Храм святого преподобного Александра Свирского

Патриаршее Подворье. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Список записей

Нам помогают:

dar rechi 1

Сайт посетило:

289219
СегодняСегодня120
На этой неделеНа этой неделе1133
В этом месяцеВ этом месяце4955
ВсегоВсего289219

Дневник прихода

   Ну вот,  и пришла в Москву настоящая осень. Прихожане заканчивают дачный сезон, возвращаются из летних путешествий и паломничеств. Вместе с церковным Новолетием и мы начинаем новый учебный год.    Снова открыта воскресная школа для детей и  взрослых По вторникам отец настоятель будет проводить для взрослых просветительские беседы, посвященные Апостольским посланиям. Детская шахматная школа тоже ждёт учеников, а ещё планируются кружки резьбы по дереву и работы с бисером. Директор воскресной школы Ирина Васильевна собирает для детей библиотеку, можно приносить ей хорошие детские книги (не только духовного содержания).

   С наступлением Новолетия начинается новый годовой круг православных праздников. На проповеди после праздничной службы Рождества Преславной нашей Владычицы Богородицы батюшка рассказал нам о том, насколько промыслительно именно этот праздник начинает новый церковный год. Ведь когда Господь решил войти в человека Святым Духом и полностью изменить его, Рождество Девы Марии стало начальной, поворотной  точкой новой эпохи жизни человека во Боге. Рождество Девы Марии ознаменовало не только рождение боголюбивой девочки, но и означало начало перестройки всей вселенной, всего космоса, всего существа человека. Дева Мария стала в этом новом мире первым новым человеком. Дева Мария родилась – и теперь спасение стало заключаться только в том, желаем ли мы дать Богу действовать в нас. И желаем ли мы сами действовать с Богом. Пресвятая Богородица, спаси нас!

   А через несколько дней, 27 сентября, снова праздничная служба – Воздвиженье Креста Господня. Это один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви. В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, около горы Голгофы в Иерусалиме. Несмотря на будний рабочий день, в храме собралось немало прихожан. Главным моментом богослужения был вынос Креста отцом настоятелем, одетым в фиолетовое облачение. Все молящиеся в храме прикладывались к святыни, а батюшка помазывал их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту всеми пелся вместе с хором тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Крест лежал на аналое до 4 октября — дня отдания праздника, когда он снова вернулся в алтарь.

   А последний день сентября – ещё один праздник – день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На Руси это день называли «вселенскими бабьими именинами» – уж больно много русских женщин носили эти имена. А ещё вера, надежда и любовь – это три христианские добродетели, к которым стремится любая женщина-христианка, какое бы имя она не носила. Впрочем, все христиане, не только женщины, воспитывают в себе эти лучезарные добродетели. И в Первом послании коринфянам апостол Павел говорит «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор 13:13). В этот день в храме поздравляли наших прихожанок, носящих эти славные имена, а батюшка каждой из них подарил по розе. Ещё в сентябре поздравляли с именинами Раису Алексеевну и Елену – долгих счастливых дней им и всем нашим чудесным женщинам, трудящимся в храме!

   В сентябре мы принимали гостью – настоятельницу Введено-Оятского монастыря игуменью Иоанну. Это монастырь, где покоятся мощи наших святых – Сергия и Варвары Островских, родителей преподобного Александра Свирского. Отец Василий показал  матушке игуменье наш храм, а она подарила приходу икону Преподобных.

   У отца настоятеля большие планы. После того как смонтировали сигнализацию и поставили храм на охрану, есть намерение сделать звукоусиление – микрофон и колонки – чтобы не только внутри церкви было слышно слово из алтаря, но и во дворе рядом с храмом можно было слушать службу (например, иногда мамы и бабушки с маленькими детьми вынуждены выходить на улицу).

   А самое большое дело на  сегодняшний момент, затеянное батюшкой – строительство нового здания воскресной школы – в старой стало уже тесновато. Дело это сложное, затратное, и отец Василий призвал всех к горячей молитве нашим святым о ниспослании помощи в осуществлении этого очень важного для нас замысла. Будем молиться Господу Богу и святым преподобным Александру, Сергию и Варваре.

Слава Богу за всё!

 

   Вот и прошло короткое городское лето – пробежало, прошумело, просвистело… Летом в храме прихожан меньше – у кого-то отпуск, кто-то сидит на даче с детьми или внуками. А между тем своим чередом прошли летние праздники – День Петра и Павла, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. В праздник Происхождения честных древ Животворящего Христа, у нас называемого Медовым Спасом, отец Василий освятил в храме привезённый им из Белоруссии и принесённый прихожанами мёд. Приезжал в наш храм впервые куратор программы «200 храмов» В. И. Ресини. На территории храма провели совещание о строительстве основного храма шёл. А ещё перед этим батюшка познакомил нас с предварительным (возможным) проектом постоянного храма, выполненным в мастерской Гильдии храмоздателей А. А. Анисимова. Дух захвалило от красоты предложенного архитекторами проекта – храмового комплекса в стиле Псково-новгородской северной архитектуры, а от озвученной стоимости проекта дух захватило ещё больше. Но всё в руках Божьих – помог Господь нам построить нашу временную церковь, надеемся на Его благословение и дальше. Будем молиться Господу и нашему святому покровителю Александру!

