Великий пост – особенное время, время усиленной молитвы, покаяния, работы над собой и, конечно же, время добрых дел; путь духовного восхождения к великому празднику Пасхи Христовой, самому главному христианскому празднику, самой великой радости, торжеству вечной Жизни, Света и Любви.
На протяжении всего поста и Светлой седмицы наша служба помощи пожилым и одиноким людям «Милосердие» продолжала свою работу. Вокруг нас по-прежнему много людей в сложных жизненных ситуациях. По мере возможностей мы стараемся помогать и духовно укреплять их при активной поддержке прихожан нашего храма под руководством настоятеля отца Василия и клирика отца Георгия.
Дорогие браться и сестры! Мы благодарим вас за активную помощь в сборе теплых вещей, медикаментов, продуктов питания и средств личной гигиены. Все пожертвованное вами было передано в Ангар Спасения, где получают своевременную помощь люди, в силу различных причин оказавшихся без крыши над головой, и в Кризисный центр «Дом для мамы», который служит временным приютом для беременных женщин и молодых мам, которым больше немому помочь. Это постоянные адресаты нашей поддержки.
Однако мы не остаемся в стороне и от просьб о помощи, поступающей и из других мест.
В Светлое Пасхальное воскресенье у нас был приходской праздник. Управа нашего района дала разрешение на проведение нашего праздника в Досуговом центре «Соколинка». На этот раз нам предоставили целый актовый зал с настоящей сценой! Так что наши маленькие артисты из воскресной школы, можно сказать, шагнули на большую сцену.
В этом году нас порадовали и гости – из Раменского дома культуры приехали юные артисты со своим творческим руководителем Светланой Александровной. Ребята были хорошо подготовлены и выступали очень живо и эмоционально. Мы увидели танец Ангела и послушали пасхальную песню, потом была поучительная сценка о послушании и о Пасхе.
Вторым отделением концерта стало выступление учеников нашей воскресной школы. Хочу поблагодарить и детей, и родителей. Детей - за старание, родителей - за терпение, поддержку и помощь в организации праздника. Милостью Божией совместные усилия дали хороший плод – трогательную радость семейного праздника, хорошее настроение и чувство единения. Никому не хотелось расходиться по домам. Думаю, это то, чего нам всем особенно остро не хватает в современном мире.
И стихи, и песни, и подарки, и волнение перед выходом на сцену, и благословение батюшки, и пасхальное яичко, полученное из его рук, и «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» – всё это надолго запомнится детям, возможно даже будет вспоминаться уже подросшими ребятами или уже совсем взрослыми людьми как дорогие и светлые минуты беззаботного радостного детства. Думаю, что такие воспоминания способны будут разогнать печаль в трудные минуты их жизни. И я рада, что им действительно будет, что вспоминать.
Ирина Васильевна, преподаватель воскресной школы
Христос Воскресе, дорогие христиане! Наступили радостные дни – Светлая Пасха Господня.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю, от собственно Пасхи до Недели Фоминой. Эта неделя называется "Светлая Пасхальная Седмица". Каждый день недели тоже называется светлым - Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день - Светлая Суббота.
В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Всю неделю, после Литургии, совершаются крестные ходы около церкви, в которых, носится крест Христов. В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где " времени уже не будет" (Откр. 10, 6).
На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны.
Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.
На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
В пост мы в во многом себя ограничивали, но важно долго накопленное быстро не потратить. Нам нужно сберечь пасхальную благодать.
Церковные правила определяют для человека, встретившего Пасху Христову, как необходимое ежедневное пребывание в храме на Литургии. И Литургия в эти дни короче, чем обычно.
Около двух тысяч лет назад на Святой земле произошло событие, перевернувшее мир, изменившее его навсегда. Воспоминанию о нем посвящен главный православный праздник - Пасха.
Страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа всегда осознавались главными событиями всего Нового Завета. Об этом говорят и Сам Спаситель, и Его ближайшие ученики, и последующие поколения верующих людей вне зависимости от их национальности, уровня образованности или социального положения. Если Христос не воскрес, то вера наша бессмысленна — это утверждение апостола Павла является, пожалуй, самым главным основанием, на котором строится все наследие святых отцов Церкви.
