30 января, в воскресенье, Неделю 32-ю по Пятидесятнице, память прп. Антония Великого в нашем временном храме состоялся благодарственный молебен по случаю начала месяца, после чего настоятель храма иерей Василий Щур совершил Божественную Литургию. В последующей проповеди батюшка снова рассказал евангельскую историю Иерихонского Слепца, которую мы уже слышали недавно в одном из предыдущих январских воскресных евангельских чтений.
В этот день история Слепца из Иерихона прозвучала на Богослужении в изложении Евангелиста Луки:
Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. (Лк 18:35-43)
Отец Василий рассказал, что Иерихон был богатым торговым городом, где, вдобавок, производились уникальные товары, которые пользовались большим спросом в древнем мире. Место, где располагался этот город, примечательно тем, что находится ниже уровня моря. Может быть поэтому, там были особо благоприятные условия для тех, кто занимался земледелием.
Иерихонский Слепец не видел всего этого, не мог в полной мере пользоваться благами, которые Господь предоставил в пользование жителям благополучного Иерихона. Тем не менее, Слепец не потерял веру в Бога, любовь и доверие к ближним, сохранив чистоту сердца. Это и дало ему возможность проявить себя пред Иисусом, громко называя Его пред всеми мессианским титулом – Сын Давидов.
В Евангелии сказано, что нашлись люди, которые пытались заставить его молчать. Такими людьми вполне могли оказаться книжники и фарисеи, не желавшие признавать Христа – Мессией. Однако Слепец не испугался запретов таких людей, он обратился к Иисусу Христу как к способному помиловать и исцелить от слепоты, чего вряд ли он стал бы просить у обычного человека. Можно объяснить это сказанным в Писании о том, что "…чистые сердцем Бога узрят" (Мф.5:8) .
Слепота духовная, способная низвергнуть человека в тьму кромешную ада, страшнее слепоты телесной. Очищение духовного ока от застящего его греха, очищает и разум, дает возможность правильно понимать и жить по воле Божией. Если же человек этого не делает, то по чьей же тогда, не Божьей воле он живет? Духовный слепец часто руководствуется страстями и иногда гибнет прямо у нас на глазах. Причиной же является то, что такой духовный слепец может, но не хочет обратиться к Богу с покаянной просьбой о духовном прозрении.
Вместо заботы о спасении души, такой, лишенный нераскаянными грехами духовного зрения человек обычно начинает всячески заботиться о своей плоти, угождать ей, тратить на все это много времени и средств.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал верующим взять Иерихонского Слепца за пример для подражания, поскольку Слепец поставил Бога выше всего, что имел. Наличие физического зрения не делает нас в чем-то выше или лучше, ибо не отменяет того, главного факта, что каждый из нас приближается к концу земной жизни, о чем следует помнить постоянно.
За отведенное нам время, мы должны успеть научиться не угождать своей плоти, но управлять ею. Посещение храма, соблюдение поста, домашняя молитва, чтение Евангелия, добрые дела – все это имеет прямое отношению к тому, чтобы властвовать над собственной плотью. Эту непреложную истину следует повторять себе снова и снова, о чем нам снова и снова напоминает евангельское повествование об Иерихонском Слепце, преодолевшем немощную плоть спасительной верой в Бога – сказал батюшка. "Лишних или повторяющихся евангельских чтений в Церкви не бывает", - подчеркнул в завершение проповеди батюшка, затем поздравил причастников, рассказал о предстоящих на седмице службах.
Слава Богу за все!