   Но вот лето позади, прихожане возвращаются в Москву, и жизнь возвращается к своему привычному ритму. 11 сентября отметим престольный праздник – день прп. Александра Свирского. Сентябрь многое начинает в нашей жизни: начинается новый учебный год, 14 сентября по новому стилю (1 сентября по старому) – Начало индикта – церковное новолетие. А у нас 18 сентября годовщина официального существования нашего храма – уже прошёл целый год со дня его освящения. Нет, всего только год! Кажется, что это было уже давно – так многое за это время изменилось. Что ж, «цыплят по осени считают», давайте вспомним, что подарил нам  Господь за это время.

   Год назад в храме практически были только стены, потолок и фанерный пол. Почти не было своей утвари и облачений, почти не было икон. Пространство вокруг представляло собой строительную площадку. Многое мы делали своими руками, отделывали нашу церковь изнутри, обустраивали территорию, порой работали до поздней ночи. Надо было решить технические вопросы, устроить освещение и водоснабжение.    Сейчас нарядная белоснежная церковь утопает в цветах. На службу призывают колокола. Поёт свой маленький хор. Внутри храма множество икон, включая и старинные, образ святого преподобного Александра Свирского с частицей мощей, частицы мощей преподобных жён Дивеевских; распятие с Голгофским камнем, привезённым из Иерусалима отцом настоятелем. У нас есть всё, что нужно для богослужений, храмовое Евангелие, Плащаница, священническое облачение и стихари для алтарников. Работает трапезная.

   Всё у нас в этом году было впервые. Первое Рождество и первое Крещение, затеянная батюшкой и построенная им вместе с прихожанами Крещенская купель. Батюшка положил почин, и вслед за ним многие приобщились к старинной русской традиции Крещенского купания – а некоторые в первый раз. Ничего, с Божьей помощью никто не заболел. Первый Великий Пост с каноном Андрея Критского и Соборованием, Благовещение с трогательным обрядом выпускания на волю птичек, а потом первая праздничная, торжественная Пасха. Храм был полон народа, радостные, счастливые прихожане прошли крестным ходом вокруг храма, практически все, кто остался до конца службы, причастились Святых Таин, все поздравляли друг друга и батюшку, батюшка благословлял нас, а потом все вместе разговелись в трапезной. Это был незабываемый день!

   В прошедший год мы много путешествовали вместе, были паломничества в московские и подмосковные монастыри, и дальние паломничества на несколько дней. Вот их неполный перечень: Троице-Сергиева Лавра, московские монастыри – Донской, Данилов, Ново-Спасский, Перервинский, подмосковные – Ново-Иерусалимский, Саввино-Сторожевский, Иосифо-Волоцкий; обители преподобного Александра Свирского и его святых родителей, Валаамский монастырь, монастыри Костромской и Ярославской областей, обитель святого Серафима Саровского Дивеевский монастырь, монастыри Мурома, Псково-Печерский монастырь и монастыри псковской земли, монастыри Белоруссии. Поездка за границу на Святую Землю (Израиль), а в декабре готовимся отправиться в гости к святителю Николаю Чудотворцу в Бари. А в скольких святых местах ещё хочется побывать!

   Целый год наши дети и внуки учились в воскресной школе и занимались в шахматном кружке, да и мы сами тоже учились: изучали Деяния святых Апостолов, церковную историю и литургику, научились печь просфоры и познакомились с азами иконописи.

   А самое главное, что мы целый год учились быть приходом. У каждого из нас своя «церковная» история – кто-то воцерковлён уже давно и рад, что наконец-то появился храм невдалеке, к которому не надо ехать час на перекладных, кто-то раньше заходил в церковь только на Пасху и Рождество, да чтобы подать записки за близких, и весь год привыкал к обязательности воскресных служб, а кто-то и вовсе только что крестился. Кто-то почти что жил в храме, а кто-то бывал не каждое воскресенье. Мы старались быть вместе, вместе решать и делать. Не сказать, чтобы всё получалось, но мы в начале пути и будем идти дальше.

   А если что-то получилось, то это благодаря Богу нашему, который всех нас собрал здесь, благословлял и благословляет, учит и наставляет. Без него здесь вообще ничего бы не было. Слава тебе Боже наш, слава Тебе!

   Поздравляем всех с наступающим Новым Годом, церковным годом!

   Слава Богу за всё!

Наступившим летом Господь щедро дарит нам свои милости!

Пришла пора отпусков, за город, на дачи и в деревни разъехались бабушки с внуками, но приходская жизнь продолжается, и те, кто остались в городе и приходят в храм, вознаграждаются духовными радостями и благодатью.