Идущий во имя Господне
— Осанна! Да здравствует наш Царь! Осанна Сыну Давида! Благословен Тот, Кто идет во имя Всевышнего воссесть на престол Израиля! Осанна!
Так в девятый день весеннего месяца нисана (в еврейском календаре первый месяц библейского и седьмой гражданского года. В Торе называется Авив. Приблизительно соответствует марту - апрелю григорианского календаря) ликующая толпа встречала Иисуса - Человека, который въезжал в древнюю столицу Иудеи верхом на молодом ослике. Люди относились к Нему очень по-разному, но все признавали в нем невероятную силу духа, когда Он исцелял больных и говорил Свои проповеди — всегда живые, яркие, бьющие в самое сердце.
Еще вчера этот загадочный пророк — как называли Его многие — воскресил Лазаря из Вифании, пролежавшего мертвым целых четыре дня и уже начавшего разлагаться. Весть об удивительном чуде распространилась молниеносно, и при первом же слухе о том, что Чудотворец направляется в город, местные жители стали резать пальмовые ветви и выходить к Львиным воротам. Они встречали Его с радостью и надеждой — как своего лидера, как триумфатора и законного владыку, который придет и избавит их от позорного римского ига. А там — возможно, даже — и вернет престолу Давида его былое величие.
Но у Спасителя была совсем иная цель. С самого начала Своей проповеди Христос отмежевался от любых претензий на земную власть и настаивал на том, что пришел в мир как Избавитель и Победитель. Но отнюдь не социальной несправедливости, а куда более страшных вещей — греха и смерти. Иисус никогда не отрицал своего царственного достоинства, однако при этом всякий раз подчеркивал, что Его Царство не от мира сего, что путь к торжеству этого Царства лежит через страдания, поругание и смерть. И сейчас Он въезжал на ослике в древний град Сионский, чтобы взойти на престол — на Крест, на Голгофу.
Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Ждём, предчувствуем и в душе приближаем Светлое Христово Воскресение.
Неделю за неделей перелистывает календарь, с каждым днём приближая нас к Пасхе Христовой. У каждой из них свой смысл, «свой резон, свои колокола, своя отметина». Первая прошла в особенно строгом посте, первые четыре дня седмицы мы слушали Великий покаянный канон Андрея Критского, проводили скорбную «ревизию» своих душ и давали Господу обещание наконец «проснуться» и «восстать» навстречу Ему. Первая великопостное воскресенье – неделя Торжества Православия. Это праздник утверждения нашей православной веры. Он установлен в память церковного торжества, которое устроила праведная царица Феодора после церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи. И мы, православные опять и опять укрепляемся в нашей отеческой вере.
Давно ли начался Великий пост? Посмотришь в календарь – много дней назад. Вспомнишь великопостные службы, такие разные, такие особенные и неповторимые, торжественные и скорбные – целая жизнь. А оглянешься – недели Торжества Православия, святителя Григория Паламы, Крестопоклонная, святого Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской – промелькнули одна за одной. На пороге Вербное воскресенье – Вход Господень в Иерусалим; двунадесятый праздник, кульминация Великого Поста, день воспоминания о вершине земной славы Спасителя, торжественно вступившего в Город под ликование толпы.
«Осанна!» – кричали горожане, устилая путь Христа пальмовыми ветвями. Не пройдет и недели, как эти же люди будут исступленно выкрикивать другое. «Распни его!» – и будут упиваться кровавым «представлением». Настроение толпы переменчиво и умело управляется горсткой негодяев, преследующих свои корыстные цели.
Для верующего человека нет сомнений в том, что Спаситель предвидел эту перемену, как и предательство одного из самых близких учеников. И душа Его скорбела прежде телесных страданий, до которых оставалось еще несколько дней.
Память об этих скорбях Христа, его страданиях, крестной смерти и погребении Православная Церковь чтит на протяжении Страстной седмицы. Она приходит на смену Четырередесятнице (Великому посту), являясь отдельным и особенным постом, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни Спасителя.
Первые три дня в Иерусалиме Христос неустанно проповедовал в храме. И в память об этом богослужения первых дней Страстной седмицы особенно продолжительны и насыщенны. На часах прочитываются все четыре Евангелия. В песнопениях отражаются вероучительные беседы Спасителя с учениками, книжниками и фарисеями. Богослужения в целом имеют характер сокрушения о нашей людской греховности.
Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим по-особому переживается в нашей душе, наполняя ее чувством великого благоговения и трепета. Невозможно говорить о нем без всецелого внутреннего сердечного переживания, ведь это праздник особой скорби, особой радости, надежды и утешения! Он является великим уроком от Великого Учителя. Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского (ок. 340 г.) и Епифания Кипрского (конец III – начало IV в.), а его изображения находят на саркофагах IV века. Как говорит нам евангельское чтение в день праздника: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!..» (Ин 12:1–18). Символичны эти библейские стихи.
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ О.НАСТОЯТЕЛЯ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ 7 АПРЕЛЯ С 11 ДО 13.30 ЧАСОВ В ПОМЕЩЕНИИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ БУДУТ ПРОВОДИТЬСЯ МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ДЕКОРИРОВАНИЮ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ В ТЕХНИКЕ РОСПИСИ И ДЕКУПАЖА.
ПРИГЛАШАЕМ ЖЕЛАЮЩИХ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЕТЕЙ.
Мастер-классы бесплатные.
Дорогие братья и сестры, 3 и 4 марта состоялась паломническая поездка по святым местам Костромы и Ярославля. Хотелось бы немного рассказать о тех местах, где нам посчастливилось побывать.
Предварительно перед посещением святой обители, отец Василий рассказывал нам информацию и интересные факты о каждом монастыре в котором нам предстояло побывать, также в монастырях нам были проведены экскурсии, но обо всем по порядку...
Первой нашей остановкой был старинный город Нерехта (Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь) с совершением молитвы у мощей прп.Пахомия. Каждый год в Нерехту приезжают тысячи паломников, потому что здесь находятся 2 женских монастыря,
в каждом из которых есть святыни, известные верующим во многих городах России и в странах ближнего зарубежья. Нерехта – город-музей под открытым небом, входит в перечень исторических городов России.
Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Преподобный родился во Владимире, в то время столице великого Владимирского княжества, в семье священника Никольской церкви Игнатия, его мирское имя – Иаков. Согласно житию, преподобный принял монашество очень рано – в двенадцать лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы, одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Невский.
По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским.
При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен справа от алтаря построенного им храма.
Вплоть до семнадцатого века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во второй половине семнадцатого века. В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор. При рытье рвов для фундаментов 5 мая 1675 года были обретены мощи основателя монастыря, над местом упокоения которых возвели придел
во имя преподобного Пахомия.
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Дорогие братья и сёстры, поздравляем всех вас с началом Великого Поста!
Наверное, многие из нас почувствовали, как после долгой череды праздников, после сытной весёлой Масленицы душа жаждет и ждёт покоя, тишины и обновления. Вот и праздник Сретения Господня в этом году почти совпал с началом Поста. Недаром в народе говорится, что «на Сретение зима с весной встречается». Считается, что в этот день сквозь морозы, сквозь зимние метели чуткая душа чувствует слабое лёгкое дыхание весны. А мы, православные христиане, знаем, что наша Церковь празднует в этот день встречу, «сретение» Ветхозаветной истории с уже родившимся Новым Заветом, когда праведный старец Симеон, так долго ждавший встречи с Мессией, “взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля” (Лк. 2, 28-32). Старец Симеон, дождавшись встречи с Христом, со спокойной совестью, «с миром» ушёл в Жизнь вечную. Празднуя Сретение Господне, и мы будем благодарить Бога за то, что эта встреча в нашей жизни все же состоялась, что в ней наша жизнь и наша будущая смерть обрели тот единственный смысл, с которым можно бесстрашно и радостно и жить, и умирать. Для тех, кто приблизился ко Христу, самое главное – эту близость не потерять. и потому для нас этот праздник – предчувствие Весны Христовой, обновления души, её радостного приближения к источнику Вечной Радости.
