения пред Богом является покаяние. Если же покаяния нет, то и вся жизнь такого, упорствующего человека становится бессмысленной тратой времени и прочих ресурсов, расходуемых в надежде обрести земную радость, которая, однако, не может быть вечной. Поэтому истинным, нетленным и нерасхищаемым богатством может быть только радость духовная, смысл которой в том, чтобы богатеть в Бога.
Богатеть в Бога – означает исполнять Его заповеди и вести добродетельную жизнь, невозможную без покаяния. Господь гордым противится, а смиренным помогает увидеть грех, а затем избавиться от греха через покаяние, обрести благодатные силы для дел добрых.
"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", - эти слова Христа приведены в конце воскресного евангельского чтения. Они еще раз напоминают нам о важности таинства Исповеди.
"Нет никого, кто не мылся бы месяцами или годами, но почему-то есть люди, которые месяцами и годами откладывают Исповедь, - сказал батюшка. – Мы храним телесную чистоту, даже если очень устали. Точно так же надо относиться к Исповеди".
Время земной жизни дорого тем, что дает возможность добровольно засвидетельствовать: Кому мы служим и Кого действительно любим. Лень бежит впереди нас, для ее преодоления нужно усердие, а не самооправдания.
Наше время бедно на чудеса еще и потому, что многие современные люди не готовы их принять – вера в них ослабевает. Вместо страха перед Богом, на первое место у многих вышел страх перед внешним миром, перед окружающими и даже перед самим собой, в том смысле, чтобы случайно не утратить надуманные основания для тщеславия и ложной гордости, дающей повод для мнимого удовольствия.
Покаяние – не тщеславное удовольствие, но огромный труд над собой, выше которого нет на земле. Наградой за него может стать обретение Царствия Небесного. Путь на Небо открыт грешникам, не желающим жить во грехе. "Пусть Господь благословит и поможет нам не терять из виду цель спасения, даст возможность быть под Его благодатию и отеческой рукой, направляющей к радости Небесной, для обретения которой нам самим следует неустанно трудиться", - сказал отец настоятель.
Далее батюшка пригласил желающих помолиться в новом нижнем храме на воскресную Вечерню с Акафистом Крещению Господню, а также приходить на Литургии во временном храме в будние дни седмицы, когда верующие молитвенно славят мц. Татиану Римскую, равноапостольную Нину и других святых, а также поздравляют с днем Ангела всех носящих их святые имена.
Батюшка напомнил о необходимости ношения противовирусных масок и соблюдения других мер предосторожности, а также еще раз предостерег против посещения храма тех, кто заметил у себя характерные признаки респираторных заболеваний. Батюшка сказал, что небогослужебные приходские мероприятия переводятся в ближайшие недели в удаленный формат, в частности, призвал родителей воспитанников Воскресной школы заниматься дома с детьми по высылаемым методическим материалам.
Батюшка помолился с прихожанами о болящих; о возведении храма и его строителях, а также поделился с верующими главными новостями стройки. В заключение батюшка поблагодарил жертвователей и добровольцев, которые помогли доставить собранную в январе гуманитарную вещевую и продовольственную помощь на церковный распределительный склад в поселке Восточный.
Слава Богу за все!