В сове время отпраздновали Троицу; нарядный, весь в цветах, храм был похож на рощу с зелёной травой под ногами и запахом молодых берёзок и свежескошенного сена. Солнце сияло, и, кажется, сама природа радовалась. Не зря в народе раньше говорили: «На Троицу вся земля именинница, сам Господь её посещает, по всей земле проходит!»

После Троицы наши прихожане вместе с батюшкой совершили паломническую поездку в Свято-Троицкий Дивеевский монастырь, и это паломничество подарило неожиданную и большую радость: теперь каждый из нас может поклониться частицам честных мощей Дивеевских святых, которые отныне пребывают в нашем храме. По просьбе отца Василия и по благословению игумении обители матушки Сергии храму были переданы частицы святых мощей преподобных жён Дивеевских Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии и преподобной Матроны. С радостью и благоговением привезены они в Москву и помещены в специальном ковчежце в храме. Встречали их торжественно, всем приходом, отслужив молебен Святым.

Матушка Александра (Агафья Семёновна Мельгунова) – основательница и первая игумения Дивеевского монастыря. Богатая помещица, в тонком сне сподобившаяся видения Пресвятой Богородицы, по её повелению основала в том месте, которое указала ей сама Пречистая, обитель, уготованную стать четвертым уделом Богородицы во Вселенной после святой горы Афона, Иверии и Киева. «Матушка Агафья Семеновна великая жена и всем нам благотворительница была и столь изобиловала благодатию Божиею, скажу вам, что удостоилась дара духовного... Великая и святая жена была она, матушка Агафия Семеновна, вельми великая и святая!» — говорил про Дивеевскую первоначальницу батюшка Серафим, которому именно матушка Александра передала бразды духовного попечения о Дивееве перед своей кончиной.

Преподобная Марфа пришла в обитель отроковицею 13-лет и всего через шесть лет отошла ко Господу, но прославилась такой подвижнической жизнью, что батюшка Серафим о её посмертной судьбе говорил: «Какой она милости сподобилась от Господа! В Царствии Небесном у Престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит!» По словам Преподобного, она является начальницей над Дивеевскими сиротами в Царствии Небесном, в обители Божией Матери.

Преподобная Елена, Елена Васильевна Мантурова, пришедшая в монастырь по своему горячему желанию, была дворянского рода, но, вскоре после поступления в Дивеевскую обитель назначенная преподобным Серафимом начальницей Мельничной обители, несла все послушания наравне с сёстрами. Зная нужду многих бедных сестер, а также нищих, она раздавала им всё, что имела и что получала от других, безвыходно пребывала в церкви, читала по шести часов кряду Псалтирь, так как мало было грамотных сестёр, и ночевала поэтому в церкви, немного отдыхая на камне где-нибудь в сторонке на кирпичном полу. Непостижима ее смерть. По благословению батюшки Серафима вылеченный им от тяжелой болезни брат Елены Васильевны Михаил Васильевич Мантуров продал свое имение, отпустил на свободу крепостных людей и, сохранив до времени деньги, поселился на купленной Еленой Васильевной земле со строжайшей заповедью: хранить её и завещать после смерти Серафимовой обители. Батюшка всё, касающееся устройства Дивеева, поручал только ему одному; все это знали и свято чтили Мантурова, повинуясь ему во всем беспрекословно, как распорядителю самого батюшки. Когда Михаил Васильевич заболел злокачественной лихорадкой, и эта болезнь была к смерти, отец Серафим призвал к себе Елену Васильевну и благословил её умереть за брата, что она и исполнила, уйдя ко Господу двадцати семи лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет.

Блаженные Пелагея, Параскева и Мария – дивеевские блаженные – видели мир духовными очами и вели непрерывную борьбу с духами тьмы, призывая на помощь Господа. Душа юродивого любит горний мир и пренебрегает земными законами. Часто, как умалишенный, юродивый смеется над тем, к чему привязано наше грехолюбивое сердце — славой, богатством, тщеславной гордостью, телесной красотой, удобствами жизни, наслаждениями плоти, сребролюбием, покоем. Он подвергает свою плоть физическим испытаниям, а душу внешнему осмеянию и поруганию. И, достигая высшей степени блаженства, такие люди с глубоким состраданием взирают на впадающий в грех мир и молятся о нем. Таковыми были дивеевские блаженные Пелагея, Параскева и Мария.

Преподобноисповедница инокиня Матрона (Власова) входит в сонм новомучеников российских. Советская власть арестовывала её трижды. В общей сложности она провела в сталинских лагерях восемнадцать лет. Власти обвинили мать Матрону в проведении «вражеской работы», пытались заставить оговорить священников. Но усилия следователей ни к чему не привели. В деле даже имеется справка о том, что «лиц, скомпрометированных показаниями арестованной Власовой М. Г., в следственном деле не имеется». В состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских XX века преподобноисповедницу Матрону (Власову) включили в 2001 году.

Святые жёны Дивеевские, молите Господа о нас!