8 марта 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством г. Москвы, совершил освящение приставного Престола в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Господь, чудным образом так устроил, что это событие состоялось накануне дня Первого и Второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
По канонам Православной Церкви в одном храме не могут совершаться две Божественные Литургии в один день на одном престоле. В старинных храмах для того, чтобы совершить в выходные и праздничные дни раннюю литургию, богослужения совершаются в пределах, где есть собственные Престолы. Преимущество приставного Престола, который, как ясно из названия, приставляется к основному Престолу, заключается в том, что он позволяет собираться верующим за ранним богослужением в основной части храма.
В храме собралось много народу, все с трепетом и радостью ожидали прибытие епископа Пантелеимона. Дети воскресной школы встречали Владыку караваем и цветами. Преосвященнийший Пантелеимон поблагодарил ребят, сказав, что ему нравиться бывать у нас на приходе, пусть в не большом, но уютном храме.
Служба, возглавляемая архиереем, всегда торжественна. Сегодняшняя служба не стала исключеньем, сослужили епископу Иерей Василий и Иерей Георгий, клирики нашего храма. В память о торжественном мероприятии епископу Пантелеимону наш настоятель храма иерей Василий преподнес писанную икону великомученика, целителя Пантелеймона и красивый букет цветов. Владыка произнес слово, в котором поздравил прихожан с новой святыней в храме.
27 февраля 2018 года в актовом зале домового храма мученицы Татианы при МГУ прошел семинар для настоятелей строящихся храмов, организованный Информационной комиссией при Епархиальном совете г. Москвы во исполнение поручения Святейшего Патриарха Кирилла и постановлений Епархиального собрания (Постановление от 21.12.2015, п. 3; Постановление от 22.12.2016, п. 11).
Почетным гостем и председателем выступил митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, куратор Программы строительства православных храмов в Москве. Модератором — протоиерей Владимир Вигилянский, руководитель Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Участие в собрании приняли более 50 настоятелей строящихся храмов из разных округов нашей столицы.
Открыл встречу протоиерей Владимир Вигилянский. Свое слово он посвятил наиболее важным аспектам информационного сопровождения Программы строительства православных храмов в Москве, а также организации приходской жизни в целом:
— Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы собрались в стенах храма святой Татианы, чтобы обсудить наиболее важные проблемы, связанные с информационным сопровождением Программы строительства православных храмов в Москве и жизни православных общин.
Этой теме особое внимание уделяет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Наш Предстоятель болеет сердцем за дело строительства храмов! Он постоянно интересуется, какие храмы начали строиться, на каких строительство заканчивается. Какие по ходу работ возникают проблемы. Это напоминание всем нам! Строительство храмов – одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед нашей Церковью!
27 февраля в храме святой Татианы при МГУ (ул. Большая Никитская, д. 1) состоялся семинар для настоятелей строящихся храмов в Москве. Встреча была организована председателем Информационной комиссии при Епархиальном совете города Москвы протоиереем Владимиром Вигилянским.
Почетным гостем и председателем выступил митрополит Рязанский и Михайловский Марк, Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, куратор Программы строительства православных храмов в Москве. Модератором — протоиерей Владимир Вигилянский. Участие в собрании приняли более 50 настоятелей строящихся храмов из разных округов нашей столицы.
Владыка Марк тепло приветствовал священнослужителей и их помощников и предложил рассмотреть основные вопросы, связанные со строительством храмов:
— Дорогие отцы, братья и сестры! Строительство храмов – главная тема для всех, кто собрался сегодня в этом зале.
При этом сразу подчеркну, что первой и главной задачей для каждого настоятеля является созидание малой Церкви – православной общины и организация на своем приходе полноценной приходской жизни. Поэтому если средств на строительство большого храма пока не хватает, Святейший Патриарх благословил возводить на новых приходах временные храмы. Ведь каждый новый храм – это духовный и просветительский центр, вокруг которого сплачиваются жители района.
Дорогие друзья! Спешим поделиться впечатлениями от посещения Музея Русской иконы на ул. Гончарной г. Москвы, в котором участвовала молодежная группа нашего храма!
Немного о музее. Он необычен тем, что является единственным в Москве личным собранием древнерусского искусства, доступным в бесплатном формате для широкой публики! В настоящее время музей является одним из самых крупных частных собраний, который насчитывает более 4000 единиц хранения. Основателем музея является крупный Российский бизнесмен Абрамов Михаил Юрьевич. Коллекционированием икон он занимается не только из любви и почитания к ним, но и тем самым участвует в сбережении национального культурного достояния нашей страны, т. к. в коллекцию музея удалось вернуть большое количество икон, которые находились в западных частных коллекциях.