Прошло немного времени после встречи Святых мощей, и вот у нас новая радость: первый престольный праздник – день памяти святых преподобных Сергия и Варвары Островских, родителей преподобного Александра Свирского, в честь которых освящён наш временный храм. В миру преподобные звались Стефан и Васса. Жили они в селе Мандеры, которое располагалось на реке Ояти напротив древнего Введенского Островского монастыря. Подобно святым Петру и Февронии, которых мы вспоминали незадолго до этого, родители преподобного Александра Свирского прожили долгую жизнь в добром супружестве, под старость по слову сына своего преподобного Александра раздав своё имение и удалившись в Островский Введения во Храм Пресвятой Богородицы монастырь, где приняли постриг с именами Сергия и Варвары и, пожив благочестно, мирно отошли ко Господу. Чудотворцами прп. Сергия и Варвару называли уже в XVIIвеке, видимо, у их гробниц бывали случаи чудесной помощи с верою её просящим. Но в ту пору систематических записей в монастыре, в силу его малочисленности и бедности, не велось, и сведений о них не сохранилось. В описании монастыря 1873 года отмечалось: «Окрестные жители и посещающие монастырь богомольцы с древних времён глубоко чтят память родителей Преподобного Александра Свирского, покоящихся во Введенском монастыре, и всегда с благоговением и усердием молятся во время панихид, отправляемых при тех гробницах». За свою богоугодную жизнь Сергий и Варвара были канонизированы Церковью и прославлены в чине преподобных. Святые преподобные Сергие и Варваро, молите Бога о нас!

К престольному празднику Господь послал нам новый подарок: наконец были готовы и прибыли в храм заказанные уже давно колокола. На праздничном чаепитии батюшка рассказал нам о промыслительном «совпадении»: когда он заказывал колокола на заводе, просил сделать их пораньше, например, к Троице. Но раньше не получалось, и наметили срок 10 июля. И вот уже после того, как заказ был согласован, вспомнилось, что как раз 10 июля у нас престольный праздник. Так что этот день был ознаменован освящением 9-ти колоколов, на самом большом из которых есть и изображение нашего святого Александра Свирского (тоже «совпадение» - это клеймо было разработано и опробовано на заводе как раз перед приездом туда отца Василия). Освящал колокола Благочинный отец Александр, который поздравил батюшку и приход с первым престольным праздником. Прислала поздравление и игумения монастыря-«побратима» – Введено-Оятского женского монастыря, в котором покоятся мощи святых преподобных Сергия и Варвары.

Колокола уже подняты на колокольню, и первый звон прозвучал в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Теперь дело за искусным звонарем! Вспоминается, как в Ростове Великом возле звонницы специально собираются туристы и паломники, чтобы послушать знаменитый ростовский звон. А ещё батюшка пообещал устроить экскурсию на колокольный завод. Будем ждать с интересом.

Впереди праздник Казанской Божьей Матери, и нас ожидает новая радость: надеемся наконец увидеть отреставрированный и помещённый в новый киот старинный образ Казанской Божьей Матери, о котором мы уже рассказывали. Пресвятая Богородица, спаси нас!

Не прекращаются летом работы по благоустройству храма и территории возле него. Усилиями братьев по главе с отцом Василием было сделано огромное дело: вкопали в землю и утеплили гигантский контейнер для воды ёмкостью в 5 тонн. Постороннему человеку это может показаться малозначащим событием, но что это значит для всех, кто трудится в храме, для сестёр, работающих в трапезной, для рабы Божьей Елены, ухаживающей за цветами возле храма и поливавшей их из леечки! Сколько раз оказывалось, что вода в храме заканчивалась и её приходилось носить из дома. Теперь эти проблемы позади, спаси Господи батюшку и братьев за их тяжелый труд!

Вот такими были наши радости и праздники в начале этого лета. Но не будем расслабляться – отец Василий уже обозначил нам следующие задачи и заботы: собираем деньги на колонки и микрофон, чтобы служба была слышна и тем, кто вышел в церковный двор, и на крестильную купель для взрослых.

Слава Богу за всё!

Вот уже прошло сорок дней после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

По Своём Воскресении ещё в течение сорока дней Господь Иисус Христос ходил по земле, не раз являлся апостолам, научая их основам созидания Церкви и распространения истинной веры. В сороковой день, когда совершилось последнее такое явление, Господь, дав ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа – третьего Лица Святой Троицы, вывел учеников из Иерусалима на Елеонскую гору по дороге к Вифании и, благословляя их, стал возноситься на небо, «и облако взяло Его из вида их». Вознесением завершилось земное служение Бога Сына.

Сегодня вечером мы соберёмся в храме, чтобы «проститься» с вочеловечившимся Христом и вспомнить, что победив смерть, дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Он совершил и большее – в Своем Лице вознес человеческую природу к Престолу Бога Отца, в горные обители, предуготовив этим естество человека к принятию Святого Духа, которого Он обещал послать людям Своим от Отца.

А в прошедшее воскресенье мы встречали в нашем храме дорогого гостя – епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, который возглавил в тот день Божественную Литургию. Встречали Владыку дети с цветами и караваем, а прихожане на его возглас «Христос Воскресе!» ответили радостным и дружным «Воистину Воскресе!» Архирейская служба всегда необыкновенно красива и торжественна,  хор семинаристов звучал мощно и вдохновенно, а причаститься Святых Таин из рук епископа – особая радость. После службы Владыка поздравил нашего дорогого отца Василия с Днём Рождения – 30-летием, отметив, что благодаря усилиям батюшки наш храм необыкновенно изменился и похорошел за небольшое время, прошедшее после его освящения в сентябре прошлого года. Сказал Владыка и ещё немало тёплых слов в адрес отца Василия, пожелав ему здоровья и сил для многотрудного служения. После «Многая лета» батюшке, дружно пропетого всем храмом, взяли слово прихожане в лице неутомимой Ирины Васильевны, зачитавшей стихотворную оду в его честь. Присоединяемся и мы ко всем поздравлениям и пожеланиям! Благодарим Владыку за радость, разделенную с нами! Даже капризная и переменчивая московская погода отложила на день приход холодных дождей и порадовала нас солнышком, подарив возможность тёплого душевного чаепития на свежем воздухе с пирожками и тортами в честь Дня Рождения батюшки.

А через два дня, после акафиста Преподобному, батюшка рассказал нам о недавно появившихся интересных храмовых иконах, одна из которых оказалась воистину многоценной. Наверное, многие видели в нашем храме среди копилок для пожертвований на разные нужды копилку с надписью «На реставрацию храмовой иконы XVIIIвека». Оказывается, это икона Казанской Божьей Матери, принесённая в церковь пожилой женщиной, которая уже преставилась ко Господу. Конечно, батюшка не отверг икону Владычицы и отдал её реставратору, чтобы привести в порядок. И каково же было изумление, когда реставратор сообщила, что под несколькими слоями краски обнаружила старинный образ XVIIIвека. Конечно, реставрация такой иконы музейного уровня потребовала уже другой работы другого уровня, так что собираем средства и ждём в наш храм старинную икону! Ещё две старые, явно дореволюционные иконы, попавшие в храм таким же образом, ждут своей очереди на реставрацию. Батюшка показал их нам – это образ Спаса Нерукотворного и образ Спаса Вседержителя. Наверное, они не такие старинные, как Казанская Божья Матерь, но и они притягивают к себе взгляд, не отпускают, и хочется увидеть их занявшими своё достойное место среди наших храмовых икон.

Ангела Хранителя в дорогу нашим паломникам, уезжающим сегодня на Валаам. Ждём от них отчета о путешествии.

Ещё раз поздравляем с юбилеем нашего батюшку!

Слава Богу за всё.

Христос Воскрес, дорогие братья и сёстры!

За время Великого Поста мы постарались подготовиться к встрече с воскресшим Христом, открыть ему наши сердца и души, и вот день Воскресения Спасителя настал, и мы радуемся вместе с Христом, а он радуется вместе с нами. Постараемся же сохранить это светлое и радостное чувство как можно дольше!

Светлому дню Христова Воскресения предшествовала строгая и напряженная Страстная неделя. Службы были каждый день, утром и вечером. Те, кто мог, были в храме почти весь день, другие– те, кто работают – старались зайти хотя бы утром или вечером, до или после работы. Окончательно подготовили к Пасхе храм и территорию вокруг. В Великий четверг по традиции все, кто смогли, причастились Святых Христовых Тайн. Это день воспоминания Тайной Вечери, когда сам Спаситель установил таинство Евхаристии: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» Вечером служилась особая служба с чтением благовестия о страданиях и смерти Богочеловека, разделенного на 12 чтений Евангельских – страстных Евангелий. Все прихожане стояли со свечами, зажигаемыми во время каждого чтения, а после службы старались этот огонь донести до дома, чтобы освятить жилище. Tе, кто пропустил эту службу из-за работы или домашних хозяйственных забот, много потеряли.

В Великую Пятницу Литургии не было, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершались Царские Часы. Потом из алтаря на середину храма, на особо подготовленный стол, вынесли Плащаницу, она оставалась там до вечера Великой Субботы, и все поклонялись перед ней, лобызая язвы Иисуса Христа, распятого ради нас. На вечерней службе совершался чин погребения Плащаницы с крестным ходом. Великая Пятница – самый тёмный и страшный день в году, день смерти Спасителя. А Великая Суббота уже вся наполнена ожиданием скорого Воскресения Христова. С утра светит яркое солнце, мы собираемся на Литургию, а во дворе храма уже стоят столы для освящения пасхальной трапезы. Приходят жители окрестных домов, заходят в храм, чтобы помолиться или даже просто поставить свечи – наверняка, кто-то из них потом придёт и на службу и, дай Бог, станет прихожанином нашего храма. Но пока тем, кто пришли пораньше, чтобы просто освятить куличи и яйца, пришлось подождать окончания