Музей состоит из нескольких отделов: иконы в которых относятся к периоду с 12-19 вв. Первый из них отдел более древних икон (иконы датировки 12-14 веков), так же в этом отделе нам показали святой Крест, который использовался в крестных ходах, датируемый 8 веком.
Для многих из нас было открытием узнать о способе подготовки к написанию икон в древности. Нам описали и наглядно продемонстрировали способ подготовки доски для образа. Но пожалуй, самым интересным было описание приготовления красок из камней (малахит, оникс и т. д.).
Понравилось нам очень и в старообрядческом деревянном молельном доме, который был перенесён из Тверской области и сохранён в целости музеем. Замечательный экскурсовод Анастасия поведала нам много интересного и о старообрядчестве в целом.
Завершение экскурсии было немного необычным для Музея Русской иконы, но оно нас оставило под впечатлением! Дело в том, что в музее есть отдел Эфиопской иконы и Богослужебной утвари! Много неизвестных предметов и ярких способов исполнения икон и Крестов эфиопскими христианами мы увидели!
Потрясающе интересная и запоминающаяся экскурсия! Огромная благодарность коллекционеру Михаилу Юрьевичу за то, что не утаил эти сокровища, но сохранил и явил их для всеобщего изучения и почитания!
А Вас дорогие приглашаем присоединиться к нашему молодежному движению «Благочестие»!
Дорогие братья и сестры! Напоминаем вам, что молодёжное движение нашего храма «Благочестие» совместно с проектом «Общее дело реконструкция деревянных храмов Севера» летом этого года собирается совершить поездку в Карелию. Поездка должна состояться в период с 22 июля по 30 июля.
Сегодня состоялась встреча с координатором проекта «Общее дело» Фетисовой Дарьей в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве (в этом храме находится координационный центр организации). Нами был проработан маршрут к месту расположения часовни Казанской иконы Божией Матери в Пудожском районе недалеко от посёлка Костина гора.
В планы нашей поездки входит разбор завалов, устранение ветхих элементов строения и перекрытие крыши часовни для временной консервации.
Совсем недавно в соседней деревне Погост почил настоятель храма иерей Аркадий Шлыков, который долгие годы трудился в этих местах, совершая Богослужение не только в своём храме, но и в близлежащих населённых пунктах (разброс на десятки, а порой и сотни километров). У участников нашего молодежного движения есть большое желание совершить Богослужение в этом храме и тем самым почтить память отца Аркадия и помочь местным жителям, которые некоторе время будут находиться без духовного окормления.
Поездка разрабатывается с учётом не только рабочих будней, но и отдыха.
Так же сегодня нам была проведена экскурсия по храмовому комплексу в часть преподобного Серафима, при котором действует плотницкая мастерская для желающих постичь азы деревянного зодчества.
Благодарим за помощь и интересную экскурсию Дарью! А Вас, дорогие друзья,приглашаем принять участие в нашей поездке в Карелию! На все вопросы связанные с поездкой Вам может ответить клирик нашего храма ответственный за поезду священник Георгий (тел. 8 926 090 74 74).
Торжество Православия отмечается Церковью в первое воскресенье Великого Поста. Праздник связан с VII Вселенским Собором 787 года, на котором окончательно утвердили почитание икон после периода иконоборчества — ересью, которая это запрещала. Распри закончились к 843 году, и с него же началось празднование этого события. После литургии в первое воскресенье Великого поста служится особый Чин Торжества Православия. В его текстах провозглашается торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и постановления семи Вселенских соборов.
История установления праздника Торжества Православия
VII Вселенский Собор (787г.) закрепил почитание икон.Но иконоборческая ересь, появившаяся вскоре в Греции, распространилась по многим странам. Иконоборчество родилось не где-то за пределами христианства, среди язычников, стремящихся к разрушению Церкви, а внутри самой Церкви, в среде православного монашества — духовной и интеллектуальной элиты своего времени.