Литургии; были недовольные (нам ведь всегда хочется, что всё было быстро-быстро и без задержки), но, к счастью, погода была чудесная, батюшка для них произнёс небольшую проповедь, и, надеюсь, в обиде никто не остался. Наша рукодельная Ирина Васильевна там же, рядом с храмом, проводила мастер-класс по росписи пасхальных яиц, народ всё

шёл и шёл, а батюшка всё освящал пасхальную снедь до самого вечера. К началу вечерней службы храм преобразился – великопостные синие лампадки поменяли на радостные красные, везде расставили яркие цветы, светильники украсили маленькими разноцветными яичками, а хорос – огромным алым яйцом – символом Пасхи. К началу вечерней службы храм полон народа, у всех радостное, приподнятое настроение, заметны красные платочки и кофточки прихожанок. И вот начинается самая главная, самая торжественная служба в году. Сначала совершилась полунощница, в конце которой перенесли Плащаницу с середины храма в алтарь и положили её на Престол, где она останется до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых. А потом торжественный крестный ход во главе с батюшкой обошёл вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе…» и на радостный возглас «Христос Воскресе!» единым голосом ответил «Воистину Воскресе!» Праздничная служба длилась до 4 часов утра, хор пел радостно и возвышенно, мы все приняли в свои сердца Слово Иоанна Златоустого: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!» А после причастия Святых Христовых Таин, получив из рук батюшки в подарок по пасхальному яйцу, прихожане собрались на совместную приходскую трапезу со столами, ломящимися от угощений. Спаси Господи сестёр, потрудившихся и вложивших душу в это праздничное застолье! Все бесконечно друг друга поздравляли и благодарили: батюшку, прихожан, алтарников, хор. У всех была возможность сказать слова, идущие от души, Мария и Любовь исполнили Пасхальные песнопения, и расходиться совсем не хотелось, несмотря на уже взошедшее солнце, ярко светившее в окно трапезной.

Христос Воскрес! Слава Богу за всё!

Готовимся к Светлому дню Воскресения Христова!

7 апреля – великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует старинная русская традиция – выпускать в этот день на волю птиц. Александр Сергеевич Пушкин писал:

     В чужбине свято наблюдаю
     Родной обычай старины:
     На волю птичку выпускаю
     При светлом празднике весны.
     Я стал доступен утешенью;
     За что на Бога мне роптать,
     Когда хоть одному творенью
     Я мог свободу даровать!

Сейчас возродили этот трогательный и красивый обычай, тем, кто пришли в этот будний день в храм, после Литургии раздали голубей, и белая стая взлетела в небо. Жалко, что день был рабочий, и не все смогли поучаствовать в праздничной службе. Конечно, особенно радовались детки, и им, наверное, этот день запомнился надолго. Радость праздника разделил с нами наш дорогой гость – духовник братии Александро-Свирского монастыря иеромонах Игнатий. Скоро батюшка с группой прихожан поедут в Александро-Свирский монастырь с «ответным визитом» - в паломническую поездку к Преподобному. Ангела-Хранителя им в дорогу! (Осталось ещё три места, можно успеть записаться в поездку.)

Сейчас в нашем храме закончены последние ремонтные работы. Братья под руководством батюшки работали несколько дней, иногда до поздней ночи. Сёстры помыли окна, возле храма уже растут первые цветы, и к Пасхе должны зазеленеть газоны.

Свои души и сердца мы тоже готовим к Светлому Дню. За время Великого Поста батюшка провел три Соборования. Радостно видеть, что всё больше людей приходят в храм. В прошедшее воскресенье причащались Святых Тайн больше шестидесяти человек, а к Кресту подходили больше ста.

Ещё у нас теперь есть Плащаница, на которую собирали деньги всем приходом, так что к торжественным  службам Страстной Седмицы и Пасхи всё готово. Наконец готов и киот к храмовой иконе наших святых Сергия и Варвары Островских.

На прошлой неделе произошло сразу несколько радостных событий.

Перед воскресной Литургией на водосвятном молебне отец Василий освятил икону священномученика Владимира, частичка мощей которого зашита в антиминс. Святого Владимира (Четвертина), священника Христо-Рождественской церкви села Брахман-Гарт Симбирской губернии, расстреляли большевики в 1918 году. Родился он в 1894 году в этом же селе в простой благочестивой семье, был сначала учителем, потом псаломщиком в церкви. В возрасте 36 лет, успешно окончив миссионерские курсы в Казанской Духовной Академии, Владимир был рукоположен в сан священника, и успевал не только исправно служить Господу, совершая церковные таинства и исправляя необходимые людям требы, но и учительствовать в местной церковноприходской школе, будучи также законоучителем в школе соседнего села. К 1915 году у отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Прочих же детей батюшка с матушкой воспитали достойно: продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства, а трое его сыновей также приняли мученическую кончину, будучи расстрелянными. Божия благодать сохраняла и питала священника, подавая силы для несения многочисленных послушаний и обязанностей. Наступила година великой смуты на Руси. Брат восстал на брата, и множество мучеников и исповедников Христовых мучением и даже смертью своей засвидетельствовали верность ко Господу. Пострадал за Христа и отец Владимир, отказавшись сотрудничать с большевиками. Он был арестован и осуждён на расстрел. За свои честные страдания священномученик Владимир сподобился стояния одесную престола Господня, явное свидетельство чему его пречестные мощи, чудесным образом сохранившиеся нетленными в могиле, сквозь которую протекал холодный ключ. Нетленными остались и нательный крестик, и Святое Евангелие, вложенное в руку святого. Учительствуя и направляя людей на путь Истины при жизни, святой священномученик Владимир и поныне не забывает о своей земной пастве. Священномученик Владимире, моли Господа Бога о нас!

В тот же день, в воскресенье, после водосвятного молебна батюшка благословил алтарников храма стихарями, приобретёнными тщанием нашего прихожанина. Батюшка напутствовал алтарников, сказав, что, хотя над ними не совершается таинство священства и они лишь получают благословение от настоятеля храма, звание алтарника является первым, малым приближением к Алтарю, и они должны благоговейно относиться к своим обязанностям. Помогай им Господь!

А на нашем традиционном чаепитии после Литургии батюшка поделился ещё одной радостной новостью: у нас скоро будут колокола! Храни Господь благодетеля, который оплатил комплект из семи колоколов; заказ на заводе уже сделан, и к празднику Петра и Павла колокола должны зазвучать. Хозяева завода даже пригласили побывать у них с экскурсией, чтобы увидеть всё своими глазами. Мастера посоветовали для полного звучания к заказанному комплекту из семи колоколов добавить ещё два. На них надо собирать деньги.

Ещё одно событие: в воскресенье прошёл мастер-класс по выпеканию просфор под руководством опытного просфорника Кирилла Андреевича. Может быть, скоро у нас будут свои просфоры?

Продолжает работать Воскресная школа, продолжается воскресная учёба для взрослых, прошёл творческий вечер, на котором прихожане читали духовные стихи. Снова начала работать пирожковая палатка. Жалко, что Пост уже кончается, так не хватало вкусных постных пирожков. Зато уже продаются пасхальные пряники и веточки вербы, которые будут освящаться в праздник Входа Господня в Иерусалим.

Поздравляем наших Марину и Александра с рождением дочки!

Слава Богу за всё!

     Быстро проходит время! Вот уже идёт третья неделя Великого Поста. В храме все облачения поменялись на чёрные, вместо красных лампадок – синие. Те, кто могут прийти в храм в рабочие дни, посещают длинные Великопостные Литургии Преждеосвященных Даров. В прошедшую субботу прошло первое соборование, будут ещё два. Приходите! В Родительские субботы в храме собираются много людей помянуть своих близких на панихидах, а дома мы читает за своих близких – живых и усопших – Святую Псалтырь. Начинаем готовиться и к Светлой Пасхе – кажется, ещё не скоро, а не успеешь оглянуться, она уже тут! На нашем традиционном чаепитии после воскресной службы батюшка наметил план работ. Есть чем заняться и братьям, и сёстрам. Братьям придётся поучаствовать в ремонте крыши и потолка алтаря (его заливало водой через швы крыши), а сёстрам надо убрать храм перед Пасхой. Скоро растает снег, и надо будет привести в порядок нашу территорию, подумать о газоне и цветах, чтобы Светлый День Воскресения Христова встретить в радости. На чаепитии батюшка показал подарки от благодетелей – великолепный фонарь, который будет над входом в храм освещать икону наших святых – Сергия и Варвары Островских, – и алтарный колокольчик. Надеемся, что в своё время у нас появятся и большие колокола на звоннице. Уже планируются следующие паломнические поездки к Святым местам – в мае собираемся опять, как и год назад, съездить к нашему Преподобному в Александро-Свирский монастырь.

А пока вспоминаются наши недавние путешествия и встают в памяти трагические  и героические страницы истории тех мест, в которых нам довелось побывать. Хочется рассказать несколько таких историй из наших поездок.

     Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь. В 1935 году священником Троицкого храма стал о. Василий Разумов. Только что вышедший из заключения в лагере, он был назначен на приход в селе Троице. Управляющим Костромской епархией в это время был архиепископ Никодимом (Кротковым). После назначения батюшки на службы в Троицкий храм стало ходить небывало большое количество людей (до этого церковь какое-то время находилась в руках обновленцев, и в неё ходили немногие). В 1936 году, когда власти попытались сбросить колокола с колокольни Троицкой церкви, местные жители во главе с о. Василием не дали совершиться этому преступлению. В ночь с 3 на 4 декабря 1936 года святитель Никодим был арестован в Костроме. Узнав об этом, о. Василий Разумов решился на поразительный по своему мужеству поступок. В течение нескольких месяцев он возглашал на всех службах: «Еще помолимся о заключенном нашем архиепископе Никодиме». С православной точки зрения поминовение любого заключенного является совершенно нормальным делом. Но сам только недавно вышедший из заключения, о. Василий прекрасно сознавал, на что он идет, публично молясь об арестованном святителе. 5 августа 1937 года, сразу после окончания службы, на глазах еще не разошедшихся прихожан он был арестован прямо в храме. Священника о. Василия Разумова расстреляли 21 сентября 1937 года. Святитель Никодим, за которого молились о. Василий и его прихожане, скончался в ярославской тюрьме 21 августа 1938 года. 27 марта 1995 года Василий Разумов был причислен к лику святых, став первым костромским святым XX века.