Иконоборческая эпоха делится на два периода: с 726 по 787 г. (от указа Льва Исавра до VII Вселенского собора, созванного при императрице Ирине) и с 813 по 843 г. (с воцарения императора Льва V Армянина до созыва Константинопольского собора, установившего праздник Торжества Православия).
Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами в императорский дворец. Видя эту кощунственную акцию, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями. Борьба из сферы теоретической перешла в открытую войну.
Более 100 лет продолжавшаяся борьба породила новых мучеников, кровь которых теперь была на руках и совести христиан. Это была уже не просто борьба за христианскую веру, как в первые 300 лет до Константина, а борьба за непорочное христианство. В первые три века христиан гнали за то, что они не хотели поклоняться идолам, и решили иконоборцы, что иконы - те же самые идолы. И пошли императоры с патриархами опять гнать верующих. Полились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф.
О нем известно сравнительно немного. Родился он около 660 года. Происходил из Палестины. В молодости отрекся от мира и ушел в лавру святого Саввы. Затем оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712 года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля.
Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф – творец стихир и канонов.
Святитель Андрей написал полные каноны, до сих пор используемые в богослужении: Великий, на Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы.
Для святителя Андрея характерен особый стилистический почерк, особая система образов, нередко уходящих в раннехристианскую палестинскую архаику, например образ ребр Христовых как чаши (Великий канон, песнь 4); его стиль, сжатый, строгий и учительный, его простой язык узнаются сразу.
Литургия Преждеосвященных даров – одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.Единственная литургия, на которой не происходит Таинство Евхаристии — превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Оно происходит заранее — на литургии Иоанна Златоустого или Василия Великого, на которой специально заготавливается Причастие. Другими словами, Литургия Преждеосвященных Даров — богослужение, заменяющий полную литургию в будние дни Великого Поста. «Обычная» литургия — самое праздничное и торжественное богослужение и поэтому не служится в будни во время поста.
Служба длинная — к самой литургии присоединяется утреня, часы и изобразительны. Но это делает ее не только продолжительной, но и наполненной особым смыслом: песнопения и тексты службы настраивают нас на покаянный, великопостный лад. Как правило, Литургия Преждеосвященных Даров совершается утром, но в некоторых храмах есть обычай совершать ее вечером — это удобно для тех, кто в будни не может попасть в храм с утра.
Субботы и воскресенья Великого поста постными днями не считают. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное. (Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи.) А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия. Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно.
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы.
Сегодня, 18 февраля после Божественной литургии в храме состоялось чаепитие. Наши прихожане, следуя традициям Масленичной недели, принесли блины. На чаепитии, Отец Василий ответил на вопросы прихожан:
- что такое пост?
- как совместить светские праздники и церковные?
- что такое соборование? и на многие другие.
В конце чаепития все присутствующие были приглашены на вечернее богослужение с чином прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой.
В 15-00 состоялась вечерня с чином прощения. В своей проповеди, Отец Василий обратил внимание, что Прощено воскресенье, это прекрасный повод положить конец старым ссорам и обидам между супругами, детьми и родителями и примириться со всеми близкими. Это все нужно для того, чтобы с чистым сердцем вступить в Велики пост, а Великий пост это время молитвы и покаяния.
Великий пост – самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют название «святая четыредесятница». Седьмая, последняя неделя перед Пасхой – Страстная седмица.
В основе Великого поста – подражание сорокодневному посту Христа в пустыне.
Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. Он начинается не ранее 15 февраля и оканчиваясь не позднее 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. При этом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост. В 2018 году пост начинается 19 февраля и заканчивается 7 апреля. 8 апреля – Пасха, Светлое Христово Воскресение. Наиболее строгие недели поста – первая и последняя (Страстная).
Что важно знать о Великом посте?
Великий пост — важнейший и самый древний из четырех многодневных постов церковного года. Некоторые источники уже в V веке сообщали, что сорокадневный пост перед Пасхой — Апостольское установление.
Пост — время лечения души. Главный смысл поста заключается в отказе не столько от увеселений или мясных котлет, сколько от раздражения, зависти, тщеславия и других грехов. Этот период перед Пасхой иногда называют «весной души», потому что в дни поста мы можем сделать себя лучше и чище.