     Гарнизонный храм Архангела Михаила в Ярославле. Храм в этом году будет отмечать 800-летие. Богослужения ведутся в нижнем, зимнем, храме. Верхний до сих пор стоит закрытым. Он подвергся артиллерийскому обстрелу во время подавления так называемого «мятежа белочехов» в 1918 году. Стены собора были пробиты насквозь, более семидесяти лет они зияли пробоинами, в 90-е годы пробоины заложили снаружи кирпичной кладкой. По всей стене верхнего храма проходит трещина, грозя обрушением. Стены собора от пола до потолка покрыты девятиярусным живописным ковром из миниатюр, иллюстрирующих библейскую историю, выполненным артелью ярославских изографов в 1731 году. Фресковая живопись частично осыпается и ждет своей реставрации. Так как храм является охраняемым государством памятником, реставрацию и восстановление можно провести только через включение в государственную программу. Дойдёт ли до неё дело в наши кризисные годы, или храму суждено погибнуть?

А вот у главного храма Свято-Успенской Тетеринской женской пустыни другая судьба. Благочинная монастыря матушка Варвара рассказала нам такую историю. Когда в селе стало известно, что новая власть послала команду красноармейцев, чтобы закрыть храм, старики-охотники засели на колокольне с ружьями и объявили, что им терять нечего, и они застрелят первого же, кто попытается войти в церковь. Команда уехала ни с чем, а впоследствии председатель колхоза, сам человек верующий, рискуя своей жизнью, какое-то время отчитывался об использовании храма под хозяйственные нужды, в то время как в храме тайно служили. Потом службы разрешили, и таким образом храм не закрывался все советские годы и теперь восхищает своими древними иконами и первозданным интерьером 18-го века.

     Свято-Введенский Толгский монастырь. В начале 30-х годов советское правительство решило построить в Ярославле на Волге  гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря.   Монастырь был полностью выселен,  и обитель была выбрана властями для организации в ней управления строительством. Для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. У алтарной стены (на месте иконостаса) построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней в маленьком кирпичном сооружении (сейчас иконная лавка) установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого по трубе сливалась в бетонную емкость под полом собора. Проведенные исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск, а в монастыре на долгие годы была устроена колония для малолетних преступников. Духовная жизнь монастыря замерла на долгие годы. Лишь в 1987 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель. Игуменья монастыря матушка Варвара с первыми насельницами, которых не устрашила временная неустроенность монастырского быта, подняли монастырь буквально из пепла.

     Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Как известно, по замыслу патриарха Никона он возводился по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Это был центр паломничества всей России, сооружение уникальное для нашей архитектуры. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году собор был взорван отступавшей немецкой дивизией СС «Райх» и только сейчас, более, чем через 70 лет после войны, возвращает себе былое величество. Воссоздание же Подмосковной Палестины такой, какой она мыслилась патриархом Никоном, ещё впереди.

     Колокольня Иосифо-Волоцкого монастыря. Была построена в 10-е годы XVI века, в XVвеке надстроена до 10 ярусов. Высота столпа колокольни достигала 76 метров, по высоте и красоте она сравнивалась с Иваном Великим. В путеводителях пишется, что её взорвали немцы в 1941 году. На самом деле её пришлось взорвать при отступлении нашим войскам, т.к. она была слишком хорошим наблюдательным пунктом для корректировки огня (Москву было видно!). Экскурсовод рассказывает, что офицер, которому было получено взорвать колокольню, сам верующий человек, хотел спасти её, попытавшись так рассчитать количество взрывчатки, чтобы уничтожить только перекрытия башни, сохранив стены. К сожалению, сохранить колокольню не удалось, и вот на руинах башни освящен храм в честь иконы Матери Божьей "Смоленская" ("Иже под колоколы"). Встанет ли на этом месте красавица-колокольня такой же, как была когда-то?

Вот такие разные истории. Хочется поклониться тем, кто выстояли в годы безбожного преследования Православия, а потом восстановили из руин и продолжают восстанавливать всё разрушенное! Помянем и нашу почившую прихожанку Клавдию Васильевну, бывшую среди первых насельниц Толгского монастыря. Вечная ей память!

Будем молиться о том, чтобы больше не постигли нашу страну бедствия такого масштаба, и чтобы постепенно затянулись на её теле раны, оставленные страшными годами. Будем хранить нашу православную веру!

     Слава Богу за всё!

raspisanie logo

Православный календарь

 

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика